Тематический конспект
план-конспект занятия (подготовительная группа)

"Моя семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_semi_15_maya.docx53.76 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Санкт- Петербурга

Санкт – Петербургская академия

постдипломного педагогического образования

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации

«Проектирование образовательного процесса в ДОО

В условиях развития ФГОС»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППФ (  5-6 ЛЕТ)

НА ТЕМУ:

«ДЕНЬ СЕМЬИ»

Актуальность: Формирование представлений о ценности семьи очень важный и сложный процесс. Задача образовательного учреждения  актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Цель: познакомить детей с праздником «Международный день семьи», продолжать формировать представления о семье, о родственных отношениях в семье, обязанностях.

Задачи:

  1. формировать у детей представление о составе семьи, своей принадлежности к ней;
  2. воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним.
  3. создание атмосферы, радости, доброжелательности и взаимопонимания.

Предварительная работа: семейные рисунки «Моя семья», чтение художественной литературы: Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлева «Мама», Л. Воронкова «Что сказала бы мама».

Время

Дня

Совместная деятельность педагога с детьми

Непрерывная образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность детей

Индивидуальная работа

Прогулка

УТРО

Утренняя гимнастика    

( приложение 1)

КГН

Цель:

  • Учить есть аккуратно.
  • Упражнять в умении правильно пользоваться мылом.
  • Закреплять умение есть бесшумно.
  • Совершенствовать умение насухо вытираться после умывания.

Беседа с детьми о Международном дне семьи

 

Чтение стихотворений о семье  ( поздравление «С Международным днем семьи»)

( Приложение 2)

Дидактическое упражнение  «Как зовут членов семьи».

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» ( Приложение 3)

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему:

«Моя дружная семья».

(Приложение 4)

Аппликация

 «Красивый дом в подарок своим родителям ко Дню семьи».

Самостоятельная деятельность в центре творчества: «Обведи по точкам и раскрась».

Задачи: вызывать интерес к выполнению задания, обращать внимание детей на то, как правильно держать карандаш, аккуратно раскрашивать.

Игры по инициативе детей.

Беседа «Что тебе больше всего нравится делать дома?». 

Цель: формирование понятия «семья», воспитание уважительного отношения к родителям

Целевая прогулка в городской парк

Цель: продолжать наблюдать как меняется парк в разное время года, развивать умение замечать новые изменения, развивать речь, наблюдательность. Развивать умение детей видеть красоту весенней природы и т.д. Прививать бережное отношение к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к растениям, животным.

Дидактическое упражнение

«Летает – не летает».

Задачи: развивать у детей слуховое восприятие, способность концентрировать  внимание.

Ручной труд «Куколки для подруг».

Задачи: учить детей изготавливать куколок из веточек , развивать мелкую моторику рук. Самостоятельная игровая деятельность.

Время

Дня

Совместная деятельность педагога с детьми

Непрерывная образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность детей

Индивидуальная работа

Прогулка

ВЕЧЕР

Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика пробуждения, ходьба по массажным дорожкам

Д/и  «Семья» (члены семьи, связь поколений), «Разложи по возрасту» (жизненный цикл человека), «Кто кому – кто». Цель: закрепить знания о составе своей семьи, о родственных отношениях.

Настольно-печатная игра «Моя семья».

Строительный материал, бросовый материал, для создания «Дома для семьи».

Рассматривание, иллюстраций и картинок «Семья», репродукций, фотографий с изображением различных семей, альбом «Моя семья».

Беседа с детьми на тему: «Весенние месяцы»

Цель: закреплять знания месяцев весны.

Прогулка по территории детского сада. Обратить внимание на изменения в состоянии погоды на протяжении дня.

Игра-эстафета «Замени предмет».

Цель: совершенствовать умение детей правильно выполнять основные движения при беге на скорость, развивать скоростно-силовые качества.

Труд. Наводим порядок в ящиках с игрушками. Цель: Формировать привычку поддерживать порядок в игрушках.

Работа

С

родителями

Папка – передвижка «15-мая – день семьи»;

Папка – передвижка «Роль семьи в воспитании детей»

Список литературы:

  1. Белоусова Л.Е. Удивительные истории: Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста: [Методическое пособие] / Л. Е. Белоусова. – СПб.: Детство-пресс, 2000.-126с..
  2.  Н.Ф. Губанова Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2008г.
  3. Ривина Е.К.  Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Для работы с детьми 2-7 лет Москва: Мозаика-Синтез, 2008  

Приложение 1

Комплекс утренней гимнастики

Лексическая тема «Семья»

В деревню к старенькому деду

Мы любим летом приезжать.

Ни дня без дела не сидим мы —

Дедуле надо помогать!

Починим, сами мы забор,

Все гвозди молотком забьем.

А чтобы огород вскопать,

Лопаты в руки нужно взять.

В лесу рубили мы дрова,

К обеду справились едва.

Дрова распилим мы пилой,

Чтоб дед мог печь топить зимой.

I часть: Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба со сменой направления, бег со

сменой направления.

