Мастер - класс для педагогов "Создание интерактивной музыкальной игры средствами ИКТ"
материал

Злобина Ксения Николаевна

Материал адресован педагогам ДОУ, учителям музыки младшего школьного возраста. В рамках этого мастер - класса рассмотрен подробный алгоритм создания интерактивной игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnaya_igra.docx26.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25 «Солнышко» (МБДОУ д/с №25)

Российская Федерация, 456440 Челябинская область, г. Чебаркуль, ул. 9 Мая, 26,

тел/факс: 8(35168)5-54-80, e-mail: detskiisad-solnyshko@mail.ru, сайт: http://solnyshko25.ucoz.ru

   

Мастер – класс на тему:

«Создание интерактивной музыкальной игры средствами ИКТ».

Подготовил:

Музыкальный руководитель

Злобина К.Н.

для выступления на ГМО

Чебаркуль, 2019.


Современные ИКТ и их роль в системе образования.

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.

Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ – жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования.

Что такое ИКТ?

Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Детский сад – часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
  • компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  • компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
  • ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности;
  • компьютер позволяет существенно повысить мотивацию дошкольников к обучению;
  • использование развивающих компьютерных программ;
  • использование мультимедийных презентаций.

Если говорить об использовании информационных технологий на музыкальных занятиях, то здесь они помогают решить ряд задач:

  • Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.
  • Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
  • Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

Возможности применения ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников.

Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к музыкальному занятию, так и на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках. Большую помощь при подготовке и проведению музыкальных занятий оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point.

Используя возможности программы Power Point, мы – музыканты можем создавать большое количество различных интерактивных игр для того, чтобы обучение было с увлечением. Поэтому сегодня я хотела бы вас познакомить с алгоритмом создания такой игры.  

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ.

Интерактивная игра создаётся с помощью презентации Power Point 2016.

1. Создаем в презентации несколько слайдов.

2. На одном из нужных нам слайдов создаем 2 кнопки: 1 кнопка – с правильным ответом, 2 кнопка – с неправильным. Для этого:

На верхней панели «МЕНЮ» мы выбираем вкладку «ВСТАВКА». Внутри «ВСТАВКИ» находим «ФИГУРЫ», выбираем нужную нам фигуру – например, ОВАЛ – С ПОМОЩЬЮ КЛАВИШИ Shift рисуем фигуру на слайде.

Затем копируем эту фигуру и вставляем её рядом. Получилось два ОВАЛА. 

3. Как сделать КНОПКУ С НЕПРАВИЛЬНЫМ ОТВЕТОМ?

Например, мы хотим, чтобы ОВАЛ 2 обозначал неправильный ответ.  Выделяем ОВАЛ 2 щелчком правой кнопкой мыши (Фигура должна быть обязательно выделена для того, чтобы с ней можно было выполнять необходимые манипуляции). На верхней панели «МЕНЮ» мы находим вкладку «АННИМАЦИЯ». В этой вкладке мы переходим к «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ АННИМАЦИИ», внизу выбираем, например, «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ВЫДЕЛЕНИЯ». Затем выбираем, например, ПРИВЕДЕНИЕ К СЕРОМУ – ставим ОК.

Затем необходимо НАСТРОИТЬ ТРИГГЕР. На верхней панели «МЕНЮ» мы находим вкладку «АННИМАЦИЯ». В ней открываем диалоговое окно «ПАРАМЕТРЫ ЭФФЕКТОВ». Там находим вкладку «ВРЕМЯ». Далее во вкладке находим слово «ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ» выбираем «НАЧАТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ ЭФФЕКТА ПРИ ЩЕЛЧКЕ» с указанием фигуры ОВАЛ 2 (напоминаю, что мы выбрали ОВАЛ 2 – как неправильный ответ). Затем копируем ОВАЛ 2 с неправильным ответом ещё 2 раза и вставляем рядом, чтобы получилось 3 неправильных ответа (в Вашем конкретном случае этих ответов может быть больше или меньше).

4. Как сделать КНОПКУ С ПРАВИЛЬНЫМ ОТВЕТОМ?

Например, мы хотим, чтобы ОВАЛ 1 обозначал правильный ответ.  Выделяем ОВАЛ 1 щелчком правой кнопкой мыши (Фигура должна быть обязательно выделена для того, чтобы с ней можно было выполнять необходимые манипуляции). На верхней панели «МЕНЮ» мы находим вкладку «АННИМАЦИЯ». В этой вкладке мы переходим к «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ АННИМАЦИИ», внизу выбираем, например, опять же «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ВЫДЕЛЕНИЯ». Затем выбираем, например, МИГАНИЕ – ставим ОК.

