Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха старшая группа Тема: «Маша и медведь»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Шатова Ирина Александровна

Конспект занятия по ФЭМП для детей с нарушением слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_femp.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха старшая группа

Тема: «Маша и медведь»

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные:

- Показать образование числа 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 4 и 5; учить считать в пределах 5.

- Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

- Развитие слухового восприятия, мелкой моторики, активного словаря.

Коррекционно-воспитательные: Воспитание усидчивости, желания помогать друг другу.

Оборудование: Демонстрационный материал. Игрушки: Маша и медведь; 5 тарелок, 5 ложек, треугольник, квадрат, прямоугольник; 2 полоски-модели (одна полоска равна длине сторон квадрата и короткой стороне прямоугольника, другая – равна длине стороне прямоугольника).

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, грибы (по 5 шт. для каждого ребёнка) и карандаш,  конверты; предметы посуды, разрезанные на части (по 2 шт. для каждого ребёнка).

Ход занятия:

Организационный момент.

- Сегодня мы будем считать, слушать, говорить. Посмотрите, к нам пришли Маша и медведь Мишка.

2. Основная часть.

1). Игровая ситуация «Маша учит считать Мишку».

В гости к детям приходят Маша и Мишка. Маша учит медведя считать. Она ставит на стол 4 тарелки и предлагает Мише посчитать их: «Сколько тарелок? Положи рядом столько же ложек. Сколько ложек? Сколько тарелок? Что можно сказать о количестве тарелок и ложек?».

Маша ставит ещё одну тарелку и считает: «Как получили пять тарелок? Сколько у нас ложек? пять тарелок и четыре ложки– сравните, чего больше. (Пять тарелок больше, чем четыре ложки.) Четыре ложки и пять тарелок – сравните, чего меньше. (Четыре ложки меньше, чем пять тарелок.) Какое число больше: четыре или пять? Какое число меньше: пять или четыре? Как сделать так, чтобы тарелок и ложек стало поровну?»

Дети обговаривают два варианта уравнивания, Воспитатель предлагает сделать так, чтобы тарелок и ложек стало по 5. Дети добавляют одну ложку, считают, уточняют, сколько их стало, и как получилось 5 . (К четырем ложкам добавили ещё одну.)

2). Маша даёт детям задание: «Положите на верхней полоске карточки пять грибов, на нижней нарисуйте четыре шишки». Предлагает посчитать шишки и грибы. Затем спрашивает: «Сколько шишек? Сколько грибов? Четыре шишки и пять грибов – сравните, чего больше. (Пять грибов больше, чем четыре шишки.) Какое число меньше: пять или четыре? Сделайте так, чтобы грибов и шишек стало поровну».

Маша уточняет способы уравнивания предметов. (дорисовать 1 шишку или убрать 1 гриб)

3) Маша показывает Мишке прямоугольник, квадрат и треугольник. Уточняет названия фигур, считает их стороны и углы: «Сколько сторон? Сколько углов?» Потом предлагает сравнить стороны квадрата и прямоугольника. Показывает, что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны только противоположные стороны (с помощью полосок-моделей уточняет свойства квадрата и прямоугольника).

4). Игровое упражнение «Поможем Мишке склеить посуду».

У детей в конвертах предметы посуды, разрезанные на части. Маша просит детей помочь Мишке склеить посуду.

3. Итог:

- Что мы сегодня делали?

- Что нового вы узнали? Что было трудно (легко)?

Тема: Сравнение количеств предметов в пределах 5. Фиксация результатов сравнения.

Цель:

  1. Закрепить прямой и обратный счет в пределах 5-ти, счет от названного числа.
  2. Учить детей сравнивать количества предметов и фиксировать результаты сравнения: «тут и тут равно», «тут больше», «тут меньше». Развивать логическое мышление.
  3. Закрепить название геометрических форм.
  4. Развивать слуховое восприятие посредством упражнений в различении на слух неречевых и речевых звучаний.
  5. Развивать речевую активность через ответы на вопросы.
  6. Развивать общую моторику через физ. минутку.
  7. Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательность.

