Технология сотрудничества как фактор взаимодействия семьи и дошкольной организации в деятельности по изучению малой родины
консультация

Зяблицева Лидия Николаевна

В материале представлена модель взаимодействия семьи и образовательной организации в работе по изучению малой родины

Скачать:


Предварительный просмотр:

(СЛАЙД 1) Технология сотрудничества как фактор взаимодействия семьи и дошкольной организации в деятельности по изучению малой родины

Добрый день, ДОРОГИЕ ГОСТИ, КОЛЛЕГИ.

(СЛАЙД 2 -  факты истории).  Общеизвестно, что любой город имеет свою историю. Так в далеком  1773  -м с момента строительства на реке Омутной  железоделательного завода,  появился поселок с одноименным  названием  «Омутнинский завод»,  который в 1929 году - получил статус города.

 (СЛАЙД 3 – год культуры ). Акцентировать внимание  на изучение  малой родины   сегодня как никогда актуально, поскольку   нынешний  год по  Указу Президента Владимира Владимировича Путина -  Год народного искусства  и нематериального культурного наследия.

(СЛАЙД 4 – цитата Путина) Необходимо отметить, что изменения, которые произошли за последние годы в сфере дошкольного образования,  выступают в качестве условия формирования у современного человека социально – значимых ценностей и общественных установок, обеспечивающих становление гражданственности и патриотизма.

Цитата президента В.В.Путина тому подтверждение. 

         Наша дошкольная организация занимается поиском новых векторов  по приобщению дошкольников к изучению малой родины, где первостепенным выступает  активное вовлечение  семьи.

 (СЛАЙД 5- ФГОС)       ФГОС нацеливает педагогов на реализацию функций взаимодействия дошкольной организации и  семьи  на качественно новом уровне (СЛАЙД 6 – задачи) с целью создания единого образовательного пространства, ЧТО   обусловлено рядом задач.  

(- повышение уровня психолого – педагогической компетентности родителей;

  • формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с ДО, установление партнерских отношений с семьей;

- создание атмосферы  взаимопонимания и эмоциональной поддержки семьи

       (СЛАЙД 7- принципы)

Осуществляя деятельность по формированию любви к родному городу, мы  неслучайно делаем акцент на одном из ведущих принципов ФГОС,  который выделен на экране.

  Данный принцип заключается  в проведении работы на двух  уровнях взаимодействия:

(СЛАЙД 8 – уровни взаимодействия) Уровень – «Педагог – Другие взрослые» предполагает наличие коммуникативных умений педагога, как важного условия установления эффективных взаимоотношений с объектами социума (СЛАЙД 9- СОЦИАЛЬНАЯ открытость), куда входят организации, знаменитые люди и старожилы города, обладающие информацией об истории и культуре малой родины.

 (СЛАЙД 10 - УРОВНИ) -  УРОВЕНЬ – «Дошкольник – родители - педагог» –  понимается как включение и равное участие родителей в процесс организации работы по воспитанию любви к родному городу, что обеспечивает целостность педагогического подхода в формировании гражданской позиции дошкольников.

Признание приоритета семейного воспитания требует от педагога умения подобрать оптимальные  и разнообразные   формы  построения гармоничных отношений всех субъектов как равноправных партнеров в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек. Это в свою очередь выступает в качестве основного условия решения проблемы сотрудничества  семьи и ДО.

         В своем выступлении   хочется обратить Ваше внимание на использование нетрадиционных для решения проблемы на уровне: «Дошкольник – родители – педагог» - которые  можно отнести к разряду интерактивных. Именно эту триаду считаем перспективной в  развитии эффективного взаимодействия с семьей.

    (СЛАЙД 11) ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ – сохраняет неоспоримое преимущество в том, что,  не покидая стен ОУ, имеется возможность познакомиться с достопримечательностями родного города. За родителями остается право выбора темы, вариативность создания панорамных  снимков и проявления творческих способностей презентации материалов в качестве экскурсовода. Так, вместе мы путешествуем по улицам родного города, узнаем историю их прежних названий, знакомимся с  профессиями жителей г. Омутнинска.

       (СЛАЙД 12 – Экспедиции) Противоположной, но не менее актуальной является форма – ЭКСПЕДИЦИЙ НА МЕСТО РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ и  В ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ преимуществом которых является    непосредственный контакт с внешней образовательной средой, её конкретными  объектами.  В нашем понимании – экспедиция – это фактор реализации будущей проектной деятельности. Итогом экспедиций стали совместные проекты: «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Древо металлургов», «Любимое место отдыха», «Улицы родного города».

     (СЛАЙД 13 - лэпбук) Интересной формой является создание ЛЭПБУКА  - своеобразного накопителя разноплановой информации о природе, достопримечательностях, фактах истории, культуры. В ходе обсуждения содержания лэпбука, рождаются  оригинальные идеи,  воплощение которых напрямую зависит от слаженности деятельности  родителей и педагога.