Затем необходимо НАСТРОИТЬ ТРИГГЕР. На верхней панели «МЕНЮ» мы находим вкладку «АННИМАЦИЯ». В ней открываем диалоговое окно «ПАРАМЕТРЫ ЭФФЕКТОВ». Там находим вкладку «ВРЕМЯ». Далее во вкладке находим слово «ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ» выбираем «НАЧАТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ ЭФФЕКТА ПРИ ЩЕЛЧКЕ» с указанием фигуры ОВАЛ 1 (ОБРАТИТЕ ВАШЕ ВНИМАНИЕ НА ТО, ЧТО НЕОБХОДИМО СЛЕДИТЬ ЗА ВЫБРАННОЙ ФИГУРОЙ!!!).

Итак, ВАШИ ОТВЕТЫ ГОТОВЫ!!!

5. ЗАЛИВКА ОТВЕТОВ.

Каждый ответ должен иметь обозначение (картинки или надписи). В нашем случае мы будем использовать картинки. Для этого я заранее подобрала картинки к ответам, которые собраны в отдельной папке в доступном для меня месте (вам будет необходимо сделать тоже самое). Итак, переходим непосредственно к ответам.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Щелкнуть по ОВАЛУ 1 правой кнопкой мыши. В появившемся списке выбрать «ФОРМАТ РИСУНКА», затем «ЗАЛИВКА». Останавливаем наш выбор на «РИСУНОК ИЛИ ТЕКСТУРА». И ищем надпись «ДОБАВИТЬ РИСУНОК ИЗ ИСТОЧНИКА». Под ней нажимаем на слово «ФАЙЛ». Появляется новое диалоговое окно с названием «ВСТАВКА РИСУНКА», где с помощью простых известных вам операций вы выбираете место, откуда должна быть вставлена ваша картинка, и в конце традиционно нажимаете ОК.

Алгоритм заливки неправильных ответов такой же, как и для правильного.

6. ЗАЛИВКА ФОНА.

Для того, чтобы залить сам слайд необходимо выполнить следующие действия. По самому слайду щелкнуть правой кнопкой мыши. В появившемся списке выбрать «ФОРМАТ ФОНА», затем «ЗАЛИВКА». Останавливаем наш выбор на «РИСУНОК ИЛИ ТЕКСТУРА». Ниже ищем отдельное слово «ТЕКСТУРА». Нажимаем на ЗНАЧОК рядом с этим словом, выбираем интересующий нас фон и нажимаем традиционно ОК.

7. ПОЯВЛЕНИЕ КАРТИНОК К ОТВЕТАМ.

Представим, что при выборе НЕПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА, на слайде остаётся всё как было. А вот при выборе ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА должна появиться некая картинка, которая подтвердит, что мы ответили верно.

Для этого нам нужно:

Снова обратиться к «МЕНЮ» - затем «ВСТАВКА» - «ФИГУРЫ» – ПРЯМОУГОЛЬНИК. С ПОМОЩЬЮ КЛАВИШИ Shift рисуем фигуру на слайде в любом месте. Затем проводим с этой фигурой следующие манипуляции.

Выделяем ПРЯМОУГОЛЬНИК правой кнопкой мыши. На верхней панели «МЕНЮ» мы находим вкладку «АННИМАЦИЯ». В этой вкладке мы переходим к «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ АННИМАЦИИ», внизу выбираем, например, «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ВХОДА». Затем выбираем, например, ВЫЦВЕТАНИЕ – ставим ОК. Затем, при выделенном ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ, мы находим на верхней панели раздел «РАСШИРЕННАЯ АННИМАЦИЯ», где выбираем ТРИГГЕР, затем «ПО ЩЕЛЧКУ» и затем выбираем необходимую фигуру (которая соответствует правильному ответу. В нашем конкретном случае это фигура – ОВАЛ 1).

После этого ГОТОВЫЙ СЛАЙД МОЖНО ПРОДУБЛИРОВАТЬ!!!

8. ПОЯВЛЕНИЕ КАРТИНКИ В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ.

Как же залить определенной картинкой ПРЯМОУГОЛЬНИК к ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ? Наши действия должны быть такими:

Выделяем ПРЯМОУГОЛЬНИК правой кнопкой мыши. В появившемся списке выбрать «ФОРМАТ РИСУНКА», затем «ЗАЛИВКА». Останавливаем наш выбор на «РИСУНОК ИЛИ ТЕКСТУРА». И ищем надпись «ДОБАВИТЬ РИСУНОК ИЗ ИСТОЧНИКА». Под ней нажимаем на слово «ФАЙЛ». Появляется новое диалоговое окно с названием «ВСТАВКА РИСУНКА», где с помощью простых известных вам операций вы выбираете место, откуда должна быть вставлена ваша картинка, и в конце традиционно нажимаете ОК. Неплохо будет, если для эстетичности вы сделаете для картинки рамку. Для этого нужно:

Выделяем ПРЯМОУГОЛЬНИК правой кнопкой мыши. В появившемся списке выбрать «ФОРМАТ РИСУНКА». В открывшейся вкладке находим «ПАРАМЕТРЫ ФИГУРЫ».  В выбранной вкладке необходимо выбрать «ФОРМАТ ОБЪЕМНОЙ ФИГУРЫ». Там найти слово «КОНТУР» и сделать рамку, выбрав нужный цвет и размер толщины.

