Музыка_Тематические конспекты ОД по музыкальному развитию
план-конспект занятия

Попкова Наталья Александровна

Данные занятия проводились в рамках творческого проекта "Сказка в мире музыке". Знакомство с характером героев и с музыкальными средствами, которые рисуют образ героя. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект музыкального занятия на тему «Любимые герои сказок»

Музыкальное занятие с элементами музыкально-дидактической игры

 «Путешествие по сказке «Колобок»

 Цель: Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников с помощью различных видов деятельности.

Задачи:

1. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение выражать в движениях музыкальный образ и настроение;

2. Развивать звуковысотный слух, тембровый слух, голосовой аппарат.

3. Способствовать активизации фантазии ребенка.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята! Проходите, я очень рада встрече с вами. Давайте поздороваемся песенкой. (Стали полукругом).

Попевка - «приветствие».

Музыкальный руководитель.  А теперь легко подышим, полетели наши бабочки легко, дышим, дышим глубоко.

Дыхательная гимнастика с бабочками.

Звучит музыка. Дети берут бабочек, кладут на открытую ладонь, дуют на них, стараясь сделать вдох носом, а выдох ртом продолжительно и долго. Проходите на стульчики и послушайте (садятся на стульчики).

Музыкальный руководитель. А теперь мы с вами отправимся в сказку, но сначала вам нужно будет отгадать в какую, слушайте загадку:

Прямо с полки, за порог.

Убежал румяный бок.

Укатился наш дружок,

Кто же это? (Колобок).

Вы знаете, эту сказку? Только сказка будет необычная, а музыкальная.

 Жили-были дед да баба.  (На экране).

Вот просит как-то раз дед:

- А испеки-ка ты мне, бабка, колобок?

- А из чего испечь-то? муки-то у нас нет!

- А ты по амбару помети, по сусекам поскреби, авось и наскребешь на колобок.

Бабка так и сделала, по амбару помела, по сусекам поскребла, да и слепила колобка. Давайте и мы с вами попробуем слепить колобка.

Пальчиковая игра «Колобок».

Мы лепили колобка (имитация движения «лепки»)

Тесто мяли мы слегка (сжимать и разжимать пальцы)

А потом его катали (катать)

На окошечко сажали (раскрыть ладони, показать их)

Он с окошка прыг да прыг (стучат по ладоням пальцами0

Укатился вмиг (вращение кистями).

     Музыкальный руководитель: Вот какой замечательный получился колобок.

Показывает на экране колобка.

Испекла его бабка, посадила остывать на окошко, а он прыг и укатился.

 Катится колобок, а на встречу ему…а кто попался ему навстречу, вы сейчас попробуете отгадать. Послушайте музыку…

И так, кого же встретил колобок? Правильно, зайку! Одевает маску зайца на одного ребят. Показывает на экране картинку. Потому что музыка была легкая, быстрая, отрывистая, похожая на прыжки зайчика. А мы тоже с вами умеем прыгать, как зайчики.

Вставайте и слушайте внимательно.

Музыкально-ритмические игра «Зайчики».

Встретил колобок зайчика, а заяц ему и говорит:

- Колобок, колобок, а я тебя съем! - не ешь меня! Я тебе песенку спою! И запел.

«Песенка колобка».

Катится колобок дальше, а навстречу ему… Сейчас мы с вами узнаем, кто же попался ему навстречу. Послушаем музыку…

Отгадали, кто попался колобку навстречу? Конечно же, мишка, а как вы поняли, что это мишка? Музыка по характеру была низкая, грубая, громкая. Одевает маску медведя на одного из ребят.  Показывает на экране картинку. Были слышны тяжелые медленные шаги медведя. А как ходит мишка? У мишки дом большой? Ходят как мишка.

И говорит медведь:

Колобокколобок, а я тебя съем!

- Не ешь меня! Я тебе песенку спою! И запел. А вы помогайте мне, песенку подпевайте.

«Песенка колобка».

Покатится колобок дальше, а навстречу ему…. Давайте послушаем, кто же навстречу ему попался? Слушаем..

На экране появляется волк . Правильно, волк, конечно же. Потому что музыка была низкая, строгая, сердитая. Одевает  маску волка одному из ребят. Показывает на экране картинку.

