Конспект НООД по музыкальному развитию детей среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия по музыке (средняя группа) на тему
Конспект непосредственно орагнизованной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей среднего дошкольного возраста "Кто, кто в теремочке живет?", целью которого является: дать детям представление о своеобразии звучания низкого, среднего и верхнего регистров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_kto_v_teremochke_zhivyot.doc | 68.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №90»
КОНСПЕКТ НООД
«Кто, кто в теремочке живёт?»
по музыкальному развитию
детей среднего дошкольного возраста
Подготовила:
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
МАДОУ «Центр развития ребёнка –
детский сад № 90»
Аникина Татьяна Михайловна
2013 г.
Цель НООД:
Дать детям представление о своеобразии звучания низкого, среднего и верхнего регистров.
Виды музыкальной деятельности | Программное содержание | Музыкальный репертуар | Методические приёмы |
Развитие слуха и голоса | Стремиться к чистоте интонирования знакомой попевки – приветствия | Музыкальное приветствие (звуки Т 5 3) | Наглядно-слуховой: показ муз. руководителя (напоминание, поощрение). |
Слушание | Продолжить знакомство с характерным звучанием пианино. Вызывать эмоциональный отклик детей на музыку спокойного характера. | «Серенькая кошечка», муз. В. Витлина | Игровой: загадывание загадки. Практический: выразительное исполнение 1-го куплета муз. руководителем, 2-го – воспитателем, олицетворяющим образ кошки. |
Музыкально - ритмические движения | Закреплять умение детей передавать в движении образ котят, выразительно исполнять танцевальные движения согласно тексту и музыке. | «Урок зоологии», муз. Б. Савельева | Игровой: превращение ребят в котят при помощи волшебной палочки. Практический: показ воспитателя. |
Слушание | Познакомить детей со звучанием низкого регистра. Познакомить детей со звучанием верхнего регистра фортепиано. Приобщать к слушанию инструментальной музыки изобразительного характера. | «Медведь», муз. В. Ребрикова «Песенка медведя», муз. А. Филиппенко «Воробушки», муз. М. Красева | Игровой: приобщать детей к совместному музыцированию. Наглядно-зрительный: демонстрация карточек с изображением медведя и воробья, размещение их на наглядном пособии соответственно в низком и верхнем регистрах. |
Развитие слуха и голоса | Побуждать детей к пению звукоподражаний. | Звукоподражания (чик-чирик, ч5.) | Наглядно-зрительный: демонстрация карточек с изображением большой и маленькой птичек. Практический: показ муз. руководителя, поощрения. |
Слушание | Познакомить со звучанием среднего регистра. | «Воробей», муз. В. Герчик (фрагмент) | Наглядно-слуховой: выразительное исполнение муз. руководителем. Игровой: использование немого пианино. |
Пение | Петь выразительно, естественным голосом. Начинать всем вместе после вступления. Развивать ритмическое чувство (выделять сильную долю). | «Воробей», муз. В. Герчик | Практический: исполнение всеми детьми; индивидуальная игра детей на муз. инструментах (в проигрыше: 1. треугольник, 2. колокольчики, 3. металлофон). |
Игра | Закреплять представления детей о звучании верхнего, среднего и низкого регистров. | Повторное слушание фрагментов произведений, использованных на занятии. | Игра: догадайся, кто поёт» (выбор нужной карточки после прослушивания мелодий). |
Предварительная работа:
знакомство с металлофоном, с устройством пианино (дети смотрят, как располагаются молоточки и струны внутри инструмента).
Материал:
1. Дидактический:
игра «Догадайся, кто поёт», «немые» клавиатуры пианино (их число должно совпадать с количеством детей).
2. Демонстрационный:
увеличенный образец «немого» пианино; карточки с изображением медведя, девочки, птички (они соответствуют верхнему, среднему и низкому регистрам, вставляются в кармашки); сундучок; волшебная палочка, ключ.
Музыкальные инструменты:
пианино, баян, металлофон, треугольник, колокольчики.
Атрибуты:
маски кошки и котят (по количеству детей).
Ход НООД:
Под веселую музыку легким бегом на носочках дети входят друг за другом в музыкальный зал (мальчики – руки на поясе, девочки – взявшись за юбки). Встают около стульчиков, здороваются с музыкальным руководителем, сначала поочерёдно – девочки, мальчики, затем все вместе (музыкальное приветствие).
М.р.: Я очень рада встрече с вами, дорогие ребята.
Посмотрите, сегодня к нам пришли гости.
Давайте все вместе поприветствуем их (здороваются с гостями).
Сегодня в нашем музыкальном салоне мы с вами услышим много новых музыкальных произведений. А ещё я расскажу вам что-то очень интересное. О чём? Это вы узнаете позже. Также мы с вами потанцуем, поиграем и исполним знакомые песенки. А поможет нам в работе вот такой замечательный сундучок. Только он не обычный, а музыкальный. Хотите узнать, что в нём? (ответы детей). Чтобы открыть этот сундучок, нужен ключик, да не простой, а особый, тоже музыкальный. Вот такой (показывает детям скрипичный ключ). По-другому его называют скрипичным.
