Проектная деятельность
методическая разработка

 

Проект по теме: «Модель межведомственного взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации, социальных  партнеров и родителей при оказании ранней помощи детям с ОВЗ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sviridova_o.a._rubtsovsk.docx47.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида № 48 «Ручеёк»

658222,Алтайский край г. Рубцовск, ул. Северная, 18 т. 8-385-57-6-17-44,

detsadik48@yandex.ru

Проект

Тема: «Модель межведомственного взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации, социальных  партнеров и родителей при оказании ранней помощи детям с ОВЗ»

Разработчик:

Свиридова Ольга Александровна

      г. Рубцовск,2019

Проект по теме: «Модель межведомственного взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации, социальных  партнеров и родителей при оказании ранней помощи детям с ОВЗ».

  1. Пояснительная записка

 Актуальность проблемы

В последнее время проблемы семьи, в которой растет необычный  ребенок   в нашей стране все чаще становятся предметом широкого обсуждения. Поднимаются вопросы о ранней пренатальной диагностике, ранней профессиональной психолого-педагогической поддержке семьи, интеграции детей с особенностями развития  в общество и улучшении качества жизни как ребенка, так и его семьи. Это вполне закономерный процесс, который идет в тех странах, где граждане все больше осознают, что благополучие, комфорт и удовлетворенность своей жизнью во многом зависят от собственных желаний и собственной активности. И в России растет количество тех семей, которые активно стремятся  реализовать свое право растить, обучать и воспитывать ребенка с особенностями развития.  

Причинами, актуализирующими необходимость развития вариативных форм психолого-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям, стали следующие факторы:

- низкое качество репродуктивного здоровья родителей;

- снижение уровня здоровья детской популяции в возрастном диапазоне от рождения до младшего школьного возраста;

- дефицит учреждений для детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями;

- накопленный в образовательной практике опыт сопровождения детей раннего возраста;

- высокая эффективность комплексной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска.

Современные научные исследования выявили критическое значение в развитии ребёнка периода первых 2-3 лет жизни роли семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребёнка и развитии его мозга. Между тем, в первые годы жизни внимание родителей ребёнка, имеющего нарушения жизнедеятельности, обращено на решение задач, в основном, медицинского характера, в результате мы имеем ряд проблем:

- психологическую неподготовленность семьи к воспитанию ребёнка с ограниченными возможностями;

- нарушение развития ряда функций головного мозга вследствие вынужденного ограничения общения и однообразия окружающей среды.

Совокупность данных факторов приводит к развитию порочного круга: всё более углубляющегося отставания в развитии с постепенной трансформацией в умственную отсталость и неспособности умственно отсталого ребёнка бороться с физическим недугом.

Ранний возраст ребенка является наиболее важным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, происходит формирование личности. Ранняя помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, предупредить вторичное отклонение.

Таким образом, мы имеем общественно значимую проблему, связанную с необходимостью ранней профилактики нарушений развития в более расширенной форме и требующую иных технологических решений, нежели это реализуется органами здравоохранения и образования.

  1. Содержание проекта

2.1. Модель междисциплинарного взаимодействия педагогов ДОО и  родителей детей с ОВЗ с позиции её внутреннего управления. Для представления модели Вы можете (по своему выбору) воспользоваться таблицей, отразить содержание в виде текста или использовать иные формы наглядной графики.

Таблица 1.

Субъекты взаимодействия

Функции субъектов взаимодействия

Документация, регламентирующая взаимодействие

Виды и формы взаимопомощи и контроля

Заведующий

Заключение  и оформление договоров, консультации для родителей,

определение направлений и мероприятий коррекционно-развивающей, воспитательно-образовательной работы,

Договор

Информированное согласие родителей,

заявление

рекомендации для  родителей, организация круглых столов, создание сенсорной комнаты в ДОО, контроль над пополнением развивающей предметно- пространственной среды ДОО, контроль над посещением и участием родителей,

индивидуальные беседы по необходимости

Воспитатели

Анкетирование родителей реализация адаптированной образовательной программы, Разработка и реализация  ИПР (индивидуальной программы развития  ребенка), подбирают формы и методы работы с детьми информирование родителей через наглядную агитацию: стенды, ширмы, папки-передвижки

«Карта ребенка»,

график работы на неделю;

расписание занятий (циклограмма работы) в течение недели;

годовой план работы;

план работы на месяц;

программа работы с

 семьей;

журнал учета проведенной работы;

журнал(ы) учета групповой работы (при наличии);

отчет о работе за год

самоанализ)

