Из опыта работы ГЭП "Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у дошкольников"
методическая разработка на тему

Гоппе Любовь Анатольевна

Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГТ ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка дошкольника. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Поэтому, педагоги детского сада взяли на себя миссию: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Для этого нужно организовать работу с семьей так, чтобы предоставить детям и родителям возможности для дополнительного эмоционального общения , и научить родителей специальным навыкам доверительного, эмоционально-комфортного общения. Педагоги надеются, что начавшееся в стенах ДОУ общение, продолжится дома в семье, потому, что возникнут общие интересы, общие дела детей и родителей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы городской экспериментальной площадки по теме «Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста»

Семья – это важно,

Семья это сложно,

Но  счастливо жить одному не возможно.

Всегда будьте вместе, любовь берегите, обиды, и ссоры подальше гоните.

Хочу, чтоб про Вас говорили друзья, какая хорошая ваша семья

   Спектр исследований, направленных на изучение процесса нравственного развития дошкольников, изучение особенностей усвоения детьми дошкольного возраста норм, эталонов, правил поведения в психолого-педагогической литературе представлен чрезвычайно широко. Этой проблеме посвящены исследования Л.В. Артемовой, A.M. Виноградовой, Л.П. Князевой, Т.И. Ерофеевой, Л.П. Лаврентьевой, Т.И. Пониманской, Т.А. Пономаренко  и других. В них нравственное развитие ребенка понимается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регулятором поведения. При этом нравственность рассматривается как система, состоящая из нравственных отношений, нравственного сознания и нравственной деятельности. Все данные исследования практически строятся на двух основных позициях: формулировке для дошкольников правил поведения, взаимоотношений и т.п., в которых выражены требования к детям, и создании им условий для упражнения в этих правилах.

Ученые подходят с разных позиций к вопросу о нравственной воспитанности. Одни исследователи предлагают судить о нравственной воспитанности по наличию определенного «набора» наиболее существенных нравственных качеств личности (отзывчивость, доброжелательность, взаимопомощь и т.д.). Такой позиции придерживаются Н.И. Болдырев, Н.И. Монахов, М.И. Шилова и др.

Другие исследователи сущность процесса нравственного воспитания видят в постепенном включении личности в систему нравственных отношений общества, конечным результатом которых являются формирование сознательных отношений личности к основным сферам социальной действительности и своему месту в ней. В связи с этим нравственная воспитанность определяется ими как проявление отношений личности к учению, труду, коллективу и т.д. /И.С. Марвенко, Б.Т. Лихачев, В.Я. Яковлев и др./.

Третьи исходят из того, что нравственное воспитание имеет своей целью формирование устойчивых доминирующих нравственных потребностей, общественно ценных мотивов деятельности и поведения. Самой существенной характеристикой личности считается направленность. Под направленностью понимается система ведущих и устойчивых мотивов поведения. Нравственная воспитанность диагностируется ими в зависимости от доминирующей - общественной или индивидуалистической направленности личности /Т.Е. Конникова, З.И. Васильева, А.В. Засимовский и др./.

Бондаревская Е.В. доказывает, что анализ нравственной воспитанности может быть осуществлен на нескольких уровнях, где один уровень анализа не отрицает другой, а органически вливается в последующий. Каждый последующий основывается на предыдущих: на уровне развития нравственных чувств; основных отношений личности; устойчивых мотивов деятельности и поведения; способности к моральной регуляции поведения; убеждений морального мировоззрения личности.

Мы в детском саду, изучив данных авторов, пришли к выводу, что воспитание уважительного отношения к семейным традициям на современном этапе очень актуально.

Начали свою работу с выяснения отношений детей, педагогов и родителей к семейным традициям.

На 1 этапе исследования (2011-2012 гг) определяя уровень сформированности уважительного отношения к семейным традициям у дошкольников учитывали следующие критерии:

  1. Представления о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники.
  2. Знание некоторых культурных традиций своей семьи, любимых занятий членов семьи.
  3. Конкретные способы проявления детьми заботливого, вежливого отношения к старшим (ситуации общения, ухода за больными, поздравлении).
  4. Умение определять связь между настроением взрослого и поведением детей.
  5. Использование в речи последовательности возрастного развития.
  6. Понимание, как образуется взрослое имя и отчество, умение использовать в обращении к близким ласковые обороты речи.

Определяя  уровень сформированности уважительного отношения к семейным традициям у родителей была предложена анкета  125 родителям, получили  - 120 анкет

Основная масса родителей (117 человек)  считают, что семейные традиции – это празднование дня рождения, нового года и т.д.

На вопрос какое влияние оказывают семейные традиции на личность ребенка – 100% ответили «Только положительное»

Определяя  уровень сформированности уважительного отношения к семейным традициям у педагогов ДОУ мы предложили интервью-вопросы

  1. Изучали ли вы семейные традиции воспитания?
  2. Как часто при решении воспитательных задач Вы пытаетесь обратиться к традициям семейного воспитания, к опыту прошлых поколений?
  3. Могут ли семейные традиции помочь решить проблемы нравственного воспитания дошкольников в настоящее время?
  4. Придерживаетесь ли Вы семейных традиций в воспитании детей?
  5. Какие традиции семейного воспитания Вы считаете главными?

    По результатам изучения уровень сформированности уважительного отношения к семейным традициям у дошкольников, педагогов и родителей мы пришли к выводу, что в последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей – фундамента будущей личности.

       Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в обществе и общественном сознании. Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди - это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Что же мы наблюдаем в большинстве случаев:

• Родители смещают акценты в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 7 лет наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер;

• Произошла утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;

• Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей говорит о не достаточной компетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка. Рассмотрим более подробно, что же такое семейные традиции, какими они бывают и зачем они нужны.

