Статья: РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа)

Лихачева Марина Васильевна

Основной деятельностью детей в младшем возрасте является игра и наша задача сделать игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересы ребёнка. В этом на помощь приходят развивающие игры.

В том числе и игры для развития мелкой моторики рук.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

Для развития речи и мышления ребенка раннего возраста актуально развивать мелкую моторику пальцев малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_mladshego_vozrasta.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

 

      Основной деятельностью детей в младшем возрасте является игра и наша задача сделать игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересы ребёнка. В этом на помощь приходят развивающие игры. В том числе и игры для развития мелкой моторики рук.

       Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

      Для развития речи и мышления ребенка раннего возраста актуально развивать мелкую моторику пальцев малыша.

       В 2018 году начала свою деятельность с детьми 1 младшей группы (вновь прибывшие в детский сад). Для выявления полноценной картины уровня моторного развития рук воспитанников, набранной группы, мною было проведено обследование ребят, которое показало, что у ребят низкий уровень развития общей моторики и речи. Обследование проходило, через использование различных инструментов - застегивание и расстегивание застежек, зашнуровать ботинок, закрутить пробки, пользование лопаткой, трудно собрать рассыпавшие детали конструктора и др., и т.д.).

       После обследования я прочла много литературы по развитию мелкой моторики рук и поставила цель развивать пальчиковую моторику рук, используя традиционные и нетрадиционные методы.

      Для развития мелкой моторики рук с детьми я применяла следующие варианты работы:

1. Пальчиковая гимнастика (статические и динамические движения), пальчиковый и теневой театр.

Известные забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

- «Сорока-белобока…»,

- «Ладушки-ладушки…»,

- «Идет коза рогатая…»,

- «Пальчик-мальчик, где ты был?…»,

 - «Этот пальчик - дедушка…» и другие.

       Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

       Дети, выполняя упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь становилась более четкой, ритмичной, яркой. Малыши учились концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Развивалась память, так как они учились запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У детей развивалась воображение и фантазия.

      Эти игры дают возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Такие игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.

      2. Игры с прищепками.

- Конструирование из прищепок. С помощью прищепок делали иголочки на спинке ежика, лучики у солнышка и т.п.

- Сортировали прищепки по цвету.

- Также с помощью прищепок можно учиться перекладывать разные материалы. Это кажется очень простым занятием, но не для детей 2 лет – очень редко кому удается все правильно сделать с первого раза!

     3. Развивающие игрушки:

-        игрушки-шнуровки;

-        деревянная пирамидка;

-        кубики;

-        конструкторы;

-        рамки и вкладыши;

-        фигурки на магнитах;

-        пазлы;

-        мозаика;

-        нанизывание бусин и другие.

      Перечисленные варианты игрушек развивают мелкую моторику рук (последовательность и точность движений), координируют работу глаз и кистей рук (развивают точность глазомера, чувство симметрии), способствуют развитию пространственного, образного, логического и ассоциативного мышления, развивают память, внимание, воображение и творческие способности ребенка, фантазию, восприятие цвета, формы и размера предмета. Развиваются и тактильные ощущения на базе разного размера, формы и материала игрушек. Подобные игры тренируют способность анализировать информацию и принимать решение с учетом условий, способность действовать по образцу и самостоятельно, тренируют усидчивость, терпеливость, сосредоточенность на деятельности, аккуратность и способность получать эстетическое удовольствие от конечного результата. Все это оказывает формирующее влияние на умственное и личностное развитие ребенка.

       3. Массаж при помощи массажного мяча, а также ежедневный тщательный массаж кистей рук без использования вспомогательных средств (мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья).

    4. Игры с бумагой.

Бумагу рвали, мяли, складывали. Эти игры и упражнения помогали детям узнавать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

   5. Рисование (красками, гуашью, при помощи кисти или пальчиками, ватными палочками, а также и карандашами, мелками).

  6. Лепка (в качестве материала может быть пластилин, глина, тесто).

  7. Бытовые манипуляции - застегивание-расстёгивание пуговиц, сортировка круп, зёрен (гречка, горох, фасоль, бобы), цветные клубки нитей для перематывания.

      Результативность моего опыта заключается в совместной деятельности педагога с воспитанниками. Я считаю, что в результате такой деятельности я добилась поставленной цели.

      Работая по данной системе с целью развития мелкой моторики рук детей младшего возраста, я добилась определённых результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей.

     Кисти пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания.

      Полученные результаты, помогли решить и ряд других задач:

- Результативность диагностических исследований по всем видам деятельности детей в конце года была достаточно высокая.

- Ярче и интереснее стала жизнь в группе.

- Дети стали более эстетически развиты.

- Улучшились партнерские отношения педагога с детьми.

- Укрепилось сотрудничество педагога и родителями.

- Разучены с детьми пальчиковые игры.

       Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве, воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца.

        В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное- способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка.

        В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приёмы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

материал о развитии мелко мотроики рук дошкольников и ее влияние на развитие речи детей....

Статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Данная статья является хорошим вспомогательным материалом для воспитателей дошкольных учреждений. В ней хорошо и понятно выложены приемы, которые можно использовать в работе с дошкольниками для развит...

Статья. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Статья содержит теоретические основы изучения проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, а так же обобщается практический материал по данной теме. Развитие мелкой моторики рук име...

Статья «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры»

Данная статья раскрывает раскрывает необходимость развития мелкой моторики рук через пальчиковые игры....

Статья. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Речь является особой формой общения людей. Речь ребенка развивается постоянно: быту, на занятиях, в общении со сверстниками и взрослыми. В младшем дошкольном возрасте, для формирования речи , ...

Статья на тему " Значение развития мелкой моторики у детей младшего возраста и игры на ее развитие"

Многие родители не понаслышке знают, что развивать мелкую моторику у маленького ребенка крайне важно и нужно, поскольку это напрямую связано с формированием речевых навыков.Почему же тогда родители за...