Моделирование в развитии математических представлений у дошкольников с нарушенным слухом
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Пашнина Ирина Вадимовна

Отчет 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 казенное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Нижневартовская  школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»

Тема по самообразованию:

 «Моделирование в развитии математических представлений у дошкольников с нарушенным слухом»

Учитель-дефектолог

 Пашнина И.В.

первая квалификационная категория

Этапы профессионального развития

Развитие своего опыта

Освоение чужого опыта

Освоение научной разработки

Создание новой практики

 Самый благоприятный возраст для развития математических представлений – это дошкольный возраст.  Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, воображения, эмоции; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Рассматривая развитие математических представлений и форм их осуществления, важно помнить, что первостепенной задачей при воспитании и обучении дошкольников с нарушением слуха математике является развитие познавательной, мыслительной деятельности, интеллекта, а наиболее эффективным средством при этом обучении, является моделирование.  Этим самым и послужило выбрать тему по самообразованию             «Моделирование в развитии математических представлений у дошкольников с нарушением слуха»  

«Использование моделирования в формировании элементарных математических представлений дошкольников»  Райхан Кашапова.

«Моделирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика» Омардина Татьяна Владимировна, Чигина Ольга Алексеевна, Торопыгина Галина Викторовна.  Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» 2016

Изучение и подготовка дидактического материала, для обучения дошкольников с нарушением слуха умениям математического моделирования.

План работы по теме самообразования:

«Моделирование в развитии математических представлений у дошкольников с нарушенным слухом».

Развитие элементарных математических представлений — это  важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно  будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка с нарушением слуха требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими.

Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Тем самым математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. И одним из таких путей развивающих детское познание является моделирование.

Моделирование — наглядно-практический метод обучения. Заключается он в том, что мышление ребенка с нарушением слуха  развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.  

Цель данной работы: изучение и анализ эффективности использования метода моделирования в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Для достижения цели, я обозначила следующие задачи:

  • изучение методической  литературы по данной теме;
  • изучение и анализ педагогического исследования по теме;
  • определение роли моделирования как метод в математическом обучении дошкольников;
  • разработка и апробация  на практике дидактического материала, комплекса математических занятий, основанных на методе моделирования.

Содержание

1 год (2015/16)

2 год (2016/17)

3 год (2017/18)

1.Планирование и анализ деятельности

1.Анализ затруднений.

2. Изучение литературы по теме.

3.Определение цели и задач работы над темой.

1. Разработка перспективного плана по теме: «Моделирование в развитии математических преставлений у дошкольников с нарушением слуха»

2.Разработка дидактического материала по использованию моделирования на занятиях по формированию математических представлений у дошкольников.

1. Использование своего опыта в работе с детьми

 2. Обобщение опыта работы, отчет по самообразованию.

2.Диагностика деятельности обучающихся

Обследование  уровня  сформированности  математического моделирования у детей дошкольной группы.

Промежуточный мониторинг по выявлению уровня развития  математического моделирования у детей дошкольной группы.

Мониторинг сформированности математического моделирования детей дошкольной группы.

3.Изучение новых технологий, методик, их апробация

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

4.Выбор организационных форм в рамках темы (нестандартные уроки)

Интегрированные занятия, дидактические игры с использованием моделирования.

Дидактические игры с использованием моделирования. Интегрированные занятия с использование элементарных математических представлений и моделирования.

Открытое занятие в рамках МО.

5.Изучение литературы по теме

Венгер Л.А. «Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию»

Данилова В.В. «Обучение математике в детском саду»

Калинченко А.В. «Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи» Методическое пособие.

Метлина Л.С. «Математика в детском саду».

Репина Г.А. «Математическое развитие дошкольников».

Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Леушина А. М. «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Математическое моделирование (электронный ресурс) Режим доступа: http:www.pedsovet.info

Бакина М.А. Современные дети, современные игры. Дошкольное воспитание – 2005 №4

Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Владос, 2003

Волчкова В. Занимательный счет. Дошкольное воспитание – 1993 №1

Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. А.А. Столяра. – М., 1991

Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 2004

Шевелев К.В. Развивающие игры для дошкольников –М.: Издательство института психотерапии, 2001

6.Изучение передового опыта (посещение уроков коллег)

Белокопытова Л.В.

НОД «Формирование элементарных математических представлений» 5 год обучения.

Артемова Л.Л.  

НОД «Формированию элементарных математических представлений» 5 год обучения

7.Формы отчётности и практические выходы (доклады, выступления, открытые мероприятия)

Открытое занятие для родителей на День открытых дверей 18.05.2017г. НОД  «Формирование элементарных математических представлений» с использование моделирования.

Открытое занятие в рамках МО.

Декабрь. НОД «Формирование элементарных математических представлений»  с использованием игр по моделированию.

8. Изготовление вспомогательных дидактических материалов

Изготовление дидактического материала по данной теме.

Изготовление дидактического материала и дидактических игр по данной теме в соответствии с возрастом.

Изготовление дидактического материала и дидактических игр по данной теме в соответствии с возрастом.

9.Обобщение опыта (для тех, кто завершает работу)

Обобщение опыта по теме в рамках ОУ.

10. Выводы по каждому году

Работая над темой первый год, сделала вывод, что для детей первого года обучения тема моделирование в математике дается с трудом. У них слабо развито внимание, воображение, мышление, общая и мелкая моторика кистей рук, ориентировка в пространстве и на плоскости.  Поэтому, изучив данную проблему, на следующий учебный год разработать перспективный план по работе над данной темой, больше включать материала по моделированию, как на занятиях, так и в свободной деятельности.    

На втором году обучения, в ходе наблюдений и обследований, выяснилось, что дети стали более заинтересованы в занятиях, где используются заданиях по моделированию. Они стали более усидчивы,  активны, внимательны, у них  накопился активный и пассивный словарь, лучше стали ориентироваться на плоскости, лучше  развита общая и мелкая моторика кистей рук.  Поэтому следует продолжить работу над данной темой в следующем учебном году.

1.На данный период мною была изучена методическая литература;

2. Разработан и апробирован  на практике дидактический материал, комплекс математических занятий, основанных на методе моделирования.

Применение моделирования как метода математического обучения допустимо и вполне эффективно, что связывается в первую очередь с тем, что мышление дошкольников с нарушением слуха во многом стимулируется развитием сенсорного аппарата ребенка, улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта, повышает наблюдательность, дает ему возможность заменить особенности окружающего мира. Все это становится возможным, прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника.  Следовательно, проведенная мною  работа, подтвердила правильность составленной работы, направленной на формирование элементарных  математических представлений и использование метода моделирования у дошкольников с нарушением слуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха

Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепление числа и цифры 7, знаков «<», «>», «=»; упражнение в решении примеров на сложение и вычитание.Коррекционно-развивающая:  Развитие слухового в...

Формирование математических представлений у дошкольников с нарушением слуха

Формирование математических представлений детей с нарушением слуха имеет свои особенности и зависит от доступности предлагаемого детям материала, направленного на усвоение общественного опыта, и от со...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха старшая группа Тема: «Маша и медведь»

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха старшая группа...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха старшая группа Тема: «Маша и медведь»

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха старшая группа...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха старшая группа «Собираем урожай»

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха, старшая группа...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха, подготовительная группа Тема: «Лиса и зайцы»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха,  подготовительная  группа...