    Что такое семейные традиции? «Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура»
(Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).
   Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.
Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными. Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.
      В основе традиций всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Если ребёнка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует беду других людей, животных, литературных героев.  В традициях обычно отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность её членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности.
Какие бывают традиции? Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты современной молодой семьей, другие, новые традиции отражают завоевания советского общества и являются общим достоянием. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни — давняя хорошая традиция.
В некоторых семьях стало привычным за вечерним чаем, когда собирается вся семья, обсуждать события прошедшего дня. Мать и отец рассказывают, обмениваются впечатлениями. Такая возможность предоставляется и детям. Совместно обсуждаются планы отдаленного и ближайшего будущего.

Очень полезна традиция ежевечерних чтений, обсуждений прочитанного, свободных высказываний и обмена мнениями, даже если малыш пока ещё слишком мал, и не всё понимает из того, что ему читают, даже звук голоса матери будет ему полезен.  Такую традицию в нашем ДОУ представляет семья Покровских Натальи и Андрея. Это многодетная семья, которая воспитывает у своих детей уважительное отношение к старшему поколению через чтение художественной литературы.

Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только к поеданию чего- то вкусного, а именно проделыванию чего- то особенного и весёлого. День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и… конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения! А для взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке. Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ребенку, потом вспомнить свое детство. Для детей все праздники - необычны и сказочны, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит, и будет воспитывать своего малыша. Данную традицию проводит наш музыкальный руководитель, обучая родителей организовывать семейные праздники.

В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, посещение мест памятных для предков и т.д.) Вместе с ребёнком можно начать составлять древо генеалогии, на котором будут присутствовать все предки семьи. В этом направлении работает педагог В.А.Гаврилова. Ее проекты по изучению родословных, были представлены на городских конкурсах.

Разнообразнее становятся традиции проведения досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев, национальные игры, спортивные развлечения и другое.
Главное, что бы  традиции, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость. Вместо привычных "привет-пока" дружная семейка может договориться приветствовать друг друга особым "кодовым" словом, понятным только "своим"! Например: «Здорово, богатырь!» или «Привет, принцесса!» Забавно, если, здороваясь, кто-то произносит первую половину слова, а его собеседник – вторую. Можно придумать и специальные формы прощания – вроде забавных пожеланий или советов друг другу на весь день.

Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось звоном бокалов, аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев. Будет еще интереснее, если дать малышу возможность освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе. Или предложить ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши для крохи тем, что результат всегда нагляден, ощутим и… очень вкусно пахнет! Можете организовать и праздники "национальной" кухни – одной или самых разных! Так малыш сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические премудрости поведения за столом, – например, как держать палочки или… пить из блюдца. В изучении национальных традиций также работает педагог нашего детского сада.

Интересная традиция существует в группе «Дружная семейка» - коллекционирование. Если сбором коллекции занимаются все члены семьи, то это сближает, сплачивает их, в семье появляются общие интересы, способствующие возникновению доброжелательной атмосферы, доверия и взаимопонимания.

Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребёнка идёт более успешно. Главное, чтобы семейные традиции способствовали упрочнению взаимоотношений родителей и детей.

Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо более, чем для взрослых. Нам может казаться, что милая мамина привычка – рассказывать малышу ежевечернюю сказку, ни к чему её не обязывает.Для детской же психики ритуалы приобретают, говоря на языке психологических терминов, опорную и стабилизирующую функции. С помощью них карапуз ориентируется во времени, в них он черпает уверенность в том, что в доме всё идет своим чередом, а верность родителей домашним привычкам ребенка представляет собой не что иное, как бытовое выражение любви к малышу. Смысл ритуалов и домашних традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что. Уверенность в этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и утешает в моменты огорчений. Та серьезность и уважение, с которыми взрослые относятся к привычкам ребенка, ими же созданными, способствует развитию у карапуза чувства собственной значимости. Малыш приучается с уважением относиться к своим словам и обещаниям, быть последовательным, держать слово.

На 2 этапе работы площадки (2012-2013 гг) в детском саду разрабатывается программа взаимодействия с родителями  «Моя семья», проводим подборку художественной литературы по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям, проводим мастер-классы, на которых родители делятся опытом и своими традициями.

Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГТ ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка дошкольника. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Поэтому, педагоги детского сада взяли на себя миссию: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Для этого нужно организовать работу с семьей так, чтобы предоставить детям и родителям возможности для дополнительного эмоционального общения , и научить родителей специальным навыкам доверительного, эмоционально-комфортного общения. Педагоги надеются, что начавшееся в стенах ДОУ общение, продолжится дома в семье, потому, что возникнут общие интересы, общие дела детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция "Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Концепция городской экспериментальной площадки по работе с родителями в ДОУ по теме "Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ"Семейн...

Разработка и реализация концепции воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ как условие взаимодействия вуза и общеобразовательной практики

Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГТ ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного ...

Воспитание уважительного отношения к старшим.Традиции казачества.

По настоящему непререкаемым у казаков было отношение к своим родителям и прародителям. Они были настолько почитаемыми, что без их благословения нельзя было начинать никакую работу....

Консультация для родителей: «Воспитание уважительного отношения к семейным традициям»

Важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы, является семья. Родителям принадлежит главная роль в воспитании ребенка. Наряду с такими особенностями семьи, как ...

Из опыта работы «Воспитание гуманного отношения у младших дошкольников к окружающей среде»

     Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предусматривает воспитание бережного, гуманного отношения к природе, формирование умения соблюдать элементарные правила п...