Моделирование в развитии математических представлений дошкольников.
статья

Ножнина Елена Анатольевна

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.

Основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon моделирование 46 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование в развитии математических представлений дошкольников.

По прогнозам ученых,3-е тысячелетие, на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

Современные психологи (А.А.Венгер, С.П.Проскура) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения дошкольников.

Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников,

Н.Н. Поддъяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Между тем во многих странах мира во всех звеньях системы просвещения – от дошкольных учреждений до университетов – отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны – снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся.

А.М. Вербенец в своей работе «Освоение средств отношений предметов детьми 5 года жизни посредством моделирования» говорит о том, «что ребенок, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно необходимой информаций и успешно развивается как личность. Для становления ребенка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования».

МОДЕЛИРОВАНИЕ – наглядно – практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, глобус ит.д)

Метод моделирования заключается в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных  схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойство и связи того или иного объекта.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.

Основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.

 По своей сути познание рассматривается как процесс моделирования реальности. При этом сенсорные эталоны выступают модельным отображением свойств. Например, геометрические фигуры обобщено отражают существующие в действительности многообразные формы. Процесс соотношения свойств и эталонов аналогичен установлению связи между реальным и моделируемым содержанием. Ребенок учится соотносить фигуры с реальными формами, выделять форму предмета посредством отнесения к эталону.

Современные исследователи рассматривают моделирование с разных позиций. В  одних работах моделирование выступает как общая интеллектуальная способность (Венгер, Говорова, Цеханская),в других – как вид знаково - символической деятельности (Глотова, Лебедева, Салмина).

 Исследователи отмечают, что основы моделирования закладываются с раннем и младшем дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности детей. По мере развития познания дошкольников происходит существенное изменение в содержании и в структуре моделирования – модели начинают чаще использоваться в познании окружающего, осваиваются их гносеологическая и, измерительная функции. Однако в дошкольном возрасте ребенок осваивает лишь основы моделирования, что проявляется в умении использовать модель в познании разнообразного содержания, выделении и установлении связи «замещаемое – замещающее», некоторых правил моделирования, замещения содержания, видоизменения готовых моделей.

«освоение свойств и отношений предметов в дошкольном детстве, утверждает в своей работе «Воспитание сенсорной культуры ребенка»Венгер – сложный неравномерный процесс, в основе которого лежит соотношение чувственного и логического познания. На первых ступенях развития дети выделяют и абстрагируют свойства из многообразия свойств, которым обладает предмет. Чем богаче опыт познания предметного мира, больше объем представлений о свойствах  и отношениях. Тем легче ребенку перейти на более высокие ступени – освоить обобщение, научиться  упорядочивать, группировать и классифицировать по свойствам, подойти к пониманию существенных связей, логических отношений между предметами и явлениями мира.

Сложность познания свойств и отношений предметов в дошкольном возрасте обусловлена противоречием между образностью мышления дошкольника и логикой, абстрактностью свойств, отношений, связей.

Моделирование в раннем возрасте.

Моделирование –приблизительное воспроизведение каких-либо объектов которые по своей сложности и величине не поддаются или плохо поддаются исследованию и изготовлению в натуре.

Моделирование способствует связи теории с практикой, формированию практических навыков, является средством расширения политехнического кругозора ребят. Объекты, выбираемые для моделирования, должны отражать в своей тематике достижения науки и техники, иметь общественно полезную направленность. Соответствовать возрастным особенностям, интересам и уровню подготовки детей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Значение сенсорного моделирования в раннем  и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

В книге В.В.Зеньковского «Психология детства» автор говорит о том, что: «сенсорное развитие, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.»

Усвоение сенсорного моделирования – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.

Использование моделирования в среднем возрасте.

При выраженном интересе к окружающему миру ребенок среднего возраста не владеет адекватными средствами получения необходимой информации, поэтому педагог призван помочь ему в овладении средствами дознания, выработанными человечеством  и позволяющими самостоятельно открывать новое.