Анкетирование, тестирование адаптированная образовательная программа,

 Программа индивидуального развития,

Циклограмма работы с детьми,

, наглядные консультации,

индивидуальные беседы,

систематическое выполнение игр,  упражнений на развитие познавательной активности,эмоционально-волевой сферы, создание привлекательных ситуаций для детей,

диагностика, мониторинг

Специалисты

Педагог психолог

проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы: ознакомление родителей с закономерностями психического развития, психологическими особенностями ребенка, растущего в условиях дефицита возможностей здоровья; обучение родителей приемам организации игровой деятельности ребенка, способствующей психическому развитию; ознакомление родителей с развивающими, дидактическими играми; оптимизация системы внутрисемейных отношений с целью повышения степени их позитивного влияния на развитие ребенка; расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах в социальном аспекте с целью формирования у них адекватной и конструктивной позиции в отношении будущего ребенка, корректировки индивидуального образовательного маршрута.

Реализация        индивидуально

-

ориентированной  программы  развития

и коррекции личности

график работы на неделю;

расписание занятий (циклограмма работы) в течение недели;

годовой план работы;

план работы на месяц;

программа работы с

 семьей;

журнал учета проведенной работы;

журнал(ы) учета групповой работы (при наличии);

отчет о работе за год

самоанализ)

консультации для родителей тренинги,.

Психологическая диагностика,  скрининг, рекомендации,  занятия

в сенсорной комнате,

индивидуальные беседы, по необходимости групповые /подгрупповые тренинги,  

Психологическое   консультирование

родителей  по  вопросам  развития,  об

учения и воспитания детей (групповое,подгрупповое)

просветительская и профилактическая работа (клубы, лектории, тематические собрания)

игровые сеансы в группах для родителей; проведение индивидуальных  развивающих игр с детьми

Учитель-логопед

  . Реализация        индивидуально

-ориентированной образовательной программы  по  коррекции  и  развитию  общения и речи

график работы на неделю;

расписание занятий (циклограмма работы) в течение недели;

годовой план работы;

план работы на месяц;

программа работы с

 семьей;

журнал учета проведенной работы;

журнал(ы) учета групповой работы (при наличии);

отчет о работе за год

самоанализ)

логопедическая диагностика

индивидуальные беседы, по необходимости

Музыкальный руководитель

 Реализация        индивидуально

-ориентированной  дополнительной  образовательной программы

 Организует совместные с родителями праздники и развлечения для детей

график работы на неделю;

расписание занятий (циклограмма работы) в течение недели;

годовой план работы;

план работы на месяц;

программа работы с

 семьей;

журнал учета проведенной работы;

журнал(ы) учета групповой работы (при наличии);

отчет о работе за год

самоанализ)

игровые сеансы,  праздники, развлечения; беседы и консультации.

Инструктор ФИЗО

Организует совместные с родителями праздники и развлечения, спортивные мероприятия, консультирует родителей

график работы на неделю;

расписание занятий (циклограмма работы) в течение недели;

годовой план работы;

план работы на месяц;

программа работы с

 семьей;

журнал учета проведенной работы;

журнал(ы) учета групповой работы (при наличии);

отчет о работе за год

самоанализ

 Лечебная гимнастика, индивидуальные развивающие игры праздники, развлечения; беседы и консультации.

Медицинский работник

Организует оздоровительные, профилактические мероприятия, подготавливает наглядную информацию, проводит консультации по запросам родителей

 карта ребенка

план работы на месяц;

программа работы с

 семьей;

журнал учета проведенной работы;

отчет о работе за год

самоанализ

Мониторинг,

беседы и консультации  обучение ЛФК,

Родители

Ро принимают активное участие в родительских собраниях, мероприятиях, конкурсах, выставках, праздниках детского сада. Взаимодействуют со специалистами детского сада посещают консультации, задают вопросы, беседуют,  читают наглядную информацию)

Договор,

Заявление, согласие на обработку персональных данных

Обмен опытом, вовлеченность в детские праздники, участие в семейных клубах,  в различных творческих конкурсах совместно с детьми.

2.2. Составьте перечень организаций, оказывающих образовательные, социальные, медицинские услуги детям, нуждающимся в ранней помощи.

Разработайте  ресурсный лист для родителей с конкретной информацией о возможностях специалистов данных организаций и образовательных услугах, за которыми они могут обратиться при отсутствии узких специалистов в образовательной организации.

