Сообщение на педсовете: «Моделирование в развитии математических представлений старших дошкольников»
консультация
Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_ped.sovet_.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на педсовете:
«Моделирование в развитии математических представлений старших дошкольников»
Подготовила : воспитатель подготовительной к школе группы Яськова Е.В.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе, важно познакомить ребенка с арифметическими задачами на сложение и вычитание. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- Знакомить со знаками действия; обучать составлению соответствующего математического выражения.
- Обучать дошкольников вычислительным действиям.
- Развитие интеллектуальной – творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач.
- Накапливать опыт познания посредством моделирования и использование модели в повседневной деятельности.
Моделирование — наглядно практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус).
Метод моделирования, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят
скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким — либо условным знаком.
Виды моделей
- Предметные — в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких – либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.
- Предметно – схематические — в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов – заместителей, графических знаков. Распространенными предметно – схематическими моделями являются чертежи, выкройки.
Рассмотрим, как можно использовать метод моделирования при решении задач на сложение и вычитание. Что значит решить задачу? Решить задачу — значит раскрыть связи между данными и искомым, заданные условием задачи, на основе чего выбрать, а затем и выполнить арифметическое действие и дать ответ на вопрос задачи.
Упражнение: «У мальчика было 3 красных мяча и 2 синих. Сколько мячей было умальчика?» Ребенок, повторяя условие задачи, берет 3 красных мяча, показывает их детям, кладет в коробку, находит карточку с обозначением числа 3. Затем берет 2 синих мяча и, показав их детям, находит карточку с обозначением числа 2.
Педагог. Что спрашивается в задаче? Ребенок. Сколько мячей было у мальчика.
Педагог. Что нужно сделать с синими мячами, чтобы мячи были все вместе? Ребенок. Их нужно сложить вместе с красными. (Кладет синие мячи в коробку, где лежат 3 красных мяча.)
Педагог. Сколько красных мячей было в коробке? Ребенок. 3 мяча.
Педагог. А теперь мячей в коробке стало больше или меньше? Ребенок. Больше.
Педагог. Почему? Ребенок. Мы к 3 мячам добавили еще 2 мяча.
Педагог. Как мы это запишем? Ребенок. Три плюс два (3+2).
Педагог. Сколько всего мячей стало у мальчика? Ребенок. Пять.
Педагог. Как ты узнал? Ребенок. Три плюс два будет пять.
Педагог. А как можно узнать по – другому? Ребенок. К трем прибавить один, будет четыре, и еще один, будет пять.
Педагог. Давайте проверим, правильно мы решили задачу: достанем мячи из коробки и пересчитаем. Ребенок вынимает мячи из коробки и пересчитывает их. Дети убеждаются, что мячей 5.
Затем переходим от предметного к графическому моделированию.
Педагог. Давайте запишем задачу и ее решение в тетради. Как можно изобразить в тетради мячи?
Дети. Кружками.
Педагог. Сколько красных кружков вы нарисуете? Дети. Три.
Педагог. А сколько синих? Дети. Два. Рисуют 3 красных кружка, а рядом 2 синих.
Педагог. Что спрашивается в задаче? Дети. Сколько всего мячей.
Педагог. Как мы это покажем? Давайте изобразим это вот такой большой дугой. (Дети рисуют дугу). Но ведь в задаче это еще не известно, а только спрашивается. Напишем под дугой вопросительный знак.
В результате у детей получается графическая модель задачи.
Педагог. Закройте кружки полоской бумаги. Как узнать, сколько всего кружков, не пересчитывая их? Что нужно сделать? Дети. Нужно сложить числа 3 и 2.
Педагог. Запишем под рисунком решение: 3+2= 5. Сколько всего мячей у мальчика? Дети. У мальчика 5 мячей.
Все формы использования моделирования, а именно предметное моделирование, предметно – схематическое моделирование дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность дошкольников. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол "Использование решения проблемных ситуаций в развитии математических представлений старших дошкольников"
Использование решения проблемных ситуаций в развитии математических представлений старших дошкольников...
Развивающая игра «Геоконт», как средство развития математических представлений старших дошкольников.
Педагогические условия внедрения развивающей игры "Геоконт" в образовательный процесс....
Статья на тему: «Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений старших дошкольников»
Аннотация. В статье рассмотрена нетрадиционная техника работы с бумагой Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Даны методические ...
Картотека игр «Дидактические игры как средство развития математических представлений старших дошкольников»
Сборник дидактических игр по развитию элементарных математических представлений старших дошкольников...
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников». Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников маст...
"Моделирование в развитии математических представлений старших дошкольников"
Семинар - практикум для педагогов....