"Развитие основ патриотизма как составляющей нравственного сознания у дошкольников через взаимодействие семьи и дошкольной организации"
статья

Заречнева Ирина Владимировна

В связи с последними событиями в мире, самое нужное и самое трудное для семьи и для страны –это воспитать честного, доброго и порядочного человека. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям -  к  матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления еще не осознаны ребенком  глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие основ патриотизма как составляющей нравственного сознания у дошкольников через взаимодействие семьи и дошкольной организации.

                                                                                                                           Заречнева Ирина Владимировна,

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №212»

В связи с последними событиями в мире, самое нужное и самое трудное для семьи и для страны –это воспитать честного, доброго и порядочного человека. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям -  к  матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления еще не осознаны ребенком  глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.

Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности.

Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Этот факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма. Встает вопрос- как обеспечить правильно воспитательную работу в  ДОУ, чтобы прививать дошкольникам гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине?

Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста, свою работу я начала с диагностики.

На основании диагностических данных выявила:

На начало 2012-2013 учебного года высокий уровень- 20%, средний-60%, низкий-20%.

В связи с этим, целью моей цели стало формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

На основании этого. Мною были поставлены следующие задачи, которые вы сейчас видите на экране.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, играх, труде, в быту и т.д.

В своей работе использую различные технологии:

  • игровые,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • проблемные,
  • развивающего обучения,
  • консультативные,
  • визуальные,
  • проектные,
  • ИКТ.

Мной используемые методы работы:

  • Целевые прогулки и экскурсии;
  • Наблюдения (трудовая жизнь людей, изменения в облике города);
  • Беседы о родном городе;
  • Ознакомления с произведениями народного творчества;
  • Метод убеждения на примере взрослого.

Воспитание чувств - процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки определенного времени. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате которого формируется чувство любви к Родине,  друг другу.

Введение ФГОС ДО диктует нам строить образовательную деятельности на оснве взаимодействия взрослых с детьми, поэтому вся моя деятельность ведется в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

Родители с большим интересом участвуют в создании развивающей среды, организации групповых праздников, участвуют в конкурсах рисунков, фотовыставках, спортивных соревнованиях, организации родительских собраний.

В работе с родителями использую разнообразные формы:

  • КВН,
  • «Круглый стол»,
  • Семинары-практикумы,
  • Посиделки,
  • Конкурсы,
  • Выставки,
  • Игровые программы.

Мною была разработана система  и установлена последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, которое включает в себя четыре блока.

  1. Блок – «Я и моя семья».

  • С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провела беседу на тему «7 Я». Была организована фотовыставка   совместно с родителями  «Как мы провели лето». На родительском собрании «Семья и родной дом», которое прошло в форме посиделок, решались задачи:
  • формировать представление о мире семьи;
  • способствовать развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

      2. Блок – «Мой детский сад».

 Этот блок берет свое начало с бесед из детских впечатлений о том : Что такое  детский сад? За что я люблю детский сад? Рассказывая о профессиях  детского сада либо о профессиях другого профиля, я стараюсь показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей. Важно донести до ребенка, что повсюду люди трудятся для всех, а не только для себя. На данном этапе использовала дидактические игры : «Подбери профессию», «Кем стать». Привлекала родителей на проведение тематических бесед  «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

3. Блок – «Город Зима – моя малая Родина»

Знакомство дошкольников с родным городом, областью, родной страной – процесс длительный и сложный.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу их к пониманию, что гор. Зима частица нашей Родины.

В нашем детском саду существует краеведческий уголок « Город Зима – моя малая Родина», где дети сравнивают характерные особенности старого и современного города.

Продолжением данной  работы является знакомство с другими городами России, областным центром, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Особое место занимает взаимосвязь с социумом. Наши дети систематически посещают выставки в историко-краеведческом музее, экскурсии в Дом-музей поэзии Е. Евтушенко, и сами работники музее очень часто приходят  к нам в  гости с познавательными беседами.

Также совместно с инспектором по делам несовершеннолетних  ЛОП на ст. Зима Татьяной Валерьевной Новаковской и специалистом по охране труда на железной дороге Еленой Александровной Кравченко был проведен конкурс  макетов железнодорожного вокзала для детей и их родителей по правилам безопасности на железной дороге. Победители были награждены ценными подарками.

4. Блок –«Культура и традиции»

Прекрасные возможности в воспитании патриотизма и нравственного сознания представляет знакомство с устным народным творчеством, с историей русского народа. Ставя перед собой задачу – показать красоту русского языка через русское-народное творчество, я использовала различные способы подачи информации: беседы, прослушивание народной музыки, разучивание народных танцев. Знакомясь с народными праздниками и обрядами, дети радуются не только праздниками, но и подготовке к нему. Огромную помощь при организации праздников оказывают наши родители: изготавливают костюмы и традиционные атрибуты к праздникам.

В конце учебного года провела повторную диагностику. Оказалось, что у 45% дошкольников высокий уровень воспитанности основ патриотизма, у 55% средний.

Таким образом анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:

  • значительно возрос уровень патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
  • У детей появился интерес  к истории, городу, его жителям.
  • Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках.
  • Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и выставок краеведческой тематики.
  • У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе и в детском саду.

Я очень надеюсь, что проводимая мной работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордится своим народом, его достижениями научит любоваться природой, бережно относиться к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Взаимодействие семьи и дошкольной организации. Мастер класс : «Дед Мороз в каждую семью»

В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций и уважительное отношение друг к другу.Полноценное воспитание и развитие...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИ "ПАТРИОТИЗМ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА" ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Предложенная в данной программе система работы содействует созданию условий для патриотического воспитания дошкольников, способствует удовлетворению возрастных потребностей, позитивной социализации, м...

презентация на тему:"Экологическое воспитание дошкольников через взаимодействие семьи и детского сада"

Дети старшего дошкольного возраста очень любознательны и активны. Они "открыты" для всего нового, с интересом изучают окружающий их мир. Самая важная задача детского сада  в этот период...

Консультация для педагогов на тему: «Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через активное взаимодействие педагогов и родителей»

Консультация для педагогов.задачи: Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; - Формирование бережного отношения к природе и всему живому...

Технология сотрудничества как фактор взаимодействия семьи и дошкольной организации в деятельности по изучению малой родины

В материале представлена модель взаимодействия семьи и образовательной организации в работе по изучению малой родины...