Методическая публикация для педагогов на тему: «Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей»
учебно-методический материал

Озерская Лариса Ивановна

особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном

возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rol_vospitatelya.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

      Методическая публикация для педагогов на тему:

«Роль воспитателя ДОУ в преодолении

агрессивного поведения детей»

Итак, что же такое агрессия?

Агрессия– мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Виды агрессии:

1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;

2. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

3. Прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;

4. Косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанью ногами, битью кулаками по столу);

5. Инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели;

6. Враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является

причинение вреда объекту агрессии

Соответствие современным достижениям педагогики

В детском саду часто можно встретить детей, отличающихся ярко выраженной агрессивностью: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают других детей, отнимают у них игрушки. Следует отметить, что среди агрессивных детей чаще встречаются мальчики, агрессивных детей бывает обычно немного (один-два), они создают напряженную атмосферу в группе: остальные дети стараются ответить им тем же, и общая

агрессивность, группы возрастает. Воспитателю приходится нелегко с ними: они не знают, как поступать с агрессивным ребенком. На этих детей жалуются родители тех, кого они обижают.

Поэтому особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном

возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Это подтверждает нарастающая волна детской преступности в современном мире и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения. Поэтому современные психологи и педагоги выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные

явления. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности

полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Именно поэтому исследование особенностей агрессивности детей, разработка способов ее коррекции, а главное - профилактики является одной из самых актуальных задач современной психологической науки.

Актуальность обозначенной тематики объясняется и запросами психодиагностики, так как наблюдается недостаток методов диагностики агрессивности в дошкольном возрасте.

Преемственность

Действия и взаимодействия, осуществляемые людьми, преемственны по своей природе, т.к. определены прошлым опытом, который актуализируется в настоящем, и оказывают влияние на будущее. Таким образом, преемственность предстает как объективная необходимость, условие и закономерность процесса существования и развития личности.

С позиций педагогического подхода преемственность определяется как

общепедагогический принцип, который выступает условием и механизмом реализации других принципов (научность, доступность, последовательность, систематичность) учебно-воспитательного процесса.

Результатом преемственности является последовательность в изучении материала, сформированность целостного знания, единство образовательных технологий, схожесть методик обучения, подготовка к обучению на последующей ступени образования.

Методы психодиагностики агрессивности

Для выявления агрессии у детей дошкольного возраста, выяснения ее причин можно использовать следующие методы диагностики:

-наблюдение;

-беседа и анкетирование родителей и воспитателей;

-проективные методики: «Рисунок семьи», «Дом-Дерево-Человек», рисунок

«Несуществующее животное».

Условия реализации.

Работа по преодолению агрессивности должна протекать в тесном сотрудничестве с родителями ребенка и носить систематический, целенаправленный характер. Работа с родителями проводится параллельно с работой с детьми и включает в себя беседы о причинах возникновения эмоционального неблагополучия (агрессивности) их детей,

консультации о путях преодоления подобного поведения, информирование о стилях взаимоотношения с ребенком, общие рекомендации. В связи с этим, нами были разработаны рекомендации для родителей агрессивных детей и подобран комплекс игр (см. приложение), позволяющий значительно снизить агрессивные проявления в поведении детей.

Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в

качестве профилактики родителям надо уделять больше внимание своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

Эти рекомендации можно адресовать не только родителям, но и педагогам. И, здесь на помощь педагогу приходит игра, как способ влияния на всестороннее развитие личности ребенка и, соответственно на коррекцию, а лучше сказать, на преодоление различных трудностей, в частности агрессивности. В игре ребенка можно научить направлять свой гнев на безопасные предметы, распознавать свои и чужие эмоциональные

состояния, контролировать их. В игре ребенок взаимодействует с другими детьми, что положительно сказывается на развитии его коммуникативных умений, обучает конструктивным выходам из конфликтных ситуаций.

Помимо игр, агрессивному ребенку необходимо научиться снимать напряжение приемлемыми способами. Здесь, на помощь педагогу и родителям приходят различные дыхательные упражнения, релаксационные игры. Для развития у ребенка эмпатии – умения вставать на позицию другого, очень полезным и эффективным оказывается чтение

и обсуждение художественной литературы.

Понимание педагогом того, что специально-организованная игра является тем безопасным пространством, в котором ребенок может проявлять себя, дает возможность педагогу сформировать у ребенка те способы реакций и модели поведения, которыми ребенок будет пользоваться во взрослой жизни, Для достижения поставленных задач необходимо:

-систематичность;

-наглядность;

-доступность;

- соответствие возрасту.

