Использования ИКТ оборудования в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО.
статья (старшая группа)

Григорьева Анна Александровна

Использование интерактивной доски для сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте в рамках реализации ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья15.81 КБ

Предварительный просмотр:

 Использования интерактивного оборудования в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО.

Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и подлинная социальная практика ребенка в обществе сверстников. В играх ребенок может не только отражать окружающую жизнь, но и перестраивать ее, создавать придуманное будущее. Сможет ли педагог, используя интерактивное оборудование, разнообразить сюжеты игр детей?

Быстрая информатизация общества и происходящие в нем современные преобразования кардинально изменили требования к образованию. Современное общество нацелено на воспитание людей, которые способны самостоятельно принимать решения и обладают способностью принять все изменения в обществе, проявляют устойчивую социальную активность. Сегодня все чаще звучит термин «пассионарность». «Пассионарность – термин, введенный Л. Н. Гумилевым, которому он дал следующее определение: «Пассионарность – это способность и стремление к изменению окружения, ... к нарушению инерции агрегатного состояния среды». Пассионарность для дошкольников характеризуется высоким уровнем двигательной активности, они энергичны, любознательны, подвижны, эмоциональны. Пассионарность у детей требует развития в области разных сфер: эмоциональной (от простых и неустойчивых эмоций к сложным, контролируемым), волевой (развивая настойчивость, целеустремленность), потребностной (развивая потребности от витальных к идеальным). Игровая деятельность и экспериментирование — область приложения пассионарных усилий. Недаром по активности и творчеству игровой деятельности можно прогнозировать будущую трудовую деятельность взрослого человека. Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и подлинной социальной практикой ребенка в обществе сверстников. В играх ребенок может не только отражать окружающую жизнь, но и перестраивать ее, создавать придуманное будущее. Менджритская Д. В., в своей книге «Воспитателю о детской игре», говорит о том, что уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность, именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Чем старше становятся дети, тем более проявляется характер ребенка, его привычки, интересы, знания об окружающем мире, различные умения. Ценность игры заключается в том, что у детей появляется возможность самим намечать сюжет и находить для этого партнеров, устанавливать взаимоотношения с товарищами. Объединяясь со сверстниками, дети учатся самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь нормами и правилами поведения, или самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач. В нашем детском саду в воспитательно-образовательной работе уже несколько лет используется интерактивное оборудование. Работа на интерактивной доске ведется в непосредственно-образовательной деятельности, а также в реализации программ дополнительных образовательных услуг. Дети с большим интересом работают с интерактивной доской, потому что им нравится рисовать, находить правильные ответы на вопросы педагога и создавать свои задания. В свободной совместной деятельности с педагогом детям старшего возраста предложили такие игры, как шашки, лабиринты и др. Так интерактивное оборудование в группах вошло в игровую деятельность детей, а у нас появилась идея соединить сюжетно-ролевые и интерактивные игры. На первом этапе введения интерактивных заданий в сюжет игры проводил воспитатель. Например, при строительстве дома, он предлагал построить из геометрических фигур макет будущего дома, в салоне красоты – подобрать прическу и украшения. В дальнейшем воспитатель, по просьбе детей, только подключает интерактивную доску с необходимым файлом. Таким образом, ребенок сможет приблизиться к «реальности» взрослой жизни, расширить сюжет игры, ввести новые роли.

Предлагаю несколько идей сюжетно-ролевых игр с использованием интерактивной доски.

Сюжетно-ролевая игра «Строительная компания»

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»

Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство»

Сюжетно-ролевая игра «Киностудия»

Какие же задачи позволит решить использование интерактивного оборудования в сюжетно-ролевых играх?

 - Создавать современную предметно-игровую среду.

 -  Обогащать содержание сюжетно-ролевых игр и создать «банк идей» для их организации. Во время игры необходимо общение с взрослым, который предлагает детям новое для них и более сложное и современное содержание игры.

- Расширять базовые знания о профессиях с целью ранней профессиональной ориентации дошкольников. Ребенок может через игру понять и усвоить основы разных профессий и приобрести полезные навыки. Он научится правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях, оказывать первую помощь и многому другому. Выбрав роль, ребенок сможет пройти через все «реальности» взрослой жизни.

-  Вызывать эмоционально-положительное отношение и интерес к ситуациям, моделируемым в сюжетно-ролевых играх. Это является условием самостоятельности и активности детей в играх. В противном случае происходит резкий спад игровой динамики.

 -  Побуждать детей более активно и творчески проявлять в игре эмоциональное отношение к людям. Используя интерактивное оборудование, воспитатель уже с раннего возраста должен ориентировать ребенка на сверстника, при этом учить его игровому взаимодействию с партнером на доступном для него уровне.

На основе наших первых шагов, можно сделать следующие выводы и рекомендации:

-  Помнить, что использование интерактивного оборудования – не самоцель. Интерактивное оборудование в сюжетно-ролевой игре – «предмет оперирования», позволяющий ребёнку осуществлять действия, приближающиеся к реальному (дизайн прически, проект дома и пр.);

- Постепенныйпереход от ведущей роли воспитателя к более самостоятельному использованию детьми интерактивного оборудования в игре;

 -  Обязательное соблюдение гигиенических требований к использованию ИКТ, технических средств обучения в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность как средство творческого развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО

В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, телерантность в социальном общении....

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС

Выступление на семире-практикуме. По теме проекта "Формирование чувства сопричастности к культурному, историческому наследию родного города и страны"...

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

Образовательные конструкторы как средство развития технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

Опыт работы по развитию  технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС....