Консультация для воспитателей «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду»
консультация

В консультаци описываются нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc41 КБ
Файл prezentatsiya_stihi.pptx1.74 МБ
Файл 2.pptx2.91 МБ
Файл 3.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду»

В детском возрасте заучивание стихов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.

Когда малыш учит стихи – развивается психические процессы, расширяется кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.

Но часто не все дети хорошо запоминают текст стихотворения.

Трудно запомнить то, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, когда нет мотивации для запоминания.

При заучивании стихов довольно часто используют принцип повторения. Но от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же здесь задействована лишь слуховая память.

При разучивании стихов нужно использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную и самую сильную память – это эмоциональную. Разучивание должно быть делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха – понятным.

Для педагога очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника – ИГРУ.

Существуют разные нетрадиционные способы разучивания стихов. Я остановлюсь на некоторых из них.

1способ. Учим стихи по картинкам. Так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит непроизвольный характер, а также память – исключительно фотографична, то зрительный образ позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Еще К. Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Согласно этому методу – содержание стихотворения обозначается картинками.

Жили- были зайчики на лесной опушке,

Жили- были зайчики в беленькой избушке,

Мыли свои ушки, мыли свои лапочки,

Наряжались зайки, надевали тапочки.

На этом принципе основаны детские книги со стихами.

Опорные буквы (первые буквы первых слов каждой строки). Это дополнительный приём для старших дошкольников и, обратите внимание, школьников. Они могут быть написаны, выложены как на столе, так и на доске. Буквы помогают ребёнку вспомнить начало каждой строки.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.

2способ. Учим стихи в движении. Применяя этот способ, педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Например стихотворение «Самолет»

Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед,

Полетел наш самолет.

Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. (пальчиковая гимнастика). Для детей интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или в перчаточном.

Или  можно по- другому,  педагог предлагает ребёнку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Затем рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Тут основной принцип в том, что мы подкрепляем запоминание движением. Как вариант этого метода, вы можете предложить ребёнку класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать на нитку бусины.

Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.

3 способ. Мнемотехника.

Мнемотехника — система приѐмов, облегчающих запоминание путѐм образования дополнительных ассоциаций. Один из приемов мнемотехники - построение мнемотаблиц, в которых слова, которые нужно запомнить, нарисованы в том же порядке, что и в тексте. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Проводится работа над словом, дается слово, придумывается какое-нибудь   его символическое обозначение. Дети постепенно начинают понимать, что значит «зашифровать слово».

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам - кодированию словосочетаний и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.

 Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Я предлагаю вашему вниманию мнемотаблицу к стихотворению И.Винокурова "Осень"

Ходит осень В нашем парке,

Дарит осень Всем подарки:

Бусы красные – Рябине,

Фартук розовый – Осине,

Зонтик желтый – Тополям,

Фрукты осень Дарит нам.

Учим стихи построчно.

Педагог читает стихотворение и каждый ребенок повторяет по одной строчке. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.

Запоминания и проговаривания хором.

Этот способ можно считать удачным, так как этот прием дает возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, скрыться в общем хоре голосов. Для хорового запоминания и чтения нужны стихи особые, напевно-речитативные.

Практически все методы и приёмы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей. Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания. Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста

Слайд 2

Заучивание стихов позволяет: развивать психические процессы расширять кругозор расширять словарный запас формировать общий уровень культуры.

Слайд 3

При разучивании стихов важно задействовать: зрительную память с луховую память осязательную память двигательную память э моциональную память.

Слайд 4

Для педагога очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника – ИГРУ.

Слайд 5

Нестандартные способы разучивания стихов 1. Учим стихи по картинкам «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский

Слайд 10

уря глою ебо роет, ихри нежные рутя , о ак верь на авоет , о аплачет , ак итя . Опорные буквы Б с н В к к м к Т з о з Т з д к


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нестандартные способы разучивания стихов 2. Учим стихи в движении

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пальчиковая гимнастика

Слайд 2

Нестандартные способы разучивания стихов 3. Мнемотехника

Слайд 4

Учим стихи построчно

Слайд 5

Запоминания и проговаривания хором

Слайд 6

Запоминания и проговаривания хором 1. Учим стихи по картинкам Опорные буквы 2. Учим стихи в движении Пальчиковая гимнастика Клубочек Б усы 3. Мнемотехника Учим стихи построчно Нестандартные способы разучивания стихов

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду»

Оказание методической и практической помощи родителям при разучивании с детьми стихов нетрадиционными способами;Познакомить с нетрадиционными методами заучивания стихотворений;Научить использовать нет...

Методика заучивания стихотворений в детском саду (консультация для педагогов)

Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культу...

Методика заучивания стихотворений в детском саду

Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»

Способствовать увеличению «педагогического багажа» новыми формами и методами обучения стихов дошкольниками. Повышение профессиональной квалификации педагогов в процессе активного педагогич...

Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду

Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду: по картинке, в движении, построчно, театральный способ заучивания, мнемотаблица, мнемосхема....

Статья "Основные постулаты заучивания стихотворений в детском саду"

В статье описаны основные методы заучивания стихов в дошкольнос учреждении....