Ресурсный лист:

№ п/п

Наименование организации

Специалист

Телефон

1

КГБУЗ «Детская городская поликлиника»

ул. Краснознаменская, 108

Офтальмолог

Хирург-ортопед

Логопед

невропатолог

 (38557) 5-54-16 - регистратура
(38557) 5-68-91 - приемная главного врача

2

КГБУЗ «Детская городская поликлиника»

Ул. Октябрьская 016

Логопед

(38557) 5-72-32

3

КГБУ «Рубцовский  центр помощи детям» Тракторная,18

 Логопед

Занятия с логопедом по скайпу

8(38557)2-18-96

4

МБОУ «Центр диагностики и консультирования» ул.Комсомольская, 97, телефон 

Логопед

Психолог

Дефектолог

(35857) 2-50-30 

5

МБДОУ «Детский сад № 48 «Ручеек» Логопункт

Логопед

8(35857) 6-17-44

2.3. Модель межведомственного взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации, социальных  партнеров и родителей детей с ОВЗ с позиции её внешнего управления. Для представления  модели Вы можете (по своему выбору) воспользоваться таблицей, отразить содержание в виде текста или использовать иные формы наглядной графики.

Таблица 2.

Субъекты взаимодействия

Формы взаимодействия с ДОО

Функции субъектов взаимодействия

Документация, регламентирующая взаимодействие

Эффективность взаимодействия

Службы ранней помощи

Консультации

Совместные мероприятия

Обмен опытом

Курсы повышения квалификации

Проведение диагностики нарушений и недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы на максимально раннем этапе  их развития.

Договор

Положение

Оказание помощи детям раннего возраста  с выявленными нарушениями в развитии,

Обеспечение согласованности и координации действий разных специалистов по раннему развитию ребенка и и активному включению членов семьи ребенка в осуществление специальной помощи ребенку в качестве параспециалистов

Методическое сопровождение образовательного процесса

Повышение квалификации специалистов ДОО

Коррекционно-развивающие занятия

Организация и реализация специальных образовательных условий для детей с особыми образовательными потребностями

Центры игровой поддержки ребенка

лекции, консультации, выставки и семинары по вопросам воспитания ребенка, гармоничных отношений в семье и развития ребенка

утренники, театральные представления и праздники.

Проведение консультаций,

 ознакомление педагогов, специалистов,

родителей с современными методиками игровых средств обучения.

Договор

помощь в адаптации к детскому саду;
приобщение детей и родителей к творчеству, развитие навыков общения в коллективе;
оказание необходимой психологической и, социально-педагогической поддержки детям и родителям (законным представителям); установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание психолого- педагогической поддержки родителям;
   Развитие детей раннего и младшего дошкольного  возраста на основе использования в практике семейного     воспитания современных игровых технологий.

Методическое сопровождение образовательного процесса

Лекотеки

Консультация

Диагностический игровой сеанс

Терапевтический игровой сеанс –

Психолого-педагогическая поддержка семей,

Обучение родителей эффективным способам общения с ребёнком на раннем этапе  их развития.

Договор

Положение

обеспечение психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с нарушениями раз- вития и их семей для социализации, оказания психолого-педагогической помощи родителям Методическое сопровождение образовательного процесса

МБОУ «Центр диагностики и консультирования»

Диагностика, консультации для родителей  коррекционно-развивающие занятия с ребенком в присутствии родителей (законных представителей);

–совместные занятия с родителями и их детьми с целью обучения способам взаимодействия с ребенком;

– мастер-классы, тренинги, практические семинары для родителей 

 Проведение диагностики нарушений и недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы на максимально раннем этапе  их развития.

Договор

Коррекционно-развивающие занятия

Методическое сопровождение образовательного процесса

успешная адаптация при поступлении в ДОО оказание профессиональной помощи родителям (законным представителям) в вопросах воспитания и развития детей с учетом их возрастных особенностей

3. Коррекционно - развивающая предметно-пространственная среда, как условие реализации проекта

В произвольной форме дайте качественную характеристику коррекционно - развивающей предметно-пространственной среды, организованной в ДОО, и ее доступности с учетом особых образовательных потребностей  детей с ОВЗ.

    При формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии очень важное значение имеет правильная организация предметно-пространственной развивающей среды, как в кабинетах специалистов, так и в групповом помещении. Развивающая среда создает возможности для расширения опыта эмоционально- практического взаимодействия ребенка раннего возраста со взрослыми и сверстниками и позволяет включить в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Групповое помещение должно представлять собой хорошо оборудованное, эстетически оформленное, полузамкнутое пространство для игр небольшими подгруппами. Игровые зоны не должны быть перегружены оборудованием, так как это затрудняет выбор игр ребенком: нужно менять оборудование 1 раз в неделю. Общение вне занятий со сверстниками и педагогом положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу выбора действий. При организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении нужно учитывать, что дети раннего возраста с особенностями развития плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, поэтому не следует часто переставлять мебель в группе, менять местоположение и количество развивающих модулей. С возрастом у детей возрастает двигательная активность.