Часть свойств и отношений (цвет, размер, форма) осваивается детьми достаточно полно. Дети устанавливают отношения, успешно понимают простые логические связи, поясняют их.  Другие свойства и отношения осваиваются недостаточно глубоко, дети затрудняются в определении сенсорных эталонов, «смешивают» объемы представлений (например, неверно употребляют термины – большой вместо тяжелый, мягкий вместо легкий). Неравномерность освоения свойств и отношений связана как с особенностями самих свойств(частотой их проявления, степенью выраженности), так и с уровнем овладения способами их познания.  Низкий уровень освоения свойств и отношений, их «размытость» обусловлены следующими причинами:

- в существующей практике наблюдается перенос акцентов на развитие познавательных операций без достаточного  расширения сенсорных представлений. Расширение и углубление представлений о свойствах происходит попутно, следствием чего является разрыв связи между сенсорными и логическими компонентами познания.

- обособленное изучение свойств и отношений не всегда способствует развитию системного видения объектов мира. Так форму и размер рассматривают как математические свойства и отношения, цвет связывают с изодеятельностью, шероховатость ассоциируют с природоведческими знаниями.

Применение модели при группировке фигур позволяет детям более успешно выделять и удерживать основания для образования групп.  Если до этого дети часто изменяли основания, группировали предметы по двум свойствам одновременно, переключались на игру, то при использовании модели они более успешно обследуют предметы, группируют их, поясняя свои действии.

Сенсорные модели   помогают детям выявить конкретные отличия свойств, а модели логического содержания  способствуют лучшему выделению связей, отношений, обобщению и логизации содержания. Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ее элементами повышают интерес детей к заданиям, вызывают желание экспериментировать, исследовать предметы и модель. Это свидетельствует о том, что использование модели в освоении свойств и отношений предметов может стать увлекательным средством познания.

Однако следует помнить, что модель является лишь средством познания содержания, «подсказкой – помощником», следовательно, она не должна заменять собой реальные свойства и отношения. Модели могут лишь направлять исследование, помогать абстрагированию свойств, выступать средством измерения.

Следует помнить, что одной из важнейшей формой  организации детской деятельности является игра. Преимущество игр заключается в возможности их усложнения и вариативности форм проведения, при этом как индивидуально с тем или иным ребенком, так и с различными группами детей.

На первом этапе  работы с дошкольниками, целью которого является накопление опыта практического использования модели для выделения свойств и отношений предметов, восприятия модели, замещения, целесообразно использовать игры типа «Домики свойств», «Отгадки», «Составь картинку». Конкретность модели облегчает понимание ее содержания, обеспечивает успешность установления детьми связи «реальность – модель».

Второй этап  направлен на развитие у детей умений использовать модель в установлении отношений, сопоставлять, сравнивать реальность и модель.

Игры  «Волшебный компьютер», «Рассадим гостей».

Третий этап  направлен на развитие у детей умений использовать модель в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности для обобщения, схематизации представлений. «Найди семейку», «Похожи –не похожи», «Общее свойство».

Применяя модели, дошкольники успешно выделяют общее – различное в предметах, упорядочивают и группируют предметы.

 Старшим дошкольникам доступны предметно – схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов – заместителей, графических знаков.

Существует четырех ступенчатая последовательность с применением метода моделирования:

Первый этап предлагает знакомство со смыслом арифметических действий на основе теоретико – множественного подхода.

Второй – обучение описанию этих действий на языке математических знаков и символов (выбор действия и составление математических выражений в соответствии с предметными действиями).

Третий – обучение простейшим приемам арифметических вычислений (пересчет элементов количественной модели описываемого множества, присчитывание и отсчитывание по одному, сложение и вычитание по частям).

Четвертый этап – обучение способам решения задач (выбор действий, вычисление результата).

Содержание первых трех частей – это подготовка к решению задач.

Таким образом, использование моделирования в развитии математических представлений дошкольников дает ощутимые положительные результаты, а именно:

- позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;

- улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;

- повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира.

Моделирование является одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование в развитии математических представлений детей среднего дошкольного возраста..

Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое ...

Использование метода моделирования в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Использование метода моделирования в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Моделирование в развитии математических представлений дошкольников"

В консультации представлены методические рекомендации о видах моделей, которые можно использовать в работе по развитию математических способностей у детей....

Использование моделирования в развитии математических представлений у старших дошкольников.

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)  В ...

Сообщение на педсовете: «Моделирование в развитии математических представлений старших дошкольников»

Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников....