Конспект НООД по музыкальному развитию детей среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия по музыке (средняя группа) на тему

Аникина Татьяна Михайловна

Конспект непосредственно орагнизованной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей среднего дошкольного возраста "Кто, кто в теремочке живет?",  целью которого является: дать детям представление о своеобразии звучания низкого, среднего и верхнего регистров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_kto_v_teremochke_zhivyot.doc68.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад 90»

КОНСПЕКТ НООД

«Кто, кто в теремочке живёт

по музыкальному развитию

детей среднего дошкольного возраста

                                       Подготовила:

                                                                музыкальный руководитель

                                                                                   высшей квалификационной категории

                                                                               МАДОУ «Центр развития ребёнка –

                                                 детский сад № 90»

                                                                     Аникина Татьяна Михайловна

2013 г.

Цель НООД:

Дать детям представление о своеобразии звучания низкого, среднего и верхнего регистров.

Виды музыкальной деятельности

Программное

содержание

Музыкальный

репертуар

Методические

приёмы

 Развитие слуха и голоса

Стремиться к чистоте интонирования знакомой попевки – приветствия

Музыкальное приветствие

(звуки Т 5 3)              

Наглядно-слуховой: показ муз. руководителя (напоминание, поощрение).

 Слушание

Продолжить знакомство с характерным звучанием пианино. Вызывать эмоциональный отклик детей на музыку спокойного характера.

«Серенькая кошечка», муз. В. Витлина

Игровой: загадывание загадки.

Практический: выразительное исполнение 1-го куплета муз. руководителем, 2-го – воспитателем, олицетворяющим образ кошки.

 Музыкально - ритмические

движения

Закреплять умение детей передавать в движении образ котят, выразительно исполнять танцевальные движения согласно тексту и музыке.

«Урок зоологии», муз. Б. Савельева

Игровой: превращение ребят в котят при помощи волшебной палочки.

Практический: показ воспитателя.

Слушание

Познакомить детей со звучанием низкого регистра.

Познакомить детей со звучанием верхнего регистра фортепиано.

Приобщать к слушанию инструментальной музыки изобразительного характера.

«Медведь», муз.

В. Ребрикова

«Песенка медведя», муз. А. Филиппенко

«Воробушки», муз.

М. Красева

Игровой: приобщать детей к совместному музыцированию.

Наглядно-зрительный: демонстрация карточек с изображением медведя и воробья, размещение их на наглядном пособии соответственно в низком и верхнем регистрах.

Развитие слуха и голоса

Побуждать детей к пению звукоподражаний.

Звукоподражания

(чик-чирик, ч5.)

Наглядно-зрительный: демонстрация карточек с изображением большой и маленькой птичек.

Практический: показ муз. руководителя, поощрения.

Слушание

Познакомить со звучанием среднего регистра.

«Воробей», муз. В. Герчик

(фрагмент)

Наглядно-слуховой: выразительное исполнение муз. руководителем.

Игровой: использование немого пианино.

Пение

Петь выразительно, естественным голосом. Начинать всем вместе после вступления. Развивать ритмическое чувство (выделять сильную долю).

«Воробей», муз. В. Герчик

Практический: исполнение всеми детьми; индивидуальная игра детей на муз. инструментах (в проигрыше: 1. треугольник, 2. колокольчики, 3. металлофон).

Игра

Закреплять представления детей о звучании верхнего, среднего и низкого регистров.

Повторное слушание фрагментов произведений, использованных на занятии.

Игра: догадайся, кто поёт» (выбор нужной карточки после прослушивания мелодий).

Предварительная работа: 

 знакомство с металлофоном, с устройством пианино (дети смотрят, как располагаются молоточки и струны внутри инструмента).

Материал:

1. Дидактический:

игра «Догадайся, кто поёт», «немые» клавиатуры пианино (их число должно совпадать с количеством детей).

2. Демонстрационный:

 увеличенный образец «немого» пианино; карточки с изображением медведя, девочки, птички (они соответствуют верхнему, среднему и низкому регистрам, вставляются в кармашки); сундучок; волшебная палочка, ключ.

 

 Музыкальные инструменты:

 пианино, баян, металлофон, треугольник, колокольчики.

   

 Атрибуты:

 маски кошки и котят (по количеству детей).

Ход НООД:

               Под веселую музыку легким бегом на носочках дети входят друг за другом в музыкальный зал (мальчики – руки на поясе, девочки – взявшись за юбки). Встают около стульчиков, здороваются с музыкальным руководителем, сначала поочерёдно – девочки, мальчики, затем все вместе (музыкальное приветствие).

М.р.:  Я очень рада встрече с вами, дорогие ребята.                                                            

 Посмотрите, сегодня к нам пришли гости.

 Давайте все вместе поприветствуем их (здороваются с гостями).