II часть: Комплекс ОРУ «В деревне у дедушки»

«Хорошо в деревне летом»

И. п. : ноги врозь, руки вниз. 1—2 — подняться на носки, руки через стороны за

голову — вдох; 3—4 — и. п., выдох. Повторить 6—8 раз.

«Чтобы деду помогать, мышцы нужно укреплять»

И. п.: о. с., руки в стороны, ладони вверх. 1 — руки к плечам, сжимая пальцы в кулак;

2 - и. п. Повторить 8 раз.

«Мы дрова в лесу рубили, топоры в лесу забыли»

И. п. : ноги шире плеч, руки вверх, пальцы рук в «замок». 1—2 — наклон вперед, руки

пронести вниз назад между ногами, произнести «у-у-ух»; 3—4 — вернуться в и. п.

Повторить 6—8 раз.

«А потом дрова пилили и в поленницу сложили»

И. п. : о. с., руки на пояс. 1—2 — присесть, колени врозь, руки вверх, ладони вперед;

3—4 — и. п. Повторить 6—8 раз.

«С братом мы забор чинили, гвозди все в забор забили»

И. п.: о. с., руки в стороны. 1—3 — поднимать и опускать кисти рук; 4 — руки вниз.

Повторить 6—8 раз.

«Все мы сделали дела, ехать нам домой пора»

И. п. : о. с., руки на пояс. Ритмичный бег на месте, высоко поднимая колени,

оттягивая носки. Темп средний. Бег выполнять в течение 8—10 секунд, затем

непродолжительная ходьба на месте (12—16 шагов). Повторить 2—3 раза.

«До свиданья, не грустите! Летом снова в гости ждите! »

И. п. : ноги врозь, руки вниз. 1—2 — плавно поднять руки через стороны вверх,

выполнить 3—4 перекрестных движения руками над головой; 3—4 — вернуться в и.

п. III часть: Быстрый бег, ходьба.

Приложение 2

С Международным днем семьи

Вас мы поздравляем!

В этот чудесный день

От всей души желаем:

Для сердца – праздника тепла

И радости в общении,

Желаем с близкими всегда

Быть в лучших отношениях!

***

Семья – это радость, тепло и уют,

Семья – это дом, где тебя всегда ждут!

***

Семья - это мама, и папа, и дед,

Бабуля готовит нам вкусный обед.

В семье еще братья и сестры бывают.

Приложение 3

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Игровой материал: игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты

(передники, косынки), куклы, конструктор.

Подготовка к игре: чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала. Игры – занятия: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

Игровые роли: дедушка, бабушка, внук, внучка, мама, папа, брат, сестра.

Ход игры: с целью развития игры воспитатель может сначала побеседовать с детьми на тему «Где работают родители». Раскрыть нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Далее воспитатель побуждает детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Предлагает ребятам соорудить постройку дома по представлению, используя строительный материал. Во время постройки дома учит детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Затем вносит игрушки (куклы, мебель, посуду и др.), игровые атрибуты (передники, косынки).

После этого воспитатель совместно с детьми разбирает следующие игровые ситуации: «Когда мамы и папы нет дома», «Встречаем гостей», «Я помогаю маме», «Наш выходной день» и т. д.

Игра «Когда мамы и папы нет дома» должна научить детей распределять роли, планировать игру, играть самостоятельно.

Игра «Встречаем гостей» должна научить детей, как правильно приглашать в гости, встречать гостей, вручать подарок, вести себя за столом.

В игре «Я помогаю маме» воспитателю необходимо вносить в нее элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, ремонт книг, уборка помещения. По ходу игры педагог должен подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

Также воспитатель может объединять игры, близкие по тематике, создавая возможность длительных коллективных игр, например: «Семья» и «Школа», «Семья» и «Магазин».

 

Приложение 4

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему:

«Моя дружная семья».

Цель: развивать представления о семье, вызвать положительные эмоции во время беседы о родных и близких людях.

Задачи:

1.Образовательные:

-формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей;

- формировать понятие: мой дом, моя семья.

- формировать навык аккуратной работы.
 2. Развивающие: 

-развивать умение создавать коллективную работу, наклеивать готовые детали на лист бумаги,

 -развивать внимание и мышление, речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя

3. Воспитательные: -воспитывать любовь и уважение к своим родным;

-воспитывать у детей умение радоваться созданному ими изображению, желание сделать еще лучше.

Предварительная работа: беседа на тему «Моя семья», рассматривание семейных фотографий, пальчиковая гимнастика «Семья».

Материал и оборудование: картинки с изображением членов семьи, картинка с изображением всей семьи, ладошка двусторонняя с лицами грустными и весёлыми, бумажный белый дом, вырезанные из цветной бумаги разные фигурки.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то стучится. Кто же это пришёл к нам в

гости? (Входит ёжик)

Ёжик: Здравствуйте, ребята! Я принёс вам письмо, тут написан ваш адрес.

Вот возьмите. (Передаёт воспитателю)

Воспитатель: Здравствуй, ёжик! Большое тебе спасибо, проходи, будь нашим

гостем.

Ёжик: Некогда мне, у меня ещё много дел. В следующий раз обязательно

погощу у вас, ребята!

Все: До свидания, ёжик. Приходи к нам ещё.