У некоторых детей движения плохо скоординированы, дети моторно неловки, не обладают быстротой реакции. Поэтому помещение группы должно одновременно и обеспечивать безопасность и стимулировать двигательную активность.

    Центр группового помещения рекомендуется оставлять свободным для езды на машинках-каталках, сооружений модульных конструкций. Для формирования сенсорных способностей в групповом помещении должно быть достаточное количество постоянно заменяемых звучащих игрушек и предметов-заместителей. Так как развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой (пальцевой) моторики, педагогам следует оснащать развивающую среду большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики. Дети раннего возраста предпочитают крупные яркие игрушки, которые должны быть сделаны из различных материалов чистых цветов и несложных форм. При этом в группе не должно быть неестественно окрашенных игрушек, так как у детей формируются первичные представления об окружающем.

 Организация развивающего пространства в кабинетах специалистов, имеющих небольшие размеры, является сложной задачей.

Но, несмотря на это, в кабинетах  созданы комфортные, безопасные условия для занятий. Особое внимание следует уделять оформлению места для занятий за столом и у зеркала (в кабинете логопеда). Достаточный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки и интересные игрушки – важные детали для создания комфортного состояния и детей и специалистов.

 На одной из стен кабинета прикреплено большое зеркало с лампой дополнительного местного освещения. Для проведения артикуляционной и мимической гимнастики, а также для того, чтобы приучить детей к занятиям у зеркала и сделать эти занятия привлекательными, следует иметь набор игрушек. С такими игрушками – «помощниками» для выполнения каждого упражнения артикуляционной и мимической гимнастики логопеду быстрее удается добиться от детей точности выполнения движений. Пол логопедического кабинета  покрыт  ковровым покрытием, т.к. работу над дыханием рекомендуется начинать с положения лежа, уложив ребёнка на животик или посадив его по-турецки. Игры, игрушки и пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Полки на уровне роста ребенка

открыты, на них размещаетя сменный материал по разным разделам работы для свободной деятельности детей. Материал обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы.

В кабинете логопеда для детей раннего возраста рекомендуется создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирования первичных представлений о цвете и форме предметов, а также уголок с пособиями для развития моторной сферы. Организуя места для свободной деятельности детей, следует учитывать особенности их развития и не перегружать уголки оборудованием. На закрытых полках и шкафах в специальных папках хранится материал по изученным лексическим темам. В кабинете должны быть крупные и мелкие игрушки по всем лексическим темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок. На отдельном стенде логопед помещает советы и методические рекомендации родителям.

В кабинете психолога и дефектолога должны быть созданы особые условия для всестороннего развития ребенка. Выбор метода обследования — один из сложных этапов диагностико- коррекционной работы психолога и дефектолога. В раннем возрасте существенно важным является не только то, что может выполнить ребенок в настоящее время, но и то, чего он сможет достичь в ближайшем будущем, какова его «зона ближайшего развития». Особенно это важно при диагностике отклонений в развитии. Поэтому в работе специалистов возникает необходимость построения отдельных диагностических методик в форме обучающего эксперимента.

В диагностический инструментарий входят методики как отечественных, так и зарубежных авторов:  базовые методики по диагностике психомоторного развития детей — скрининговая методика обследования по Гриффитс (перевод Кешишян); методики Н.М. Аксариной, К.Л. Печоры; диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития детей Е.М. Мастюковой;  основные показатели психического развития детей раннего возраста (А.Н. Корнев);методика обследования познавательного развития по Е.А. Стребелевой; методика диагностики нарушений взаимодействия ребенка раннего возраста с окружающим миром (признаки искажения аффективного развития) Е.Р. Баенской и М.М. Либлинг;  нормы развития детей раннего возраста М. Питерси, Р. Трилор; Для работы необходима карта обследования детей раннего возраста (составители Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова) и карта обследования детей с задержкой психомоторного и речевого развития (составитель Л.Г. Богданова). При диагностическом обследовании и непосредственно в работе используется разнообразный стимульный материал – «Кубикоброс», «Шарикоброс», рамки Монтессори, коробки-вкладыши разных размеров, пирамиды, матрешки, объемные пазлы, мозаики, кубики, мячи, наборы геометрических фигур, лото, дидактические игры, игрушки для сюжетных игр, кукольный театр и т.д. Не менее важное значение имеет подбор средств, форм и методов коррекционной работы. Для обогащения сенсорного опыта, развития зрительного, слухового и тактильного восприятия, формирования первичных представлений о цвете, форме и величине предметов, развития высших психических функций и эмоциональной сферы необходимо создание особой сенсорной зоны. Эффективность использования в работе различных средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств — как в условиях диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким можно отнести аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением. Для занятий корригирующей гимнастикой и релаксационными упражнениями необходимо мягкое покрытие пола: это важно также и для освоения так называемой «детской территории» в кабинете. Игры, игрушки и пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Полки на уровне роста ребенка должны быть открытыми, с тем чтобы на них размещался сменный материал по разным разделам работы для свободной деятельности детей. Материал обновляется в соответствии с индивидуальными коррекционными маршрутами. Это и позволяет организовать развивающую среду в стенах кабинета психолога и дефектолога. В кабинете должны быть крупные и мелкие игрушки по всем изучаемым темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок.

