КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Театр скороговорок»
консультация по развитию речи

Романовская Наталья Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д \с «Светлячок» г. Цимлянска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Театр скороговорок»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель Романовская Н.В.

 

 

 

Ноябрь 2019г.

 

Театр скороговорок

История возникновения скороговорок

     Точное время возникновения скороговорок не установлено, но,очевидно,  возникли они давно. Об этом говорит содержание ряда текстов.  Во многих фольклорных сборниках есть раздел скороговорок, но, как правило, он невелик. Среди немногих материалов: статьи П. Виноградова "Идиотизмы и скороговорки, употребляемые в Даниловском уезде" (1849), абзацы в трудах В. Даля "Пословицы русского народа" (1862), Г. Аргентова "Скороговорки как народное развлечение" (1925), В. Хромова "Скороговорка - частоговорка" (1972).

Скороговорка является одним из элементов творчества народа, его истории. Основа скороговорок – сочетание труднопроизносимых звуков вместе, изначально скороговорка задумывалась для того, чтобы «повеселить, позабавить народ». Они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром. В них отражается история и мировоззрение создавшего их народа, его традиции, нравы, обычаи, здравый смысл и юмор. Так как быстро и правильно произнести скороговорку сразу удаётся не всем, это вызывало комический эффект. Кроме того, обычно скороговорки рассказывали о том или ином событии в приукрашенной форме, а сочетание трудносовместимых звуков усиливало ироническую окраску рассказа. Иногда это жанровая зарисовка, чаще всего бессмыслица, но звучащая, ритмичная и легко запоминающаяся. Так же в скороговорках часто встречаются имена собственные, названия растений и животных, что делает скороговорки познавательными. 

 

    В 1862 году Владимир Иванович Даль впервые опубликовал скороговорки в хрестоматийном труде. Он выделил для скороговорок конкретный научный термин. Занимателен и тот факт, что по сравнению с загадками и пословицами, которых отмечено было более тридцати тысяч, скороговорок он привел всего лишь сорок девять. Причём большая часть скороговорок была рассчитана не для детского восприятия, для взрослого по своему смысловому значению. Среди этих сорока девяти скороговорок только пять можно отнести к "детской" категории. 

В. Даль вложил особый смысл в толкование скороговорки. Для развития речевого аппарата, по его мнению, следует обязательно включать подобные тексты в программу обучения. Необходимость использования скороговорок для развития речи В. Даль обосновал тем, что с их помощью можно упражнять детей в быстром произношении. Внимание должно обращаться не столько на темп произношения, сколько на чистоту произношения. Было отмечено, что в скороговорке встречаются звуки, которые могут "сталкиваться" друг с другом. Это задумано для того, чтобы затруднить быстрое произношение.

Именно Даль впервые рекомендовал использование скороговорок для развития речи детей.

Скороговорка – частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья (определение из Толкового словаря В. И. Даля).

Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов (Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, 1981-1988).

Скороговорка -

специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, б ыстро проговариваемаяшуточная прибаутка («Толковый словарь русского языка» Ожегова С. И.).

    Огромное значение скороговоркам придают педагоги сценической речи, вот слова Константина Сергеевича Станиславского,обращённые к молодым артистам: «Развитию техники речи, чёткому произношению слов и фраз помогают скороговорки. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок".

   Классификации скороговорок

 

  • Короткие и длинные
  • Рифмованные и нерифмованные
  • Народные и авторские (авторские появляются в начале 20 века)
  • С повторами и без них
  • Построенные на одном звуке и их сочетаниях
  • Детские и взрослые
  • Сюжетные и бессюжетные

 

 Значение скороговорок для детей

  1. Совершенствуют артикуляционный аппарат (улучшают подвижность языка, губ). 
  2. Улучшают звукопроизношение и дикцию.
  3. Помогают исправлять дефекты звуконаполняемости и слоговой структуры слов.
  4. Развивают слуховое внимание, фонематические процессы.

5.Расширяют и обогащают активный словарь ребёнка.

6. Способствуют развитию памяти, внимания.

 

Памятка по работе со скороговоркой

  1. Разучивать скороговорки, в словах которой все звуки ребёнок произносит правильно.
  2. Расскажите ребёнку скороговорку медленно и внятно. Покажите иллюстрацию к ней. Уточните или объясните незнакомые слова. Задайте ребёнку вопросы по содержанию скороговорки. Спросите, какой звук встречается чаще.
  3. Ребёнок повторяет за взрослым скороговорку очень медленно и чётко (по слогам).Обращать внимание на правильное произношение всех звуков. Цель этого этапа – выучить скороговорку.
  4. Проговорить с ребёнком скороговорку беззвучно(артикулируя языком и губами), затем   шёпотом.
  5. Произнести скороговорку вслух, в ровном темпе, отчётливо проговаривая каждый звук, используя логические ударения и правильную интонацию. При этом в первую очередь следует обеспечивать чёткоепроизношение и лишь во вторую – ускорять темп.
  6. Предложите ребёнку повторить скороговорку 3 раза подряд.