(СЛАЙД 14 – прогулки вых. дня) Считаем эффективной формой сотрудничества с семьей - ПРОГУЛКИ ВЫХОДНОГО ДНЯ, целесообразность которых заключается в потенциале познавательной активности. Это именно  то благодатное время, когда все члены семьи имеют возможность полноценного общения, что важно в становлении личностных качеств ребенка,  и как результат – море положительных эмоций.

(СЛАЙД 15 - -Акции) Социально значимой формой работы  считаем ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ – как комплексные мероприятия, подчиненные единой цели, прежде всего влияющие на формирование представлений о взаимосвязи человека и природы.

В совместной деятельности были  организованы и проведены акции: «Сделаем город чистым», «Лучший цветник», «Зеленая аллея», «Дорогами добра», что указывает на высокую включаемость детей и взрослых в социально – значимые дела на благо родного города.

 (СЛАЙД 16 – фотовернисажи) Ценность формы ФОТОВЕРНИСАЖЕЙ в том, что каждая семья может представить свое видение проблемы формирования любви дошкольников  к родному городу на языке фотографий.

 (СЛАЙД 17 –Одноклассники)  В социальной сети  «Одноклассники»  есть закрытая группа, где  имеется замечательная возможность обмена опытом семейного воспитания, обсуждения наболевших вопросов, наблюдения  за повседневной жизнедеятельностью детей.

 (СЛАЙД 18 - макеты) Важной формой взаимодействия считаем СОВМЕСТНОЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАКЕТОВ – уменьшенных копий объектов городской среды, в процессе изготовления которых развиваются интегративные качества личности ребенка: любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми, и конечно же эмоциональная отзывчивость. В сотворчестве с семьей выполнены макеты набережной и маяка, плоскостные макеты части города, прилегающей к дошкольной организации, где мы обыгрываем ситуации по ОБЖ и ПДД,  также разработаны безопасные маршруты по улицам города.

 (СЛАЙД 19 – ТОК-ШОУ) К  стимулирующей коммуникативную культуру субъектов взаимодействия, мы относим - ТОК-ШОУ – как дискуссионную форму обсуждения актуальной проблемы. Её ценность  видим в возможности разносторонне осмыслить свою позицию, понять другие точки зрения, что обогащает опыт конструктивного взаимодействия.  Тематика дискуссий может исходить из проблем, с которыми зачастую сталкиваются родители: «Изучение малой родины – личное или общественное?»,  «Деятельное сообщество – что это?», «Цитата дня: «Народ, который не знает своей культуры и истории, - презренен и легкомысленен» Н.М. Карамзин. За и против».

(СЛАЙД 20  БРИФИНГ) С целью информирования родителей обращаемся к БРИФИНГАМ,  интерпретируем ее как встречу, ограниченную во времени для изложения  сути  какого – либо злободневного  вопроса,  либо для презентации определенного продукта совместной деятельности. Примеры представлены на слайде (Пример: «Должен ли дошкольник знать об обрядовой деятельности?», Презентация материалов: «Домашняя утварь - вчера и сегодня») 

         Отрадно видеть, как родители ответственно подходят к сбору краеведческого и познавательного материала, помогают пополнять экспозиции группового центра краеведения с перспективой на будущее, понимая значимость их включения в  единое  образовательное пространство.

    Таким образом, при условии  систематического использования современных, интерактивных форм взаимодействия семьи и дошкольной организации,   можно   успешно решать поставленные задачи.            

           Проделанная работа не исчерпывает возможности решения проблемы.  Перспективу видим в поиске новых подходов к вопросу эффективного взаимодействия семьи и детского сада.

          (СЛАЙД 21) Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В данной публикации рассматривается вопрос о становлении личности ребенка, его детской компетентности. Старший дошкольный возраст благоприятен для появлений основных психологических новообразований (п...

Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию представлений у детей о своей малой родине

В статье предлагаются формы сотрудничества с семьями воспитанников по ознакомлению с малой родиной....

Взаимодействие семьи и дошкольной организации. Мастер класс : «Дед Мороз в каждую семью»

В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций и уважительное отношение друг к другу.Полноценное воспитание и развитие...

"Развитие основ патриотизма как составляющей нравственного сознания у дошкольников через взаимодействие семьи и дошкольной организации"

В связи с последними событиями в мире, самое нужное и самое трудное для семьи и для страны –это воспитать честного, доброго и порядочного человека. Нравственно-патриотическое воспитание детей яв...

Партнерское взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей

В данной статье рассматривается одна из задач дошкольной образовательной организации - помощь семье в формировании системы ценностей дошкольников. Успешное взаимодействие семьи и дошкольной образовате...