Сегодня в нашем музыкальном салоне мы с вами услышим много новых музыкальных произведений. А ещё я расскажу вам что-то очень интересное. О чём? Это вы узнаете позже. Также мы с вами потанцуем, поиграем и исполним  знакомые песенки. А поможет нам в работе вот такой замечательный сундучок. Только он не обычный, а музыкальный. Хотите узнать, что в нём? (ответы детей). Чтобы открыть этот сундучок, нужен ключик, да не простой, а особый, тоже музыкальный. Вот такой (показывает детям скрипичный ключ). По-другому его называют скрипичным.

(Прикладывает ключ к сундуку.)

Ну-ка, ключ волшебный мой,

Сундучок скорей открой!

Раз, два, три! Отопри!

(Открывает сундук.)

Открылся сундук,

Загляну я в него.

Здесь домик лежит,

Больше нет ничего.

Зачем этот домик нам, детвора?

Ах, я догадалась!

Нас ждёт всех игра!

Игра называется «Подскажи словечко». Хотите в неё поиграть? (Ответы детей.) Тогда слушайте:

Домик есть у каждого:                              

У ежа и зайчика.

Вместе с нами в комнате

Проживает кот.

Коль отгадку знаете,

Кто же в каком домике

Всё-таки живёт?

В своём доме во дворе

Живёт пёсик в … КОНУРЕ.

А в лесу живёт лисица,

Догадались где?.. В НОРЕ.

Белка где живёт? … В ДУПЛЕ.

А грачи живут? … В ГНЕЗДЕ.

А теперь вспомните, пожалуйста, как называется музыкальный теремок, в котором живут братья  - музыкальные  молоточки и их сёстры – струны? (Ответы детей.) Правильно, это пианино. Вот оно.

Ребята, у пианино есть клавиши. Какого они цвета? (Дети: белого и чёрного.) Если я буду пальчиками их нажимать, то там внутри молоточки встретятся со струнами, и появится музыка.

Бегают, бегают пальцы проворные,

Трогают клавиши белые, чёрные.

Бегают пальцы, словно по лесенке,

И получаются разные песенки.

Исполняется фрагмент любой детской песенки.

Хотите ещё послушать, как играют молоточки и струны? (Ответы детей.) Но сначала я вам загадаю загадку, а вы угадаете, о ком она.

Отворилась тихо дверь,

И вошёл усатый зверь.

Потянулся сладко-сладко,

И умылся мягкой лапкой.

Вы догадались, кто же это? (Дети: Кошка.) Правильно, это киска. Значит, сейчас я вам исполню песню о кошечке.

« Серенькая кошечка», муз. В. Витлина

(Воспитатель тем временем перевоплощается в кошку и поёт 2-ой куплет песни.)

Кошка: Здравствуйте, ребята!

М.р. и дети: Здравствуй, киска!

М.р. (обращаясь к кошке): Как зовут тебя, дорогая гостья?

Кошка: Меня зовут Мурка!

М.р.: Очень приятно! А хочешь, Мурка, твоими котятами сегодня будут наши ребята?

Кошка: Конечно!

М.р.: А вы, ребята, хотите стать маленькими пушистыми котятами?

Дети: Да!

М.р.: Тогда мне придётся снова обратиться за помощью к сундучку.

Сундук волшебный отворись,

И палочка в нём появись.

(М.р. достаёт из сундучка волшебную палочку.)

Сейчас мы с Муркой  с помощью вот этой волшебной палочки превратим вас из ребят в котят. (М.р. подходит по - очереди к каждому ребёнку, произносит слова: «Раз, два, повернись и в котёнка превратись! Воспитатель в это время одевает на голову ребёнка атрибут -  маску котёнка.)

М.р.: Посмотри, Мурка, какие у тебя пушистые симпатичные детки!

(М.р. обращается к детям):

Были вы ребятки,

А теперь котятки.

К маме все идите,

На неё смотрите.

Будет мама вас учить

Ушки, носик лапкой мыть,

С хвостиком своим играть,

Очень мягко наступать

На четыре лапки,

Спрячьте все царапки.

Кошка: Вы вокруг меня вставайте

              И движенья повторяйте.

              Вот звенит для вас звонок,

              Начинается урок.

(Кошка звонит в колокольчик.)

Дети встают в круг. Под пение муз. руководителя воспитатель выполняет движения, дети вместе с ним.

«Урок зоологии», муз. Б. Савельева

М.р.: Спасибо, Мурка, за чудесную песенку. Сейчас я превращу котят снова в ребят: Три, два, раз! Снова дети тут у нас!

(Воспитатель снимает атрибуты с детей.)

М.р. (обращаясь к кошке): А тебя, Мурка, наверное, уже заждались дома. Поторопись!

(Кошка прощается и «уходит».)

М.р.: Мурка наша убежала,

          До свидания всем сказала.

          Ну а вы ко мне идите

          И внимательно глядите.

(Дети подходят к пианино.)

Лишь дотронешься до клавиш,

Сразу их звучать заставишь.

В крайних слева бас гудит,

Будто он всегда сердит.

«Медведь», муз. В. Ребрикова

М.р.: Правда, ребята, низкие звуки, которое издаёт пианино, можно сравнить с ворчливой песенкой медведя? (Ответы детей.)