Словарь: Какое время года сейчас? (было, будет), какой месяц? Какой день недели? Что будем делать? Считай прямо. Считай обратно. Назови соседей. Круг. Квадрат. Овал. Прямоугольник. Треугольник. Равно. Не равно. Тут больше. Тут меньше.

Оборудование: счетный материал (грибочки), молоточек, дудка, картинки, цифры, раздаточный материал (круги, овалы..), магнитные доски, таблички.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Перекличка (имена детей). Посадка детей.


Педагог:

Какое время года сейчас? Было? Будет?

Какой месяц?

Какой сегодня день недели?

Что будем делать?


Дети:

Сейчас зима. Была осень. Будет весна. Декабрь. Вторник. Будем заниматься, считать, думать.


  1. Основная часть.


Педагог:

Будем слушать.

Педагог вызывает ребенка, отбивает молоточком 5 раз, ребенок слушает и набирает в корзину соответствующее количество грибов.

Считай. Сколько?


Ребенок:

Ребенок находит цифру 5 и табличку, выкладывает на доске. Соотносит с картинкой.

Остальные дети слушают стук молоточка, находят цифру 5, выкладывают на магнитной доске. Соотносят с картинкой.


Педагог:

Назови соседей числа 5.


Ребенок:

Три, четыре.

Находит соответствующие цифры и таблички.

Аналогично дети на местах


Педагог:

Разложите цифры по порядку.


Дети выкладывают числовой ряд от 1 до 7. (На доске цифры и таблички).


Педагог:

Считай прямо от 3-х.

Считай обратно от 5-ти.

Сопряженное проговаривание, дактилирование.


На столах у детей раздаточный материал – геометрические формы. На доске таблички: треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник.


Педагог:

У кого круг (квадрат, треугольник, овал…)?


Дети:

У меня круг (квадрат, овал…).


Физ. минутка

Прыгайте. Топайте. Шагайте.

Хлопни столько… (каждому ребенку предлагается по-разному): показать количество на пальцах, сказать цифру устно-дактильно, услышать на слух количество звучаний дудки.


У детей на столах раздаточный материал – круги, на доске круги и таблички. Один ребенок у доски, остальные дети на местах выполняют задания педагога.


Педагог:

Положите четыре круга

Положите внизу столько же.

Подумайте.


Ребенок:

Выкладывает круги, находит соответствующие таблички.

Тут четыре


Тут четыре


Равно.

Сопряженное проговаривание.


Педагог:

Уберите один круг вверху.

Равно?


Ребенок:

Убирает вверху один круг, находит соответствующие таблички

Тут три.


Тут четыре.


Нет


Педагог:

Где больше?

Где меньше?


Ребенок:

Тут три. Тут меньше


Тут четыре. Тут большее


Педагог подходит к детям и индивидуально спрашивает: «Где больше?», «Где меньше?» Дети на местах показывают на своих кругах.


Педагог:

Три меньше.

Четыре больше.

Сопряженное проговаривание.


3. Итог


Педагог:

Занимались хорошо, молодцы.

Что мы делали?


Дети:

Мы считали, думали, слушали, говорили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха

Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепление числа и цифры 7, знаков «<», «>», «=»; упражнение в решении примеров на сложение и вычитание.Коррекционно-развивающая:  Развитие слухового в...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха старшая группа Тема: «Маша и медведь»

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха старшая группа...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха старшая группа Тема: «Маша и медведь»

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха старшая группа...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха старшая группа «Собираем урожай»

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха, старшая группа...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха, подготовительная группа Тема: «Лиса и зайцы»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха,  подготовительная  группа...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактических игр в старшей группе. Тема: «Путешествие в королевство Математики»

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактических игр в старшей группе. Тема: «Путешествие в королевство Математики» Программное...

План-конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушениями слуха старшей группы и для детей с ТМНР

План-конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений может быть использован в работе с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста в старшей группе и в раб...