 

*исключается слишком быстрое проговаривание скороговорки (ребёнку дается инструкция: «Говори плавно, понятно»).

 

Запоминанию скороговорок помогают приёмы мнемотехники. Глядя на мнемотаблицу, ребёнок заучивает текст намного быстрее и эффективнее.Мнемотаблицы либо готовые, либо нарисованные детьми. Каждое слово заменяется простым изображением. Для этого совсем не обязательно уметь хорошо рисовать. 

 Для повторения изученных скороговорок можно использовать

Игры со скороговорками

  1. Произнести скороговорку, на каждое слово подкидывая мяч.
  2. Произнести скороговорку, отбивая мяч от пола на каждое слово.
  3. Произнести скороговорку, перекладывая мячик из одной руки в другую на каждое слово.
  4. Произнести скороговорку, выполняя пальчиковое упражнения «Колечки» («Лесенка», «Цепочка», «Кулачки», загибать пальцы по очереди).
  5. Произнести скороговорку по слогам, как робот.
  6. Произнести скороговорку медленно и плавно («черепаха»).
  7. Произнести скороговорку быстро («ракета»).
  8. Произнести скороговоркуудивлённо.
  9. Произнести скороговорку радостно.
  10. Произнести скороговорку грустно.
  11. Произнести скороговорку командным тоном, как президент.

 

«Паровозик»: ведущий игры распределяет по одному слову на каждого ребёнка из скороговорки. После вся группа должна, по очереди называя каждый своё слово, как можно быстрее произнести всю скороговорку целиком. После чего каждый участник произносит всю скороговорку самостоятельно.

 «Доскажи скороговорку»:взрослый (или ребёнок) называетпервое словоскороговорки (фразу), тот, кто знает, произносит её целиком.

 

«Выключили звук!»: ведущий медленно, одними движениями губ и языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников – угадать скороговорку и произнести её без ошибок. Угадавший участник становится ведущим.

 

«Два слова»: ведущий называет 2 любых слова из скороговорки, остальные должны вспомнить и произнести всю скороговорку.

 

«Расскажи руками»: задача ведущего – жестами изобразить содержание

скороговорки. Остальным участникам необходимо угадать скороговорку и произнести её.         

«Главное слово» - дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз голосом выделяя новое слово, делая его главным по смыслу.

                                                                                                      

                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

СКОРОГОВОРКИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ РАЗУЧИВАНИЯ С ДЕТЬМИ

1-ОЙ    И    2-ОЙ    МЛАДШИХ ГРУПП

 

 

Дед  Даня                       У Бобы винт, у Вити бинт. У бабы бобы, у деда дубы Делит дыню:                                              У деда дубы, у бабы бобы.

Дольку Диме,              У пенька пять опят.

Дольку Дине.                                                                        Сеня в лесу видит                              лису.               

 

Дом у дуба,                  Носит Сеня сено в сени,           У Степана есть сметана,             Дуб у дома.                     Спать на сене будет Сеня.        Есть сметана у Степана. Дым в дому,

Дом в дыму.                   У кота икота – вспоминает кто-то.

 

 Канат у Натки,       На дуб не дуй губ.  Нитки у Никитки. Не дуй губ на дуб.

Икота, икота,                                              

 Глядит кот,   Иди на кота,

 Как утка идёт.              С кота на Якова, С Якова на всякого.

 

Дима даёт Дине дыни,          У Татки тапки,                Сад в снегу и лес в снегу, Дыни Дима даёт Дине.            Тапки у Татки.                 А по снегу я бегу.   

 

 

У соседа-домоседа                Топают гуськом           Поёт попугай попугаю:

Сосед-непоседа.                     Гусак за гусаком.         - Я тебя, попугай, попугаю!

У соседа-непоседы                 Глядят свысока            Попугаю в ответ попугай:

Сосед- домосед.                      Гусак на гусака.          - Попугай, попугай, попугай!

 

Оса боа и без пояса.              У Сысоя усы до пояса.

 

В саду у Дуси утки и гуси.

 

 

 

 

 

 

 

СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

 

Над калиной, над малиной                В воде – сазан, Пух летает тополиный.                         В лесу – фазан.

Клёны, липы, ивы, ели,

Дуб и пихта побелели.У Сони коса до пояса.  

 

На возу коза,                                           Люба любит лютики,                      

За возом – лиса.                                     А Толя – мультики.