А теперь садитесь на стульчики, я вам покажу этого медведя. (Демонстрирует наглядность.) Этот мишка очень любит петь песенки, голос его густой, низкий, как звуки пианино, которые расположены слева (показывает на «немом» пианино), вот здесь. Хотите, я вам исполню любимую песенку медведя? А вы мне подыграете. Только вот на чём?

              Сундук волшебный,

               Раз! Два! Три!

               Нам пианино подари!

(М.р. достаёт из сундука «немые» клавиатуры, воспитатель раздаёт их детям.)

«Песенка медведя», муз. А Филиппенко

(Дети подыгрывают в нижнем регистре.)

М.р.: Молодцы! А теперь положите свои игрушечные пианино на стульчики, а сами снова подойдите ко мне.

(Дети подходят к инструменту.)

М.р.: Если низкие звуки похожи на песенку медведя, то внимательно послушайте и ответьте, чью песенку вам напоминают высокие звуки пианино?

М.р. нажимает несколько клавиш в верхнем регистре.

(Дети отвечают.)

М.р.: Правильно!

В крайних справа звук высок,

Будто птички голосок.

(М.р. показывает картинку с изображением птички.)

На места свои идите,

Пианино вы берите.

Клавиши вы нажимайте,

Пенью птичек подыграйте.

(М.р. ещё раз обращает внимание детей, на каких звуках надо играть.)

( Дети садятся на стульчики, «подыгрывают» в верхнем регистре.)

«Воробушки», муз. М. Красева

М. р.: Птички в гнёздышках живут,

           Птички песенки поют:

           Чик-чирик, да чик-чирик,

           Чики-рики, чик-чирик!»

Давайте и мы с вами попробуем спеть, как воробушки.

«Чирикают», интервал ч.5

Ребята, вы очень хорошо изображали птичек. Единственное, что вам не удалось – это спеть также высоко, как это делают настоящие птички. Потому что ваш голос звучит ниже, чем у воробушка.

В средних клавишах как раз –

Тот же голос, что у вас.

(М.р. выставляет картинку с изображением девочки.)

Клавиши вы нажимайте,

Девочке вы подыграйте.

Звучит небольшой фрагмент любой детской песенки.

(Дети «подыгрывают» в среднем регистре.)

А теперь давайте, как обыкновенные мальчики и девочки исполним песню о воробушке в среднем регистре, где звуки не высокие и не низкие, а удобные для вас. А некоторые дети возьмут в руки треугольник, металлофон и колокольчики. Ведь звуки этих инструментов такие же высокие, как голоса птичек.

«Воробей», муз. В. Герчик

Мой рассказ о пианино подходит к концу.

Чтобы подвести итог,

Мы заглянем в сундучок.

(М.р. открывает сундучок.)

Здесь ещё одна игра

Для ребят припасена.

(Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением медведя, девочки и птички.)

Победит в игре лишь тот,

Кто запомнил, как поёт

Мишка, дети, воробей,

Отгадайте поскорей.

(М.р. играет различные фрагменты, дети поднимают карточку, соответствующую регистру.)

Молодцы! У меня для вас сюрприз!

Всем детишкам сладкий приз!

(М.р. достаёт из сундука конфеты.)

М.р.: Сегодня вы узнали, какие чудесные мелодии могут звучать в разных регистрах пианино: верхнем, среднем и низком. К сожалению, наша с вами встреча подошла к завершению. Но помните, что в музыкальном салоне вам всегда рады. До свидания!

Литература:

Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. 1999 № 1, 2000 №1.

                                                                                                                                                                                                                                   

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Целью данного занятия является: совершенствование  представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии лексического значения слова, обогащение словарного запаса за счет слов - синони...

Методическая разработка конспекта по художественно - эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста с использованием ИКТ и нетрадиционной техники рисования "Падают, падают листья..."

Педагогический замысел: формирование и систематизация знаний детей о временах года (осени) через продуктивную деятельность.Стимуляция познавательной активности через эксперименты с краской. Развитие у...

Конспект НОД по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста "Сказка "Репка" - инсценирование"

Занятие составлено таким образом, что позволяет синтегрировать все предметные области. Дети не просто закрепляют хорошо знакомый материал, но и учатся анализировать, рассуждать и применять полученные ...

Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Как звери готовятся к зиме?

Расширять и углублять представления детей о подготовке диких животных к зиме. Учить устанавливать причинно-следственные связи изменения жизни животных с изменением времени года. Развивать логическое м...

Родителям о музыкальном развитии детей среднего дошкольного возраста.

Дети среднего дошкольного возраста уже активны и любознательны. Это период вопросов. Что могут знать и определять дети в этом возрасте?...

Конспект НОД по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста на тему «Волшебный магнит»

Цель: Развитие познавательных способностей детей через экспериментирование...

Что нужно знать родителям о музыкальном развитии детей среднего дошкольного возраста.

Дети среднего дошкольного возраста проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать прост...