И говорит волк колобку:

- Колобок, колобок, а я тебя съем!

- Не ешь меня! Лучше посмотри, сколько у нас музыкальных инструментов! Давайте устроим оркестр.

Оркестр «Во саду ли в огороде».

Покатился колобок дальше. Катится колобок, а навстречу ему …. Слушаем внимательно, кто же попался ему навстречу.

Вы догадались, кого встретил колобок? Правильно, лисичку. Музыка была спокойная, хитрая. Одевает маску лисички и показывает на экране.

И говорит лиса колобку:

- Колобок, колобок, а я тебя съем!

- Не ешь меня лиса! Я тебе песенку спою.

Давайте все вместе песенку колобку поможем спеть.

«Песенка колобка».

А что бы хитрая лиса не съела колобка, поиграем в игру весёлую.

Игра «Хитрая лиса».

Дети образуют круг, в центре на стуле сидит лиса. Дети берутся за руки и движутся по кругу, проговаривая слова:

Уж как шла лиса по травке,

Нашла книжечку в канавке.

Она села на пенек

И читала весь денек.

Лиса: Надоело мне читать,

Буду вас я догонять! (ловит детей, дети бегут на стульчики).

Музыкальный руководитель говорит за Лису: Как мне понравилось с вами играть. Я подобрела и отпускаю колобка. Вот и сказке нашей конец, а кто был в ней – молодец!

- Ребята, вам понравилась наша музыкальная сказка? А кто был самый весёлый персонаж?А самый сердитый? А самый хитрый? Что вам понравилось делать в сказке?

Вы были молодцы! До новых встреч, ребята, до свидания!

Дети под музыку уходят в группу.



Предварительный просмотр:

Конспект открытой ОД проводимой на уровне ДОУ

«Сказка в музыке»

подготовительная группа

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Цель:  Обогащение знаний дошкольников средствами музыкального и художественного искусства.

Задачи:

Обучающие:

 Закреплять знания о жанре музыкальной сказки, сказки в живописи.

 Расширять словарный запас, сравнивать произведения, высказывать свое мнение о них.

Обучать детей навыкам танцевальной импровизации.

Развивающие:

 Развивать память, мимику, речь, творческое воображение и фантазию.

Проявлять творческие способности.

 Воспитывающие: Воспитывать нравственно-эстетические чувства, интерес к музыкальному  и художественному искусству.

Закреплять желание участвовать в театрализованной деятельности.

Стимулировать желание предлагать посильную помощь друг другу в игровой деятельности и театрализации.

Предварительная работа: изготовление презентации «Сказка в музыке»; беседа с детьми о видах сказок; выставка    детских рисунков «Я люблю сказку»; изготовление пригласительных билетов; знакомство с симфоническим оркестром; составление детьми совместно с педагогами рассказов о сказке; просмотр видеофильма о балете; оформление музыкального зала.

Технические средства и оборудование: компьютер, экран и мультимедиа, музыкальные аудиозаписи (сопровождение к сказкам); мольберт, столы, карточки к игре «Что есть в сказке», маски и карточки для игры «Запомни и повтори» (мимика, эмоции), музыкальные инструменты, игра «Угадай сказку» (пазлы), игра «Волшебные фигуры» (пластические этюды), пальчиковый театр «Репка», настольный театр «Колобок».

Форма организации коллективной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, работа по подгруппам, и самостоятельная деятельность детей.

План  ОД:

I этап. Вводная часть. Мотивация -3мин

1.Вход в зал, перестроение в круг-2мин

2.Вход  сказочного героя, приветствие-1мин

II этап. Основная часть-25мин

 1.«Что есть в сказке. Какие бывают сказки» (закрепление)-2мин

 2.«Театральные профессии(»отгадывание загадок)-3мин

 3.Игра «Запомни и повтори»( на развитие эмоций)-10мин

I Вариант- Игра«Выбери и повтори»-2мин

II Вариант- театрализованная игра«Театр одного актера»-4мин

III Вариант-Игра «Мастер-класс» проводит сказочный герой.-4мин

 4.«Симфонический оркестр»(закрепление)-2мин

  1. Игра «Волшебные фигуры»(этюды)-3мин
  2. «Я играю в театр»(драматизация сказок)

I  часть-«Отгадай сказку»(составление пазлов)-2мин

II часть-Сказка «Репка»(пальчиковый театр)-3мин

III часть-Сказка «Колобок»(настольный театр)-5мин

III этап. Рефлексия. -2мин

1.Сюрпризный момент. Вручение подарка сказочным героем.-1мин

2.Обобщение темы. -1мин

ХОД ОД:

Ведущий: Я сегодня приглашаю

                   Вас в театр отправится.