 

 

Алина любит малину,                          Гулять надумали улитки –                    А Галина – малину.                               Идут неделю до калитки.

 

Маша под душем                                    Шапка да шубка -  Моет шею и уши.                                     Вот и наш Мишутка.

 

Живи, да не тужи.Не живут ужи, где живут ежи.

 

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

 

У Сони и Сани в сетях сом с усами.          У маленького Сани сани едут сами Сом с усами в сетях у Сони и Сани.          Сани едут сами у маленького Сани.

 

В лесу коза, у козы коса.                                 На сосне сидит сова, Звенит коса – сено косит коза.                      Под сосной стоит лиса.

 

Зоя – зайкинахозяйка,                                Маша шьёт для мишки Только Зайка тот зазнайка.                           Шубу, шапку и штанишки.

 

 

 

СТАРШЕЙ ГРУППЫ

 

Елена пельмени любить-любила,          Жаба в лужице сидела,     

Да лень пельмени лепить ей было.       Жадно на жука глядела.    Лепил Емеля пельмени умело,               Жук жужжал, жужжал, жужжал Без лени Елена неделю их ела.               И на ужин к ней попал.

 

Около кола колокола.                                 Съел Филимон с улыбкой лимон.

 

Жук, над лужею жужжа,                             Все с базара – Назар на базар.

Ждал до ужина ужа.                                     С базара Назар – все на базар.

 

Крута гора, в горе дыра.                      На горе Арарат рвёт Варвара виноград. В дыре кротовая нора.

 

Сидит клоп на копне,   Была у Алёнки болонка,

Колпак на клопе,                                            Была у болонки Алёнка.

 Копна под клопом                                         Алёнка гуляла с болонкой,

 Клоп под  колпаком.                                     Болонка гуляла с Алёнкой.

 

Идёт кот из ворот,                                          За деревней с утра Кот рябой, хвост трубой.                              Тарахтят трактора.

А ну, попробуй, повтори,

Да не один разок, а три.                                Коля колом лёд ломал

                                                                              И осколки подметал.

Хитрую сороку поймать морока,

А сорок сорок — сорок морок.                   Стоит гора посреди двора,

                                                                             На дворе – трава, на траве – дрова.

В бору бобёр и брат бобра                      

Работают без топора.                                     Жук, жужжа, жалит ужа.

Бобёр и брат бобра добры:

Не рубят на бревно боры.                           У ежа в гостях ужата,

                                                                      У ужа в гостях ежата.                                                                       Учит бегать ёж ужат,                                                                       Учит ползать уж ежат!

 

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

 

Съел Валериквареник,   У барана рога кручены-перекручены, Валюшка – ватрушку.                              Верчены- переверчены.

 

Чёрной галке чёрный дрозд                 Ярослав и Ярославна    Подарил черники горсть.                       Проживают в Ярославле. Чёрная галка чернику склевала,        В Ярославле живут славно  Только, представьте,                                Ярослав и Ярославна.

Чернее не стала.

                                                                         Рисовала Лариса

Приготовила Лариса                                  Акварелью нарциссы. Для Бориса суп из риса.                            Георгины гуашью А Борис Ларису угостил ирисом              Рисовала Наташа. 

 

Испугались медвежонка                           У четырёх черепашек Ёж с ежихой и с ежонком,                      Четыре черепашонка.

Стриж с стрижихой и стрижонком.

 

Ёжик в бане вымыл ушки,                      У Саши в каше сыворотка  Шею, кожицу на брюшке.                          Из-под простокваши.

И сказал еноту ёж:

“Ты мне спинку не потрешь?”

 

Саша, становись под душ,                   На соседа, на грача Смой с ушей под душем тушь.              Накричал грач сгоряча. Смой и с шеи тушь под душем.             Грач кричал, грач горячился, После душа вытрись суше.                     Сосед очень огорчился.

Шею суше, суше уши, И не пачкай больше уши.

 

Марина грибы мариновала,   Королева Клара строго карала

Карина малину перебирала.                  Карла за кражу коралла.

 

Корабли лавировали, лавировали,       Разобиделся Макар –  Лавировали, лавировали,                        Искусал его комар. Да не вылавировали.                                 Но поймите комара –

                                                                          Ничего не ел с утра.

Посадил дед лук, отрастил лук чуб.

Увидал лук внук, оборвал луку чуб. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д \с «Светлячок» г. Цимлянска

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Театр скороговорок»

Подготовила: воспитатель Романовская Н.В.

Ноябрь 2019г.