2. Загадки. Беседа о членах семьи.

Воспитатель: Дети, а давайте посмотрим, что же за письмо принёс нам ёжик.

Ребята, да тут загадки. А вот послушайте загадку:

Излучает она свет,

От улыбки ямочка…

Никого дороже нет,

Чем родная…

Дети: Мамочка.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!(Показывает картинку с

изображением мамы).

Беседа (опрос 2-3 детей):

- Как зовут твою маму?

- Кто ты для мамы?

 - Как мама называет тебя ласково?

Воспитатель: Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку:

Угадайте, кто же это?

Добрый, сильный, ловкий, смелый.

Жду ответа я, ребята,

Молодцы! Конечно…

Дети: Папа.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!

(Показывает картинку с изображением папы).

Беседа (опрос 2-3 детей):

- Как зовут твоего папу?

- Кто ты для папы?

Воспитатель: Замечательно, ребята! Читаем следующую загадку:

Всё хозяйство: лебеда,

Да хохлатка Рябушка,

Но ватрушками всегда

Нас накормит…

Дети: Бабушка.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, правильно!

 (Показывает картинку с изображением бабушки).

Беседа (опрос 2-3 детей):

- Кто ты для бабушки?

Воспитатель: Молодцы! А вот ещё загадка:

Мочит в тёплом молоке

Он кусочек хлебушка,

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый…

Дети: Дедушка.

Воспитатель: Да, ребятки, правильно!

(Показывает картинку с изображением дедушки).

Беседа (опрос 2-3 детей):

- Кто ты для дедушки?

Воспитатель: Замечательно, ребята! Вы все просто умницы.

(Показывает картинку с изображением всей семьи).

А все эти люди вместе называются одним словом – Семья. Ребята, а давайте

покажем свою семью на ладошке.

3. Пальчиковая гимнастика «Семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

А этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья!

(Выставляется ладошка с грустными лицами).

Воспитатель: Ой, ребята. Что-то произошло в этой семье. Посмотрите, какие

они грустные. Как вы думаете, что же могло произойти?

Дети: Они поссорились.

Воспитатель: А как вы думаете, что мы можем сделать?

Дети: Надо семью помирить.

Воспитатель: Конечно, ребята, семью надо помирить!

4. Подвижная игра «Помирились»

Плохое настроение у нас в семье с утра,

И потому в семье у нас не ладятся дела.

(голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)

У дедушки у нашего весь день болит спина,

(наклониться вперёд, руки за спину)

У бабушки у старенькой кружится голова,

(круговые движения головой)

Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал

(стучим кулачками друг о друга)

У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал

(смотрим на раскрытые ладони)

Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.

Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся

(взяться за руки и улыбнуться друг другу)

Дружно все обнимемся и тогда помиримся!

(Семью помирили, ладошку переворачиваем, семья улыбается).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них

хорошо, они помирились. А как, вы думаете, где же живёт семья?

Дети: В своём доме.

(На ладошку накладывается бумажный белый дом, с окошками для каждого

пальчика).

5. Аппликация «Красивый дом в подарок своим родителям ко Дню семьи».

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, какой дом грустный. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы дом стал весёлым и красивым? (Дети высказывают свои предположения.) Давайте украсим его и сделаем красивым. Дети и воспитатель украшают дом.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивый и праздничный

получился дом для семьи. Давайте послушаем стихотворение о доме.

Воспитатель:

Дома бывают разные: кирпичные, каркасные, с балконами железными;

Бывают даже снежные,

Совсем как настоящие.

Но самый лучший – это мой,

Я в нём живу

С моей семьёй.

Воспитатель: Эти открытки мы подарим своим родителям ко Дню семьи.

5. Рефлексия.

- Ребята, кто к нам приходил в гости?

- Кого, мы с вами мирили?

- А для, кого мы так красиво украсили дом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие "Путешествие в город музыки"Конспект тематического занятия

Конспект тематического занятия для детей разновозрастной группы...

Тематический конспект посвященный ко дню рождения К.Л.Хетагурова "Наш Коста".

Тематический конспект посвященный ко дню рождения К.Л.Хетагурова...

Пять комплексно тематических конспектов

Пять комплексно развивающих  тематических конспектов с использованием новых технологий, элементами ТРИЗ, как пример конспектов для атестации  https://www.litres.ru/natalya-sergeevna-krylova/...

Тематический конспект образовательной деятельности «Этих дней не смолкнет слава…» Конспект № 1. «Вставай, страна огромная…»

Цель: направлять внимание детей на нравственно - эстетическую оценку музыкального содержания....

Тематические конспекты занятий (НОД) по логомузыкальной пластике с детьми дошкольного возраста с ОНР.

Конспекты игровых занятий включают в себя различные виды гимнастик (дыхательную, артикуляционную,пальчиковую, тематическую), а также чистоговорки, элементы игропластики, музыкально-ритмическую игру,во...

Музыка_Тематические конспекты ОД по музыкальному развитию

Данные занятия проводились в рамках творческого проекта "Сказка в мире музыке". Знакомство с характером героев и с музыкальными средствами, которые рисуют образ героя....