                   Вам, поверьте, приключенье

                   Это всем понравится!

                  Звонок заливается(звенит звонок)

                  Представленье начинается.

Входит под музыку Оле- Лукойе. Здоровается.

Оле-Лукойе: Я сказочник известный!

                         Я к детям прихожу.

                         Раскрываю зонтик

                         И сказку покажу!

Ведущий: Спасибо, Оле-Лукойе! Мы с удовольствием посмотрим твою сказку.(дети садятся)

Демонстрируется определенный слайд презентации «Что есть в сказке»-дети называют (сюжет, музыка, герои т.д.).

Оле-Лукойе: Много  сказок бывает  для детей.

                   А какие вы запомнили- назовите поскорей!

Демонстрируется определенный слайд презентации «Какие бывают сказки» с фотографией, репродукцией (художественные, народные, авторские, дидактические и т.д.).

Оле-Лукойе: Чтобы сказку показать,

                        Нужно нам людей позвать.

                        Кто для сказки очень нужен?

                        Мы узнаем все сейчас.

                        Вы загадки отгадайте

                        Загадаю их   для вас.

Во время отгадывания загадки демонстрируется определенный слайд презентации «Театральные профессии» с фотографией (актер, режиссер, гример и т.д.).

Он по сцене ходит, скачет,

То смеется он, то плачет!

Хоть кого изобразит,-

Мастерством всех поразит!

И сложился с давних пор

Вид профессии-…(актер)

То царем, а то шутом,

Нищим или королем

Стать поможет, например,

Театральный (костюмер)

Театральный он работник-

Постановок «дирижер»,

Управляющий спектаклем-

Это, верно,…(режиссер)

В оформлении лица –

Парики, раскраска,

И шиньоны, и накладки,

И наклейки, маски –

Это всё для грима нужно,

Нужно всё, без спору.

Нужно мастеру по гриму –

Художнику-…(гримеру)

Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент! (дирижер)

Освещаю сцену я,

Как зовут меня друзья? (осветитель)

Рисую всем, что только есть –

 Гуашь и акварель,

Сангина, масло, карандаш

И яркая пастель. (художник – декоратор)

Ведущий: Спасибо, Оле-Лукойе! Мы запомнили театральные профессии.

Нужно нам немножко поиграть. Предлагаю с Оле-Лукойе эмоции изображать.

Игра «Запомни и повтори»

Цель: Расширение представлений о человеческих эмоциях у детей посредством мимики и пантомимики.

Ведущий: 1 Вариант. Рассмотрите карты-маски и обратите внимание на какие они разные. Есть похожие маски? Чем они отличаются? Выберите себе маску и повторите эмоцию, изображенную на ней.(дети показывают свою эмоцию поочередно)

Выберите на столе 4 маленькие карточки с персонажами, переживающими такое же настроение.(играющие собирают на свою маску нужные картинки. Выигрывает тот, кто быстрее соберет своих героев)

2 Вариант. «Театр одного актера».В этой игре участвуют только отдельные карточки. Я раздам  вам по одному герою. Вам нужно собрать все картинки, относящиеся к одному персонажу.(играющие  по очереди передают остальные по одной карточке своему соседу слева, по кругу, по одной каждый ход. Карточки, подходящие по содержанию, игрок оставляет у себя. Выигрывает тот, кто первым соберет эмоции своего персонажа)

3 Вариант. «Мастер-класс»(проводит Оле-Лукойе)

Оле-Лукойе: Я предлагаю перевернуть все карточки изображением вниз. Вы по очереди выберите себе  карту или карточку и, не раскрывая другим ее содержание, изобразите свою эмоцию и персонаж. А мы попробуем угадать по мимике и пантомимике настроение.(Выигрывает тот, чье выступление будет самым удачным и понятным) Ребята, но сказка без музыки скучает. Давайте пригласим симфонический оркестр.