Театр скороговорок

История возникновения скороговорок

     Точное время возникновения скороговорок не установлено, но,очевидно,  возникли они давно. Об этом говорит содержание ряда текстов.  Во многих фольклорных сборниках есть раздел скороговорок, но, как правило, он невелик. Среди немногих материалов: статьи П. Виноградова "Идиотизмы и скороговорки, употребляемые в Даниловском уезде" (1849), абзацы в трудах В. Даля "Пословицы русского народа" (1862), Г. Аргентова "Скороговорки как народное развлечение" (1925), В. Хромова "Скороговорка - частоговорка" (1972).

Скороговорка является одним из элементов творчества народа, его истории. Основа скороговорок – сочетание труднопроизносимых звуков вместе, изначально скороговорка задумывалась для того, чтобы «повеселить, позабавить народ». Они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром. В них отражается история и мировоззрение создавшего их народа, его традиции, нравы, обычаи, здравый смысл и юмор. Так как быстро и правильно произнести скороговорку сразу удаётся не всем, это вызывало комический эффект. Кроме того, обычно скороговорки рассказывали о том или ином событии в приукрашенной форме, а сочетание трудносовместимых звуков усиливало ироническую окраску рассказа. Иногда это жанровая зарисовка, чаще всего бессмыслица, но звучащая, ритмичная и легко запоминающаяся. Так же в скороговорках часто встречаются имена собственные, названия растений и животных, что делает скороговорки познавательными.  

 

    В 1862 году Владимир Иванович Даль впервые опубликовал скороговорки в хрестоматийном труде. Он выделил для скороговорок конкретный научный термин. Занимателен и тот факт, что по сравнению с загадками и пословицами, которых отмечено было более тридцати тысяч, скороговорок он привел всего лишь сорок девять. Причём большая часть скороговорок была рассчитана не для детского восприятия, для взрослого по своему смысловому значению. Среди этих сорока девяти скороговорок только пять можно отнести к "детской" категории.  

В. Даль вложил особый смысл в толкование скороговорки. Для развития речевого аппарата, по его мнению, следует обязательно включать подобные тексты в программу обучения. Необходимость использования скороговорок для развития речи В. Даль обосновал тем, что с их помощью можно упражнять детей в быстром произношении. Внимание должно обращаться не столько на темп произношения, сколько на чистоту произношения. Было отмечено, что в скороговорке встречаются звуки, которые могут "сталкиваться" друг с другом. Это задумано для того, чтобы затруднить быстрое произношение.

Именно Даль впервые рекомендовал использование скороговорок для развития речи детей.

Скороговорка – частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья (определение из Толкового словаря В. И. Даля).

Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов (Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, 1981-1988).

Скороговорка -

специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, б ыстро проговариваемаяшуточная прибаутка («Толковый словарь русского языка» Ожегова С. И.).

    Огромное значение скороговоркам придают педагоги сценической речи, вот слова Константина Сергеевича Станиславского,обращённые к молодым артистам: «Развитию техники речи, чёткому произношению слов и фраз помогают скороговорки. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок".

   Классификации скороговорок

 

  • Короткие и длинные
  • Рифмованные и нерифмованные
  • Народные и авторские (авторские появляются в начале 20 века)
  • С повторами и без них
  • Построенные на одном звуке и их сочетаниях
  • Детские и взрослые
  • Сюжетные и бессюжетные

 

 Значение скороговорок для детей

  1. Совершенствуют артикуляционный аппарат (улучшают подвижность языка, губ).  
  2. Улучшают звукопроизношение и дикцию.
  3. Помогают исправлять дефекты звуконаполняемости и слоговой структуры слов.
  4. Развивают слуховое внимание, фонематические процессы.

5.Расширяют и обогащают активный словарь ребёнка.

6. Способствуют развитию памяти, внимания.

 

Памятка по работе со скороговоркой

  1. Разучивать скороговорки, в словах которой все звуки ребёнок произносит правильно.
  2. Расскажите ребёнку скороговорку медленно и внятно. Покажите иллюстрацию к ней. Уточните или объясните незнакомые слова. Задайте ребёнку вопросы по содержанию скороговорки. Спросите, какой звук встречается чаще.
  3. Ребёнок повторяет за взрослым скороговорку очень медленно и чётко (по слогам).Обращать внимание на правильное произношение всех звуков. Цель этого этапа – выучить скороговорку.
  4. Проговорить с ребёнком скороговорку беззвучно(артикулируя языком и губами), затем   шёпотом.
  5. Произнести скороговорку вслух, в ровном темпе, отчётливо проговаривая каждый звук, используя логические ударения и правильную интонацию. При этом в первую очередь следует обеспечивать чёткоепроизношение и лишь во вторую – ускорять темп.
  6. Предложите ребёнку повторить скороговорку 3 раза подряд.

 

*исключается слишком быстрое проговаривание скороговорки (ребёнку дается инструкция: «Говори плавно, понятно»).

