«ВОСПИТАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ ТРУЖЕНИКУ И РУЗУЛЬТАТАМ ЕГО ТРУДА: МЕТОДЫ, СРЕДСТВА, ФОРМЫ, ПРИЕМЫ».
статья

Москалева Ольга Вячеславовна

Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

Трудовое воспитание - это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду как основной жизненной потребности через формирование привычки к труду. Привычка к труду - это включение личности в активную трудовую деятельность, которая способствует формированию удовлетворенности ее процессам и результатам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №148

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«ВОСПИТАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ ТРУЖЕНИКУ И РУЗУЛЬТАТАМ ЕГО ТРУДА: МЕТОДЫ, СРЕДСТВА, ФОРМЫ, ПРИЕМЫ».

ВОРОНЕЖ 2016

ПОДГОТОВИЛ:

 ВОСПИТАТЕЛЬ МОСКАЛЕВА 0.В.

Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

Трудовое воспитание - это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду как основной жизненной потребности через формирование привычки к труду. Привычка к труду - это включение личности в активную трудовую деятельность, которая способствует формированию удовлетворенности ее процессам и результатам.

Задачи трудового воспитания:

 1. Помочь ребенку в овладении трудовой деятельности:

формирование трудовых навыков и умений;

овладение навыками трудовой деятельности;

2. Развитие личности ребенка в труде:

воспитание нравственно-волевых качеств личности;

воспитание отношения к труду, закладок основ трудолюбия;

воспитание отношения к труду взрослых.

Средства трудового воспитания:

1. Собственная трудовая деятельность - это необходимое средство трудового воспитания. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания: дети обучаются конкретным трудовым навыкам и умениям, удовлетворяя свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых.

2. Ознакомление с трудом взрослых - это расширение представлений детей о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, отношении к труду.

Ознакомление детей с трудом взрослых может решаться разными подходами:

- знакомство с процессом труда, созданием разных продуктов труда;

- ознакомление с человеком-тружеником, с его отношением к труду.

3. Художественные средства - это художественная литература, музыка, изобразительное искусство.

Все художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

Содержание труда реализуется в разных формах организации.

1. Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие.

Это первая форма организации трудовой деятельности. Поручения могут быть:

по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие);

по продолжительности;

по содержанию.

Трудовые поручения в старшем дошкольном возрасте сложны по содержанию, выполнению и степени ответственности за результат.

Педагог может помочь, подсказать, показать, как выполнить поручение.

Очень важно в конце выполненного ребенком трудового поручения сделать оценку результата труда.

2. Дежурство - это труд одного или нескольких детей в интересах всей группы.

В дежурстве выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота одного или нескольких детей о других.

Дежурства:

- в уголке природы;

- по подготовке к занятиям.

Дежурство способствует систематически включению детей в трудовую деятельность.

Задачи, продолжительность и содержание зависит от взрослых и детей.

Основной смысл дежурства - забота о других.

3. Общий, совместный, коллективный труд.

Нельзя вводить в содержание этого труда то, что еще не умеют делать дети.

Общественно направленная цель результата такого труда - польза для всех. Общий труд - это когда при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд - это взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других при общей цели труда.

Коллективный труд - это труд, в котором решаются трудовые и нравственные задачи (воспитанию коллективных взаимоотношений).

Основными методами трудового воспитания дошкольников являются:

· показ;

· объяснение;

· обсуждение процесса труда и его результатов;

· оценка;

· обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

В дошкольной педагогике существует мнение, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, начнет воспитываться уважение к труду. Необходимо знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней. Особенности отношения к трудовой деятельности ребенка в раннем возрасте заключаются в том, что его больше привлекает процесс труда, чем конечный результат. Поэтому для дошкольника важна связь между трудом и игрой.

Основные методы и приемы трудового воспитания:

помочь ребенку в определение цели труда;

обсудить в чем значение данной работы, для чего и для кого она необходима;

научить разбивать работу на этапы выполнения;

продемонстрировать и объяснять, как лучше это сделать;

пробудить и поддерживать в ходе работы интерес к предстоящему делу;

обсудить, что уже сделано, а что еще можно сделать, чтобы достичь лучшего результата;

поощрять старания, интерес ребенка и стремление справиться с трудностями, добиваясь обозначенной цели;

проверять и оценивать вместе с ребенком ход и результаты работы;

привлекать ребенка к совместному труду, подавать пример ответственного отношения к делу, при этом помогая советом или делом, если возникли затруднения;

пробуждать инициативу у ребенка к самостоятельным решениям.

 По содержанию труд детей дошкольного возраста делится на 4 вида.

1. Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя: одевание - раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры.

2. Хозяйственно-бытовой труд - это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка.

3. Труд в природе - это особый вид труда. Содержанием этого труда являются: уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т.д.

4. Ручной и художественный труд. Это вид труда направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека.

В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, такни, дерева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция "Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Концепция городской экспериментальной площадки по работе с родителями в ДОУ по теме "Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ"Семейн...

Разработка и реализация концепции воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ как условие взаимодействия вуза и общеобразовательной практики

Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГТ ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного ...

Из опыта работы ГЭП "Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у дошкольников"

Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГТ ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного ...

Воспитание уважительного отношения к старшим.Традиции казачества.

По настоящему непререкаемым у казаков было отношение к своим родителям и прародителям. Они были настолько почитаемыми, что без их благословения нельзя было начинать никакую работу....

Консультация для родителей: «Воспитание уважительного отношения к семейным традициям»

Важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы, является семья. Родителям принадлежит главная роль в воспитании ребенка. Наряду с такими особенностями семьи, как ...

«Воспитание уважительного отношения к труду взрослых у детей младшего и среднего дошкольного возраста».

Опыт работы по ознакомлению детей с трудом взрослых и воспитанию уважительного отношения к нему....

Консультация «Воспитание уважительного отношения к труду взрослых у детей младшего и среднего дошкольного возраста».

Консультация «Воспитание уважительного отношения к труду взрослых у детей младшего и среднего дошкольного возраста»....