Назначение

Эти методические разработки могут использоваться в детских садах, работающих по различным программам, а также родителями в домашних условиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Предполагаемый результат работы

После проведения диагностики детей, анкетирования родителей, подборке игр и упражнений и использования их в работе с детьми уровень агрессивности детей снизится.

Результативность

Для того, чтобы результаты диагностики не были искажены, нужно принимать во внимание:

Физическое развитие и состояние ребенка;

Психофизиологические особенности его возраста;

Динамику физического развития (анамнез);

Состояние слуха, зрения;

Нарушение общей моторики (напряженность, вялость, неточность движений);

Особенности работоспособности (утомляемость, рассеянность, усидчивость).

Исследование особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста Исследование по выявлению агрессивного поведения у детей проводилось в несколько этапов:

1 этап – подготовительный

Выявив у детей в результате наблюдения за ними в ходе игр и общения со

сверстниками признаки агрессивного поведения, мы провели анализ научно-методической литературы по данной проблеме. На этом этапе сформировали пакет психодиагностических методик. Был установлен контакт с детьми. Познакомили родителей с проблемой детской агрессивности и необходимости проведения коррекционной работы с их детьми; установили контакт с самими агрессивными детьми.

2 этап – диагностический

На основе изученного мы провели беседы и анкетирование родителей на выявление агрессивного поведения детей вне детского учреждения;

Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом.

Особенно информативной для нас была беседа с родителями.

Беседу с родителями ребенка строили по обычной схеме (заранее намечали план, старались установить эмоциональный контакт). Беседа включала в себя следующие блоки:

- корректное информирование о проблеме;

- анамнестические сведения;

- любимые занятия ребенка дома;

- предпочитаемые игры, книги; телепередачи, мультфильмы, игрушки и др.;

- отношения с родственниками;

- отношения с другими людьми и т. д.

Далее было проведено анкетирование родителей и воспитателей на выявление признаков агрессивного поведения детей. После обработки анкет родителей и воспитателей мы выяснили, что уровень агрессивности у детей по родительским анкетам выше, чем по анкетированию воспитателей. Для уточнения полученных данных мы провели проективные методики с детьми:

тестирование детей с использованием методик «Дом – Дерево – Человек», «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного».

3 этап – основной

Проанализировали результаты, полученные в ходе 2 этапа. На основании

проведенной работы родителям были предложены рекомендации, для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка (см. приложение стр. ).

Для себя мы сделали вывод, что задачей педагога является не выявление и

устранение причин агрессии, а обучение ребенка конструктивным способам справиться с этой проблемой. Для этого мы разработали комплекс игр, упражнений, бесед направленных на всестороннее развитие личности ребенка и, соответственно на коррекцию, а лучше сказать, на преодоление различных трудностей, в частности агрессивности.

4 этап – коррекционный

Провели упражнения и игры, направленные на снижение агрессивного поведения ребенка. Все это способствовало взаимодействию с другими детьми, что положительно

сказалось на развитии его коммуникативных умений и умению снимать напряжение приемлемыми способами.

5 этап – завершающий

Провели те же диагностические методики, что и на втором этапе. Сравнили

полученные данные в ходе диагностического обследования на втором и пятом этапах.

Сделали выводы о результативности проведенной работы. Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Анкетирование с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету.

Анкета для педагогов и родителей

Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее

окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Высокая агрессивность — 15—20 баллов. Средняя агрессивность —7—14 баллов. Низкая агрессивность —1—6 баллов.ты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов на тему: Мониторинг знаний и умений безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту.

Цель: Выявить у детей старшего дошкольного возраста знания и умения безопасного поведения в быту....

Консультация для педагогов и родителей на тему:«Роль воспитателя в преодолении агрессивного поведения у детей»

Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо пс...

Моя публикация на сайте " Журнал педагог" на тему: " Роль воспитателя в детском саду в формировании личности ребенка"

В взаимодействие педагога и детей, собственно, и проходит развитие личности ребенка. Да, семья – это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастит их ребенок, нес...

Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Процесс профилактики и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ носит протяженный во времени характер, а результаты оказываются несколько отсроченными. Основополага...

Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста (2 часть)

При наличии определенных знаний, умений, а также при партнерском подходе к общению с ребенком, склонным к агрессивным проявлениям, можно снизить уровень его агрессии и обучить конструктивным способам ...

Семинар-практикум для педагогов на тему: "Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей"

Данный методический  материал будет интересен и полезен не только педагогам ДОУ, но и родителям детей, имеющих данную проблему. Цель семинара-практикума: систематизировать знания педагогов о...

Методические рекомендации для педагогов на тему: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях»

Данный материал поможет воспитателям, особенно начинающим, правильно организовывать образовательный процесс в ходе музыкального занятия....