 

Запоминанию скороговорок помогают приёмы мнемотехники. Глядя на мнемотаблицу, ребёнок заучивает текст намного быстрее и эффективнее.Мнемотаблицы либо готовые, либо нарисованные детьми. Каждое слово заменяется простым изображением. Для этого совсем не обязательно уметь хорошо рисовать.  

 Для повторения изученных скороговорок можно использовать

Игры со скороговорками

  1. Произнести скороговорку, на каждое слово подкидывая мяч.
  2. Произнести скороговорку, отбивая мяч от пола на каждое слово.
  3. Произнести скороговорку, перекладывая мячик из одной руки в другую на каждое слово.
  4. Произнести скороговорку, выполняя пальчиковое упражнения «Колечки» («Лесенка», «Цепочка», «Кулачки», загибать пальцы по очереди).
  5. Произнести скороговорку по слогам, как робот.
  6. Произнести скороговорку медленно и плавно («черепаха»).
  7. Произнести скороговорку быстро («ракета»).
  8. Произнести скороговоркуудивлённо.
  9. Произнести скороговорку радостно.
  10. Произнести скороговорку грустно.
  11. Произнести скороговорку командным тоном, как президент.

 

«Паровозик»: ведущий игры распределяет по одному слову на каждого ребёнка из скороговорки. После вся группа должна, по очереди называя каждый своё слово, как можно быстрее произнести всю скороговорку целиком. После чего каждый участник произносит всю скороговорку самостоятельно.

 «Доскажи скороговорку»:взрослый (или ребёнок) называетпервое словоскороговорки (фразу), тот, кто знает, произносит её целиком.

 

«Выключили звук!»: ведущий медленно, одними движениями губ и языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников – угадать скороговорку и произнести её без ошибок. Угадавший участник становится ведущим.

 

«Два слова»: ведущий называет 2 любых слова из скороговорки, остальные должны вспомнить и произнести всю скороговорку.

 

«Расскажи руками»: задача ведущего – жестами изобразить содержание

скороговорки. Остальным участникам необходимо угадать скороговорку и произнести её.          

«Главное слово» - дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз голосом выделяя новое слово, делая его главным по смыслу.

                                                                                                   

                                                                                                   

 

СКОРОГОВОРКИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ РАЗУЧИВАНИЯ С ДЕТЬМИ

1-ОЙ    И    2-ОЙ    МЛАДШИХ ГРУПП

 

Дед  Даня                       У Бобы винт, у Вити бинт. У бабы бобы, у деда дубы Делит дыню:                                              У деда дубы, у бабы бобы.

Дольку Диме,              У пенька пять опят.

Дольку Дине.                                                                        Сеня в лесу видит                              лису.                

 

Дом у дуба,                  Носит Сеня сено в сени,           У Степана есть сметана,             Дуб у дома.                     Спать на сене будет Сеня.        Есть сметана у Степана. Дым в дому,

Дом в дыму.                   У кота икота – вспоминает кто-то.

 

 Канат у Натки,       На дуб не дуй губ.  Нитки у Никитки. Не дуй губ на дуб.

Икота, икота,                                              

 Глядит кот,   Иди на кота,

 Как утка идёт.              С кота на Якова, С Якова на всякого.

 

Дима даёт Дине дыни,          У Татки тапки,                Сад в снегу и лес в снегу, Дыни Дима даёт Дине.            Тапки у Татки.                 А по снегу я бегу.    

 

 

У соседа-домоседа                Топают гуськом           Поёт попугай попугаю:

Сосед-непоседа.                     Гусак за гусаком.         - Я тебя, попугай, попугаю!

У соседа-непоседы                 Глядят свысока            Попугаю в ответ попугай:

Сосед- домосед.                      Гусак на гусака.          - Попугай, попугай, попугай!

 

Оса боа и без пояса.              У Сысоя усы до пояса.

 

В саду у Дуси утки и гуси.

 

 

 

 

 

СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

 

Над калиной, над малиной                В воде – сазан, Пух летает тополиный.                         В лесу – фазан.

Клёны, липы, ивы, ели, 

Дуб и пихта побелели.У Сони коса до пояса.   

 

На возу коза,                                           Люба любит лютики,                      

За возом – лиса.                                     А Толя – мультики.

 

 

Алина любит малину,                          Гулять надумали улитки –                    А Галина – малину.                               Идут неделю до калитки.

 

Маша под душем                                    Шапка да шубка -  Моет шею и уши.                                     Вот и наш Мишутка.

 

Живи, да не тужи.Не живут ужи, где живут ежи. 

 

У ежа — ежата, у ужа — ужата. 

 

У Сони и Сани в сетях сом с усами.          У маленького Сани сани едут сами Сом с усами в сетях у Сони и Сани.          Сани едут сами у маленького Сани.