9. ТЕКСТ К КАЖДОМУ СЛАЙДУ.

Для того, чтобы рядом с нашей картинкой появился какой-то необходимый для нас текст, первым делом необходимо свернуть презентацию и открыть текстовый документ, в котором записи подготовлены заранее. В этом документе выбираем необходимый нам текст и копируем его. Затем вновь открываем презентацию и далее действуем по алгоритму МЕНЮ – ВСТАВКА – НАДПИСЬ – ВСТАВИТЬ. И затем уже меняем шрифт, стиль, жирность и т.д.

10. ГИПЕРССЫЛКА.

Итак, нам осталось настроить только ГИПЕРССЫЛКУ. Как это можно сделать???

Выбираем вначале презентации слайд, к которому будет привязан слайд с заданиями. Снова обращаемся к «МЕНЮ» - затем «ВСТАВКА» - «ФИГУРЫ» – «УПРАВЛЯЮЩИЕ КНОПКИ» - выбираем ПУСТУЮ. С ПОМОЩЬЮ КЛАВИШИ Shift рисуем фигуру на слайде там, где она нам необходима.

Затем проводим с этой фигурой следующие манипуляции.

Щелкните правой кнопкой мыши по нарисованной вами фигуре, затем снова обратитесь к МЕНЮ – ВСТАВКА – ГИПЕРССЫЛКА – в настройке действий выбираем ПЕРЕЙТИ ПО ГИПЕРССЫЛКЕ – выбираем необходимый нам слайд. Затем на другом слайде, к которому нас отсылает УПРАВЛЯЮЩАЯ КНОПКА, мы должны сделать КНОПКУ ВОЗВРАТА.

Манипуляции практически те же:

Выбираем вначале презентации слайд, к которому мы только что привязали первый слайд с надписью «ИГРА». Снова обращаемся к «МЕНЮ» - затем «ВСТАВКА» - «ФИГУРЫ» – «УПРАВЛЯЮЩИЕ КНОПКИ» - выбираем кнопку ДОМОЙ (на ней нарисован домик с трубой). С ПОМОЩЬЮ КЛАВИШИ Shift рисуем фигуру на слайде там, где она нам необходима.

Затем проводим с этой фигурой следующие манипуляции.

Щелкните правой кнопкой мыши по нарисованной вами фигуре, затем снова обратитесь к МЕНЮ – ВСТАВКА – ГИПЕРССЫЛКА – в настройке действий выбираем ПЕРЕЙТИ ПО ГИПЕРССЫЛКЕ – выбираем необходимый нам слайд (в нашем случае он первый – с него начинается игра. У вас он может быть другим).

Итак, сегодня я познакомила вас с алгоритмом создания простой интерактивной игры. Использовав мои рекомендации в работе, вы с легкостью научитесь создавать простые музыкальные игры для дошкольников. Большое спасибо за внимание!

Список используемой литературы:

  1. Афанасьева, О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – М.: ЭКСМО, 2002.
  2. Беляков, Е.В. Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе. – М.: ЭКСМО, 2009.
  3. Круглова, Л. Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста. – М.: АРТ – ДИЗАЙН, 2015.
  4. Петелина, Н.В. Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике Железновых)

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...

Мастер-класс «Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма в работе с детьми со статусом ОВЗ»

В данном мастер-классе я рассказываю коллегам о том, какие игры можно проводить с клавесами....

Мастер класс для воспитателей "Интерактивная игра как средство при подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста".

Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Сейчас в дошкольных образовательны...

МАСТЕР-КЛАСС ПО СОЗДАНИЮ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ ПО СРЕДСТВАМ ms pOWERPOINT

laquo;НАЙДИ СВОЮ СКАЗКУ»Цель: Повысить уровень компетентности воспитателей в вопросах создания интерактивной  игры по средствам MS PowerPoint.Задачи:Формировать представления о новых возмо...

Мастер- класс для воспитателей и музыкальных руководителей «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников»

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...

Презентация " Мастер- класс по изготовлению интерактивной дидактической игры «Во саду ли, в огороде»

Цель дидактической игры «Во саду ли в огороде"» – формирование и закрепление представлений об овощах и фруктах, об их размерах, цветах, формах, внешнем виде, месте их произраста...