Статья "Основные постулаты заучивания стихотворений в детском саду"
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В статье описаны основные методы заучивания стихов в дошкольнос учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья Тема: Основные постулаты заучивания стихотворений в детском саду

О.В. Кобзеева

       На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными ее жанрами, в том числе с поэзией. Поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Она помогает решать задачи формирования звуковой культуры речи, способствует выработке четкой дикции.

         При заучивании с детьми стихотворений необходимо соблюдать следующие правила: 1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка, нравиться своей музыкальностью, яркостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение. 2. В тексте не должно быть непонятных ребенку слов. Если такие есть - в доступной форме объяснить смысл этих слов. 3. Прочесть стихотворение нужно эмоционально, выразительно, чтобы раскрыть его красоту, донести смысл до ребенка. 4. Учитывать индивидуальные особенности детей.

      Существует множество приемов заучивания:

  1.  Двигательные - ребенку предлагают взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики или нанизывать пирамидку, бусы.
  2. Слуховые - вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке «магнитофончик», который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму.
  3. Игровые - выполнение игровых действий с предметами во время чтения.

 Досказывание рифмующего слова;

 Чтение по ролям стихов-диалогов;

 Частичное воспроизведение текста всей группой - это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказке К. Чуковского "Мойдодыр": "Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист". Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте; драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку.

  Воспроизведение стихов методом игры ("Телефон" К. Чуковского, "Сказка о глупом мышонке" С. Маршака).

  1. Визуальные - можно построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Затем, по «картинному плану» ребенок несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно использовать готовые картинки. К визуальным приемам можно отнести использование мнемотаблиц - согласно данному методу, слова в стихотворении обозначаются определенными картинками, наиболее ярко отражающими это описание. Данный подход помогает вспоминать сюжет и не путать в нем порядок событий, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность. На последующих этапах работы с целью усложнения стих-иллюстрацию можно разрезать на отдельные картинки — фрагменты, позволяющие детям самостоятельно воспроизводить эту последовательность. Таким образом, дети учатся быстро и без особых усилий запоминать стихотворный текст и рассказывать его с опорой на картинки — иллюстрации. Пример  - использование мнемотаблиц при заучивании стихов.

   Во время заучивания стихов следует придерживаться следующих методических требований:

1. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными.

2. Стихотворение заучивается целиком, это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

3. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии, для этого необходимо от 8 до 10 повторений.

4. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии.

5. Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе.

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности: в младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто "Игрушки"; Е. Благинина "Огонек"; Д. Хармс "Кораблик" и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Воспитатель несколько раз (5-6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети. Так, читая стихотворение Е. Благининой "Флажок", воспитатель предлагает детям походить с флажком по комнате. В дальнейшем чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок. В среднем дошкольном возрасте заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина "Мамин день", "Не мешайте мне трудиться"; С. Маршак "Мяч" и др.). При чтении стихотворения в средней группе можно в кратком анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (в стихотворении Е. Серовой "Одуванчик" - образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый), довести до ребенка понимание смысла стихотворения. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин, И. Суриков, Е. Благинина, Е. Серова, С. Есенин). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова "Стрекоза и Муравей", "Ворона и Лисица", "Лебедь, Рак и Щука". Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов. Вместе с тем не стоит увлекаться работой по осмыслению поэтического текста. Это снижает художественный образ, его влияние на детские эмоции. Построение работы по заучиванию стихотворения. В начале необходимо создать эмоциональный настрой для восприятия и запоминания поэтического произведения. Проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. Далее воспитатель называет жанр, автора. После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения. От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми. С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст. В ходе беседы у ребенка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного. Необходимо помочь детям понять трудные места, дать возможность еще раз их послушать. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста. Повторно произведение читается с установкой на запоминание. Для того чтобы заучить стихотворение, ребенок должен овладеть приемами произвольного запоминания: неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать логическую связь между частями. После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. На данном этапе не следует оценивать выразительность исполнения. Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя или детей. После заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать музыку. В последующие дни следует вновь обратиться к этому произведению уже вне занятия, почитать его, оценить качество чтения. Необходимо добиваться, чтобы каждый ребенок запомнил текст и умел читать его выразительно.

Библиография

  1. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. – М., 1981.
  2. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб, 2004.
  3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду»

Оказание методической и практической помощи родителям при разучивании с детьми стихов нетрадиционными способами;Познакомить с нетрадиционными методами заучивания стихотворений;Научить использовать нет...

Методика заучивания стихотворений в детском саду (консультация для педагогов)

Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культу...

Методика заучивания стихотворений в детском саду

Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей....

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду»

В консультаци описываются нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду....

Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду

Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду: по картинке, в движении, построчно, театральный способ заучивания, мнемотаблица, мнемосхема....

Консультация по теме "Традиционные и инновационные приемы при заучивании стихотворений в детском саду"

Консультация по теме "Традиционные и инновационные приемы при заучивании стихотворений в детском саду"...