 

В лесу коза, у козы коса.                                 На сосне сидит сова, Звенит коса – сено косит коза.                      Под сосной стоит лиса.

 

Зоя – зайкинахозяйка,                                Маша шьёт для мишки Только Зайка тот зазнайка.                           Шубу, шапку и штанишки.

 

 

СТАРШЕЙ ГРУППЫ

 

Елена пельмени любить-любила,          Жаба в лужице сидела,      

Да лень пельмени лепить ей было.       Жадно на жука глядела.    Лепил Емеля пельмени умело,               Жук жужжал, жужжал, жужжал Без лени Елена неделю их ела.               И на ужин к ней попал.

 

Около кола колокола.                                 Съел Филимон с улыбкой лимон.

 

Жук, над лужею жужжа,                             Все с базара – Назар на базар.

Ждал до ужина ужа.                                     С базара Назар – все на базар.

 

Крута гора, в горе дыра.                      На горе Арарат рвёт Варвара виноград. В дыре кротовая нора.

 

Сидит клоп на копне,   Была у Алёнки болонка,

Колпак на клопе,                                            Была у болонки Алёнка.

 Копна под клопом                                         Алёнка гуляла с болонкой,

 Клоп под  колпаком.                                     Болонка гуляла с Алёнкой.

 

Идёт кот из ворот,                                          За деревней с утра Кот рябой, хвост трубой.                              Тарахтят трактора.

А ну, попробуй, повтори,

Да не один разок, а три.                                Коля колом лёд ломал

                                                                              И осколки подметал.

Хитрую сороку поймать морока,

А сорок сорок — сорок морок.                   Стоит гора посреди двора,

                                                                             На дворе – трава, на траве – дрова.

В бору бобёр и брат бобра                      

Работают без топора.                                     Жук, жужжа, жалит ужа.

Бобёр и брат бобра добры:

Не рубят на бревно боры.                           У ежа в гостях ужата,

                                                                      У ужа в гостях ежата.                                                                       Учит бегать ёж ужат,                                                                       Учит ползать уж ежат!

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

 

Съел Валериквареник,   У барана рога кручены-перекручены, Валюшка – ватрушку.                              Верчены- переверчены.

 

Чёрной галке чёрный дрозд                 Ярослав и Ярославна    Подарил черники горсть.                       Проживают в Ярославле. Чёрная галка чернику склевала,        В Ярославле живут славно  Только, представьте,                                Ярослав и Ярославна.

Чернее не стала.

                                                                         Рисовала Лариса

Приготовила Лариса                                  Акварелью нарциссы. Для Бориса суп из риса.                            Георгины гуашью А Борис Ларису угостил ирисом              Рисовала Наташа.  

 

Испугались медвежонка                           У четырёх черепашек Ёж с ежихой и с ежонком,                      Четыре черепашонка.

Стриж с стрижихой и стрижонком.

 

Ёжик в бане вымыл ушки,                      У Саши в каше сыворотка  Шею, кожицу на брюшке.                          Из-под простокваши.

И сказал еноту ёж:

“Ты мне спинку не потрешь?”

 

Саша, становись под душ,                   На соседа, на грача Смой с ушей под душем тушь.              Накричал грач сгоряча. Смой и с шеи тушь под душем.             Грач кричал, грач горячился, После душа вытрись суше.                     Сосед очень огорчился.

Шею суше, суше уши, И не пачкай больше уши.

 

Марина грибы мариновала,   Королева Клара строго карала

Карина малину перебирала.                  Карла за кражу коралла.

 

Корабли лавировали, лавировали,       Разобиделся Макар –  Лавировали, лавировали,                        Искусал его комар.

 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» г. Цимлянска

Практикум «Инновационные развивающие технологии, методы и приёмы, направленные на  развитие речи детей»

Форма проведения:  деловая игра «Полёт на самолёте»

Провела: воспитатель

                        Романовская Н.В.

ноябрь 2022г

Цель: ознакомление педагогов с инновационными технологиями для развития речи детей.

Задачи: познакомить педагогов с такими технологиями, как пальчиковые игры в воде и синквейн; расширить знания воспитателей и специалистов о логоритмике и моделировании для развития речи детей. Повысить уровень профессиональных знаний о развитие речи дошкольника.

                                                     Ход практикума

  Музыкальный зал оформлен в виде салона самолёта.

  Педагоги входят в методический кабинет и при входе от «стюардессы»  получают билеты на самолёт, на которых написано имя любого из присутствующих педагогов. Рассаживаются на стулья, которые расставлены в виде кресел в салоне самолёта.

Наташа: Уважаемые пассажиры, я рада приветствовать вас на борту нашего самолёта.