(Прикладывает ключ к сундуку.)
Ну-ка, ключ волшебный мой,
Сундучок скорей открой!
Раз, два, три! Отопри!
(Открывает сундук.)
Открылся сундук,
Загляну я в него.
Здесь домик лежит,
Больше нет ничего.
Зачем этот домик нам, детвора?
Ах, я догадалась!
Нас ждёт всех игра!
Игра называется «Подскажи словечко». Хотите в неё поиграть? (Ответы детей.) Тогда слушайте:
Домик есть у каждого:
У ежа и зайчика.
Вместе с нами в комнате
Проживает кот.
Коль отгадку знаете,
Кто же в каком домике
Всё-таки живёт?
В своём доме во дворе
Живёт пёсик в … КОНУРЕ.
А в лесу живёт лисица,
Догадались где?.. В НОРЕ.
Белка где живёт? … В ДУПЛЕ.
А грачи живут? … В ГНЕЗДЕ.
А теперь вспомните, пожалуйста, как называется музыкальный теремок, в котором живут братья - музыкальные молоточки и их сёстры – струны? (Ответы детей.) Правильно, это пианино. Вот оно.
Ребята, у пианино есть клавиши. Какого они цвета? (Дети: белого и чёрного.) Если я буду пальчиками их нажимать, то там внутри молоточки встретятся со струнами, и появится музыка.
Бегают, бегают пальцы проворные,
Трогают клавиши белые, чёрные.
Бегают пальцы, словно по лесенке,
И получаются разные песенки.
Исполняется фрагмент любой детской песенки.
Хотите ещё послушать, как играют молоточки и струны? (Ответы детей.) Но сначала я вам загадаю загадку, а вы угадаете, о ком она.
Отворилась тихо дверь,
И вошёл усатый зверь.
Потянулся сладко-сладко,
И умылся мягкой лапкой.
Вы догадались, кто же это? (Дети: Кошка.) Правильно, это киска. Значит, сейчас я вам исполню песню о кошечке.
« Серенькая кошечка», муз. В. Витлина
(Воспитатель тем временем перевоплощается в кошку и поёт 2-ой куплет песни.)
Кошка: Здравствуйте, ребята!
М.р. и дети: Здравствуй, киска!
М.р. (обращаясь к кошке): Как зовут тебя, дорогая гостья?
Кошка: Меня зовут Мурка!
М.р.: Очень приятно! А хочешь, Мурка, твоими котятами сегодня будут наши ребята?
Кошка: Конечно!
М.р.: А вы, ребята, хотите стать маленькими пушистыми котятами?
Дети: Да!
М.р.: Тогда мне придётся снова обратиться за помощью к сундучку.
Сундук волшебный отворись,
И палочка в нём появись.
(М.р. достаёт из сундучка волшебную палочку.)
Сейчас мы с Муркой с помощью вот этой волшебной палочки превратим вас из ребят в котят. (М.р. подходит по - очереди к каждому ребёнку, произносит слова: «Раз, два, повернись и в котёнка превратись! Воспитатель в это время одевает на голову ребёнка атрибут - маску котёнка.)
М.р.: Посмотри, Мурка, какие у тебя пушистые симпатичные детки!
(М.р. обращается к детям):
Были вы ребятки,
А теперь котятки.
К маме все идите,
На неё смотрите.
Будет мама вас учить
Ушки, носик лапкой мыть,
С хвостиком своим играть,
Очень мягко наступать
На четыре лапки,
Спрячьте все царапки.
Кошка: Вы вокруг меня вставайте
И движенья повторяйте.
Вот звенит для вас звонок,
Начинается урок.
(Кошка звонит в колокольчик.)
Дети встают в круг. Под пение муз. руководителя воспитатель выполняет движения, дети вместе с ним.
«Урок зоологии», муз. Б. Савельева
М.р.: Спасибо, Мурка, за чудесную песенку. Сейчас я превращу котят снова в ребят: Три, два, раз! Снова дети тут у нас!
(Воспитатель снимает атрибуты с детей.)
М.р. (обращаясь к кошке): А тебя, Мурка, наверное, уже заждались дома. Поторопись!
(Кошка прощается и «уходит».)
М.р.: Мурка наша убежала,
До свидания всем сказала.
Ну а вы ко мне идите
И внимательно глядите.
(Дети подходят к пианино.)
Лишь дотронешься до клавиш,
Сразу их звучать заставишь.
В крайних слева бас гудит,
Будто он всегда сердит.
«Медведь», муз. В. Ребрикова
М.р.: Правда, ребята, низкие звуки, которое издаёт пианино, можно сравнить с ворчливой песенкой медведя? (Ответы детей.)