Ведущий: Знаешь, Оле-Лукойе! Наши дети выучили названия музыкальных инструментов в оркестре. Можешь сам проверить.

Оле-Лукойе: Обязательно проверю! Нельзя собрать оркестр, если не знаешь кто в нем должен быть.

На экране показывается группа инструментов, дети называют инструменты каждой группы. Все картинки просматриваются поочередно.

Оле-Лукойе: Как здорово. Что у вас такие знающие дети. Пришло время поиграть.

Ведущий: Мы с детьми исполним музыкальный номер. Наш оркестр сыграет

Фрагмент из музыкальной сказки «Щелкунчик» П.И.Чайковского

Оркестр исполняет фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

Оле-Лукойе: Ребята, а как  называется эта сказка?

Дети отвечают, что это-балет.(демонстрируется слайд-Балет)

Оле-Лукойе: А что такое балет? (Дети отвечают)

Какой балет вы еще знаете?(ответы детей )Давайте устроим свой балет.

Игра «Волшебные фигуры».

Цель: Передавать образы посредством пластики тела, рук и ног, развивая творческую активность.

Дети импровизирую образы по заданию  ведущего под характерную музыку.

Оле-Лукойе: Пришло время сказки. Я раздам вам картинки-подсказки. (раздает набор пазлов) Какие сказки вы будете показывать нужно отгадать, собрав пазлы.(дети по командам собирают пазлы и называют сказку, изображенную на картинке)А сейчас мы посмотрим сказку пальчикового театра «Репка».(дети импровизируют показ)Знаете ли вы сказку «Колобок»?Покажем настольный театр.(дети импровизируют показ

Мы с вами много узнали интересного о сказке. Для вас я приготовил подарок- «Сказку о царе Салтане», которые вы посмотрите в группе. (вручает ведущему диск, дети благодарят) 

Сказку любят все на свете,

Любят взрослые и дети!

В сказке мудрость и сюжет

Лучше сказки   чуда нет!

Ночью к вам я всем приду

Свою сказку принесу!

Зонтик свой я закрываю

Вас я ,дети, покидаю.

(Оле-Лукойе прощается и уходит)

    Ведущий: Сегодня мы с вами проверили свои знания о сказке. Какие сказки бывают? (ответы детей)Повторили музыкальные инструменты в оркестре.(дети называют) .Вспомнили театральные профессии и даже сами побывали актерами.

Как здорово что сказка есть!

Мы можем все ее прочесть,

Послушать можем, показать

И посмотреть, нарисовать!

Давайте все ее любить!

Давайте будем с ней дружить!

Электронные образовательные ресурсы:

  1. «Театральные загадки c ответами»Н.И.Бедня (сайт:maam.ru);
  2. НОД «Театральная мастерская» Е.В.Шатова(сайт: pedrazvitie.ru);
  3. Карты «Эмоции» (сайт: урок.РФ/discussion|75328);
  4. Авторские стихи, презентация «Сказка в музыке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по музыкальному развитию

Конспект занятия по музыкальному развитию /младший дошкольный возраст/ Тема: "Первый снег"...

Конспект НООД по музыкальному развитию детей среднего дошкольного возраста

Конспект непосредственно орагнизованной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей среднего дошкольного возраста "Кто, кто в теремочке живет?",  целью которого является: дать дет...

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Конспект ООД по музыкальному развитию " В мире осенних звуков"

Музыкальное занятие направлено на преодоление речевого нарушения у детей, развитие коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением. При помощи сочетания ритма, используя специально подо...

Конспект НОД по музыкальному развитию "Музыкальный теремок"

Конспект открытого занятия с детьми первой младшей группы...

КОНСПЕКТ НОД по музыкальному развитию "Музыкальная палитра"

Формировать навыки детей в различных видах музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музицирование, музыкально-ритмические движения....

Конспект ООД по музыкальному развитию для детей старшей группы «Путешествие в мир музыкальных инструментов»

Конспект ООД по музыкальному развитию для детей старшей группы «Путешествие в мир музыкальных инструментов»...