На борту самолёта вас приветствуют  пилот: Наталья Владимировна -  под руководством которой, и будет проходить наш полёт.

Звучит фонограмма о начале полёта.

Наташа: А начать наш полёт мы хотим с подарков, которые вы сейчас подарите друг другу. 

Упражнение для педагогов "Подарок"

- Сейчас вы будете дарить подарки друг другу. Начиная с любого, по очереди средствами пантомимы педагог дарит  какой-то предмет тому, чьё имя написано на билете (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.) Отгадывает и получает подарок только тот, кому он адресован, другие не помогают.

Наташа: А я в свою очередь тоже хочу вам подарить подарок. (Изображают пантомимой хорошее настроение)

Наташа: И с таким хорошим настроением  я желаю вам провести наш полёт.

А как вы думаете? Куда мы летим? (Ответы)

Мы с вами летим в страну компетенции. А что такое компетенция?(ответы)

«Компетенция есть нечто большее, чем просто знания и умения. Она включает способность отвечать на сложные запросы, путем привлечения и мобилизации психологических ресурсов (включая умения и установки) в конкретном контексте»

Наташа: А расширить наши с вами познания мы хотим в области развития речи, и осветить такой вопрос как инновационные технологии, методы в обучении развитию речи.

      В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования  системы дошкольного образования.
Поэтому, темой нашего семинара-практикума будет
: «Инновационные технологии в развитии речи дошкольников». Сегодня мы познакомимся с интересными,  для кого-то знакомыми, а для кого-то и нет, инновационными технологиями.

  Технологии развития речи бывают традиционные и нетрадиционные. Давайте вспомним, какие есть традиционные технологии (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание).

В отличие от традиционных технологий инновационные -  формируют творческие способности, развивают нестандартное видения мира, новое мышление.

Звучит объявление стюардессы о входе самолёта в зону тумана.

  Уважаемые пассажиры, просьба пристегнуть ремни. Наш самолёт входит в зону тумана.

Игровое упражнение для педагогов «Туман»

 Чтобы наш самолёт благополучно покинул зону тумана вам нужно немного поработать. Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

 Я буду называть пословицы разных стран, а вы должны назвать аналогичную,  но русскую пословицу.

Сын леопарда - тоже леопард (Африка) -  (Яблоко от яблони недалеко падает)

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) -  (Шила в мешке не утаишь)

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) -  (В тихом омуте черти водятся)

Молчаливый рот - золотой рот (Германия) -  (Слова - серебро, а молчание – золото)

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) -  (Язык до Киева доведет)

Звучит объявление стюардессы о выходе самолёта из зоны тумана.

Оксана: уважаемые пассажиры, мы преодолели зону турбулентности. Летим дальше.

Руки - какой совершенный инструмент дала нам природа! Если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Происходит то, что писал А. М. Горький: « рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».

Учеными доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. 

Вы наверно догадались, что дальше речь пойдёт о пальчиковой гимнастике, но не о традиционной, которую вы все проводите, а о пальчиковой гимнастике в воде. Аква-гимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде. Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать. Не случайно игры с водой являются для них самым приятным способом обучения. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет широкие возможности для познания мира. Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Если соединить это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями, то получится отличная пальчиковая гимнастика в воде.

 «Пальчиковые игры в воде» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы, сила, хорошая подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. 

Я вам предлагаем самим показать, как бы вы провели пальчиковую игру в воде. Вам предлагается коротенькое стихотворение, на его примере вы должны продемонстрировать показ пальчиковой игры в воде, как бы вы показывали её детям.

Показ педагогами пальчиковой игры в воде:

Игра «Медуза»

Исходное положение – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в исходное положение.

Прозрачная медуза так красива,

Но только обжигает больнее, чем крапива.

Игра «Рыбка»

Исходное положение – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьем кистями по воде.

Рыбки-малютки

По морю плывут,

Скачут, резвятся и хвостиком бьют.

Наташа:  Замечательно наш полёт продолжается. 

Существует ещё одна интересная комплексная  методика, включающей в себя речь, музыку и движение, называется эта методика…

-Может кто-то подскажет? Правильно логоритмика.

Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла.

Логоритмика – это один из видов здоровьесберегающих технологий и одно из звеньев коррекционной педагогики, которое связывает воедино слово, звук, музыку и движения… Именно такая взаимосвязь способствует развитию у детей правильного и чёткого звукопроизношения, у детей совершенствуется навыки словообразования и накапливается активный словарный запас.

Целью логоритмики является коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова, движения и музыки.

Игровой массаж «Капуста»

Мы капусту чистим, чистим, мы капусту чистим, чистим

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

 Мы капусту рубим, рубим, мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту давим, давим, мы капусту давим, давим.