А теперь садитесь на стульчики, я вам покажу этого медведя. (Демонстрирует наглядность.) Этот мишка очень любит петь песенки, голос его густой, низкий, как звуки пианино, которые расположены слева (показывает на «немом» пианино), вот здесь. Хотите, я вам исполню любимую песенку медведя? А вы мне подыграете. Только вот на чём?
Сундук волшебный,
Раз! Два! Три!
Нам пианино подари!
(М.р. достаёт из сундука «немые» клавиатуры, воспитатель раздаёт их детям.)
«Песенка медведя», муз. А Филиппенко
(Дети подыгрывают в нижнем регистре.)
М.р.: Молодцы! А теперь положите свои игрушечные пианино на стульчики, а сами снова подойдите ко мне.
(Дети подходят к инструменту.)
М.р.: Если низкие звуки похожи на песенку медведя, то внимательно послушайте и ответьте, чью песенку вам напоминают высокие звуки пианино?
М.р. нажимает несколько клавиш в верхнем регистре.
(Дети отвечают.)
М.р.: Правильно!
В крайних справа звук высок,
Будто птички голосок.
(М.р. показывает картинку с изображением птички.)
На места свои идите,
Пианино вы берите.
Клавиши вы нажимайте,
Пенью птичек подыграйте.
(М.р. ещё раз обращает внимание детей, на каких звуках надо играть.)
( Дети садятся на стульчики, «подыгрывают» в верхнем регистре.)
«Воробушки», муз. М. Красева
М. р.: Птички в гнёздышках живут,
Птички песенки поют:
Чик-чирик, да чик-чирик,
Чики-рики, чик-чирик!»
Давайте и мы с вами попробуем спеть, как воробушки.
«Чирикают», интервал ч.5
Ребята, вы очень хорошо изображали птичек. Единственное, что вам не удалось – это спеть также высоко, как это делают настоящие птички. Потому что ваш голос звучит ниже, чем у воробушка.
В средних клавишах как раз –
Тот же голос, что у вас.
(М.р. выставляет картинку с изображением девочки.)
Клавиши вы нажимайте,
Девочке вы подыграйте.
Звучит небольшой фрагмент любой детской песенки.
(Дети «подыгрывают» в среднем регистре.)
А теперь давайте, как обыкновенные мальчики и девочки исполним песню о воробушке в среднем регистре, где звуки не высокие и не низкие, а удобные для вас. А некоторые дети возьмут в руки треугольник, металлофон и колокольчики. Ведь звуки этих инструментов такие же высокие, как голоса птичек.
«Воробей», муз. В. Герчик
Мой рассказ о пианино подходит к концу.
Чтобы подвести итог,
Мы заглянем в сундучок.
(М.р. открывает сундучок.)
Здесь ещё одна игра
Для ребят припасена.
(Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением медведя, девочки и птички.)
Победит в игре лишь тот,
Кто запомнил, как поёт
Мишка, дети, воробей,
Отгадайте поскорей.
(М.р. играет различные фрагменты, дети поднимают карточку, соответствующую регистру.)
Молодцы! У меня для вас сюрприз!
Всем детишкам сладкий приз!
(М.р. достаёт из сундука конфеты.)
М.р.: Сегодня вы узнали, какие чудесные мелодии могут звучать в разных регистрах пианино: верхнем, среднем и низком. К сожалению, наша с вами встреча подошла к завершению. Но помните, что в музыкальном салоне вам всегда рады. До свидания!
Литература:
Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. 1999 № 1, 2000 №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НООД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Целью данного занятия является: совершенствование представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии лексического значения слова, обогащение словарного запаса за счет слов - синони...
Методическая разработка конспекта по художественно - эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста с использованием ИКТ и нетрадиционной техники рисования "Падают, падают листья..."
Педагогический замысел: формирование и систематизация знаний детей о временах года (осени) через продуктивную деятельность.Стимуляция познавательной активности через эксперименты с краской. Развитие у...
Конспект НОД по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста "Сказка "Репка" - инсценирование"
Занятие составлено таким образом, что позволяет синтегрировать все предметные области. Дети не просто закрепляют хорошо знакомый материал, но и учатся анализировать, рассуждать и применять полученные ...
Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Как звери готовятся к зиме?
Расширять и углублять представления детей о подготовке диких животных к зиме. Учить устанавливать причинно-следственные связи изменения жизни животных с изменением времени года. Развивать логическое м...
Родителям о музыкальном развитии детей среднего дошкольного возраста.
Дети среднего дошкольного возраста уже активны и любознательны. Это период вопросов. Что могут знать и определять дети в этом возрасте?...
Конспект НОД по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста на тему «Волшебный магнит»
Цель: Развитие познавательных способностей детей через экспериментирование...
Что нужно знать родителям о музыкальном развитии детей среднего дошкольного возраста.
Дети среднего дошкольного возраста проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать прост...