В музыкальном зале  создана музыкальная библиотека, так как музыка и специально подобранные музыкальные программы являются одним из важнейших психологических средств воздействия. Музыка оказывает на человека своеобразное действие: так, варьируя музыкальный фон, можно управлять работоспособностью человека или усиливать релаксацию. Максимальная громкость звучания не должна превышать уровня 30 дБ, а общая продолжительность звучания — от 15 до 30 минут. Музыкальные программы по характеру произведений должны четко соотноситься с возрастными и психологическими  особенностями детей, сопровождать каждый этап оптимизации состояния человека, способствуя снятию эффектов утомления и психоэмоциональной напряженности. На отдельном стенде специалисты помещают советы и методические рекомендации родителям.

В нашем ДОУ работает логопед, т.к. открыт Логопункт- в группах  создан речевой уголок  «Речевичок»с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.

  Наш детский сад третий год посещает ребёнок с синдромом Дауна и хочется заметить, что потребности человека с 47 хромосомами ничем не отличаются от потребностей людей с 46.  Таким детям необходимо социальное общение, чувство самоуважения, которое, в числе прочего, зависит от сознания общественной  ценности собственной жизни. Но для того, чтобы взрослый человек мог жить полноценной жизнью, он должен получить опыт социальных и профессиональных контактов, приобрести навыки определенной профессиональной деятельности. Наш «Солнечный ребёнок» с удовольствием посещает музыкальные, театральные занятия, на которых он ритмично музицирует, слышит сильную долю в двух дольном размере, накопленный на занятиях опыт переносит в самостоятельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении, повторяет  ритмический рисунок,  посещает сенсорную комнату, принимает участие во всех праздничных мероприятиях, исполняет пантомимические роли в музыкальных играх,  драматизациях, танцах. Совместно с воспитателями и родителями принимает активное участие в конкурсах, выставках. Очень любит играть  на музыкальных инструментах. Поэтому в группе хорошо оснащен музыкальный уголок «Мелодия». 

Творческой группой детского сада разработан  проект   краевого конкурса программ инклюзивного образования детей дошкольного возраста «Оборудование для организации взаимодействия между детьми с хромосомными нарушениями и нормально-развивающимися сверстниками, а также их родителями в сенсорной комнате с целью воспитания толерантности», результатом проекта стало открытие сенсорной комнаты в ДОО; так же детский сад - участник целевой долгосрочной программы «Дети Алтая» на 2011-2015 г.г. подпрограммы социальной  поддержки семей в Алтайском крае, воспитывающих детей инвалидов «Мир, открытый для всех», благодаря чему приобретено оборудование для сенсорной комнаты: 

-маты и мягкие кресла, подушки и пуфики, экспериментальные модули,

-мячи-гиганты, массажные мелкие предметы.

-зеркальные элементы с фибероптической подсветкой, помогающие стимулировать тактильные и зрительные рецепторы

-пузырьковая колонна

- тактильные панно  

- реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины

- разнообразные шнуровки по темам

- сухой бассейн, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

  1. Используемая литература

1.О.Г.Приходько, О.В.Югова  «Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям АНО «Совет по вопросам управления и развития», Москва, 2015 г.

2.Орлова Е.В. Комплексное медико-социальное и психолого – педагогическое сопровождение в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Омск, 2014г., Издат-полигр.Центр ОмГма

3.Афонькина, Омельченко: Организация деятельности центра игровой поддержки ребенка раннего возраста. Конспекты игровых дней. – Волгоград: Учитель, 2013.

4.Жиянова П.Л., Поле Е.В. «Малыш с синдромом Дауна»:книга для родителей, М., Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»,2015г

4.Электронные версии  выпусков журнала «Синдром Дауна. XXI век»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...