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

Мы капусту солим, солим, мы капусту солим, солим,

 Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

Наташа:  К . Д. Ушинский писал:
     «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Как вы думаете, о какой технологии пойдёт речь дальше?

-Эта технология называется моделированием или мнемотехникой. Об этой технологии знают все, но применяют её единицы.

Слова мнемотехника и мнемоника обозначают одно и тоже – техника запоминания.

Мнемотехник – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания и припоминания информации.

Мнемотаблицы – схемы можно использовать:

Для ознакомления с окружающим миром;

При заучивании стихов;

При пересказах художественной литературы;

При обучению составлению рассказов;

При отгадывании и загадывании загадок;

Для обогащения словарного запаса

При воспитании КГН;

При воспитании навыков самообслуживания

Дети учатся составлять рассказы, пересказывать литературные произведения, заучивать стихи. У детей появляется желание пересказывать тексты. У детей расширяется круг знаний об окружающем мире. Могут строить алгоритм высказывания. Дети учатся правильно оформлять свою мысль в виде предложения. У детей увеличивается словарный запас. Дети начинают пользоваться всеми частями речи, хотя пока не всегда употребляют их точно. Улучшается грамматический строй речи.

Работа с мнемотаблицей

Наташа: С заданием все справились. Наш полёт продолжается. Ещё одна технология, которую применяют для развития речи называется «Синквейн»

(Наталья Владимировна)

Может кто-то знает эту технологию?

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!

«Итог семинара»– Составление синквейна

 Составьте свой синквейн о нашем семинаре

Речь

Чистая, правильная.

Учим, повторяем, закрепляем.

Мы многое узнали о развитии речи.

Понравилось!

Наташа:

 А закончить наш полёт мне бы хотелось Притчей.

Жила-была в лесу Сова. Она была очень мудрая, поэтому звери леса часто ходили к ней советоваться. А еще Сова очень гордилась своим умом и дорожила своим временем, поэтому говорила она редко, мало и только по делу, а если её просили что-нибудь посоветовать, то советы её всегда были краткие. Как-то раз к Сове пришло столько зверей за советами, что к ней выстроилась целая очередь. Последним в очереди стоял Ёжик. Он, послушав ответы Совы, решил, что Сова и вправду очень мудрая, а потому стал думать, о чем бы ее таком интересном спросить.

— Здравствуй, Сова, — сказал Ёжик. 
Но Сова ничего не ответила ему и даже не посмотрела в его сторону. Ведь Сова была очень гордой и очень дорожила своим временем.

А Ёжик продолжил говорить.
— Вот ты, Сова, даешь всем советы, а какой самый главный совет ты бы дала сама себе?

Сова задумалась. Она думала минуту, другую, третью...

Она думала так долго, что у Ёжика даже голова устала смотреть вверх, на Сову, и он опустил ее.

Спустя какое-то время Сова взглянула на Ёжика и улыбнулась ему, чего раньше она никогда не делала.

— Я бы посоветовала сама себе каждый день делать как можно больше хорошего и доброго, — сказала она Ёжику.

Говорят, что с тех пор Сова стала мягче и добрее, а еще она стала дружелюбнее относиться к тем, кто спрашивал у нее советы.

Я желаю вам, чтобы вы были такими же мудрыми как сова, каждый день делали как можно больше хорошего и доброго,  и к вам за советом всегда шли люди.

Звучит фонограмма об окончании полёта.

Наташа:

Наш полёт подошёл к концу, надеюсь ваша компетенция сегодня пополнилась новыми знаниями, которые вы будете применять в своей работе с детьми по развитию речи.

На прощание я хочу  раздать вам Правила для смелых и упорных педагогов

                                       

Правила для смелых и упорных педагогов

*            Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

*           Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

*           Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

*          После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

*          Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Театр скороговорок ".

 Скороговорки - эффективное средство для развития дикции, фонематического слуха, речевого дыхания, выразительных средств голоса....

Консультация для воспитателей: "Театр в детском саду"

Использование элементов кукольного театра        в театрализованных развлечениях старших дошкольников....

Консультация для воспитателей театр на фартуке

Данная консультация расскажет воспитателям о таком виде театра, как театр на фартуке. Поможет воспитателям вдохновится на новые виды творчества....

Консультация для воспитателей "Театр как важное средство воспитания дошкольников"

Цель проведения консультации:знакомство воспитателей с особенностями театральной деятельности детей дошкольного возраста.Задачи проведения:Изучить возможности театральной педагогики: актуальные её про...

консультация для воспитателей "Театр - это волшебный мир"

консультация для воспитателей "Театр - это волшебный мир"...

Консультация для воспитателей «Театр, творчество, дети»

Консультация для воспитателей «Театр, творчество, дети»...