Инсценировка хантыйской сказки "Кукушка"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Торгашова Любовь Викторовна

Сказку смотреть здесь; http://www.youtube.com/watch?v=6dOB0apCWDc&feature=youtu.be

Цель: воспитывать интерес к устному народному творчеству. народов Севера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instsenirovka_skazki.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Инсценировка сказки "Кукушка"

Цель:

воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Задачи:

 -учить детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектакля, сказок и правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать героям;

-развивать интерес к театрализованной  игре путем активного вовлечения детей в игровые действия, вызвать желание попробовать себя в разных ролях;

-воспитывать артистические качества, вовлекая их в различные театрализованные представления: показ сказок, сценок из спектаклей, игры в театр.

Предварительная работа:

-чтение ненецкой сказки "кукушка";

-рассказывание и показ сказки, используя настольный театр;

-рисование сказки на занятии по рисованию.

Оборудование:

- чум, шкуры, национальные костюмы, посуда, хворост.

Ход действия:

Выходят воспитатель и 2 детей читают стихотворение:

1 реб.

Суров наш Север лишь на первый взгляд,

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый вас увидеть будет рад

И обогреть душевной теплотою!

2 реб.

Мы ждём друзья! И вовсе не беда,

Коль встретит вас не ласковая вьюга.

В любой зайдите чум - вас ждёт всегда

Гостеприимство и забота друга.

Воспитатель: - Дорогие гости мы очень рады видеть вас в нашей группе и показать вам сказку народов Севера "Кукушка"

 (дети садятся на места)

Восп.-ль:

-Сынок, иди скорей сюда, уже спать пора, поздно уже.

(выходит сын)

Сын:

-Не хочу ложиться спать, я хочу играть.

Восп.-ль:

- Маленьким детям надо ложиться во время, тебе ещё расти нужно, сил набираться.

Сын:

-Не хочу ложиться спать, я хочу играть.

Восп.-ль:

- А ты знаешь, что произошло с детьми, которые не слушали маму?

Сын:

-А что с ними произошло? Расскажи мне мама.

Восп.-ль:

-А ты садись со мной рядом, а я тебе сказку расскажу.

(мама и сын садятся рядом)

Восп.-ль:

    Вот что было. (Звучит хант. мелодия)

Жила на земле бедная женщина.

(выходит мама, берёт ведро, идёт набирает воду, ложит дрова в костёр, помешивает еду, накрывает стол)

Было у неё трое детей.

(выбегает один ребенок и зовёт других :

Ребенок:

Эй, дети пойдём играть! Бегом, бегом! (дети вприпрыжку бегают по площадке)

Мама:

- Дети кушать пора!

(подбегает 1-й реб.и прихорашивается, мама гладит по голове;

подбегает дочка "заплетает косы", мама заглядывает в глазки;

3-й реб.-нок подбегает, сердито отворачивается от мамы, мама разглаживает одежду, гладит по голове)

 - Деточки мои кушайте на здоровье!

Дети поели, встают вытирают губы.

1-й  реб-к :

-Эй, ребята, пойдёмте играть!

2-й реб-к:

-Идём к нам.

(дети пошли играть: мальчики взяли палку и стали её перетягивать, дочка кружится)

Восп.-ль : Так дети с утра до вечера играли. Бегали, прыгали, а матери не помогали. Вернутся в чум грязь на обуви занесут. Одежду промочат, а мать суши. Не слушались дети матери. Не помогали ей. От такой жизни заболела мама. лежит она в чуме, детей зовёт, просит .

Мама:

-Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня в горле. Принесите водички.

Дети:

- Нет! Пойдёмте, поиграем!

 Нар. игра "Хейро"

Мама:

- Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня в горле. Принесите водички.

1 реб-к: Я устал!

2 реб-к: Я не хочу!

3 реб-к: И я не хочу! Давайте играть!

Мама:

-Детки, речка же близко от нас, сходите за водой. Пересохло у меня в горле. Принесите водички. В горле пересохло!

Восп.-ль:

- Наконец одному реб-ку есть захотелось.

Реб-к говорит:

-Ой, ребята, что-то мне кушать захотелось, пойду загляну в чум.. (остальные дети за ней)

Восп-ль:

- Смотрит: А мать стоит посреди чума и малицу надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берёт доску, на которой скаблят, а доска та хвостом птичьим сановится. Напёрсток клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мама птицей-кукушкой и вылетела из чума.

Дети стали шеренгой:

- Мама, мама, вернись домой! Мы водички принесли!

Мама:

-Ку-Ку, ку-ку! Поздно, поздно, деточки! Теперь озёрные воды передо мной! К вольным водам лечу я!

Дети протягивают ковшик с водой:

-Мама вернись домой! На водички попей!

Дети бегут друг за другом за мамой.

Мама:

-Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно деточки! Не вернусь я теперь никогда!

 (мать-кукушка летит по кругу, дети бегут за ней следом. Мать улетает, дети обнимаются, бегут , уставшие садятся на землю... Так бежали дети много дней и ночей - по камням, по кочка. Ноги в кровь изранили. Где пробегут там след остаётся. И с тех пор не въёт кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.

III часть.

 Сын:

-Мама, я тебя всегда буду слушать, мне очень жалко этих детей, которые не слушали мамочку. Давай им поможем вернуть маму.

Восп-ль:

-Ну как же мы им сможем помочь?

Сын:

Но есть на свете чудеса и мы им поможем!Пойдём!

Восп-ль:

-Я знаю одну добрую волшебницу, она нам и поможет, пойдём сынок.

(идут по дороге встречают плачущих детей)

Восп-ль:

--Что вы дети плачете?

1-й реб-к: Наша мама превратилась в кукушку, и улетела от нас.

2-й реб.-к: мы её не слушали.

3-й реб-к: мы ей не помогали., трудно ей было с нами.

Вместе: Как нам её вернуть, нам плохо без неё? Помогите нам, пожалуйста (плачут)!

Восп-ль:

Не плачьте, мы вам поможем, ступайте за нами. Я знаю одну добрую волшебницу она вернёт вам маму.

(возле чума сидит женщина) , шьёт.

Дети: Здравствуй Хада!

Хада: Здравствуйте, дети, что вас ко мне привело?

Дети : Беда, мы обидели свою мамочку!

Хада: Разве можно обижать самого близкого человека? Как же вы её обидели?

1-й реб.-к: -Мы её не слушали. Мы ей не помогали, трудно ей было с нами.

2-й реб.-к:- А когда она заболела не принесли ей водички. Ведь она просила.

Дети: Помогите нам.

Хада: Я то постараюсь вам помочь, захочет ли она вернуться к вам?

Дети: -Захочет. Мы постараемся всё сделать, чтобы она вернулась.

Хада: - Я знаю, где ваша мама. Она превратилась в кукушку и всегда вас ищет. Хорошо , идите за мной. (подходят к дереву, где сидит кукушка)

Хада: -Священный, Всесильный, Божественный-

            О, будь снисходителен,

            О, будь благосклонен к детям!

            Верни им маму!

1реб.-к: -Мамочка, я всегда буду тебе помогать, вернись к нам!

2 реб.-к:-Я всегда буду заботиться о тебе, прости меня.

3 реб-к: мы всегда будем с тобой рядом, нам плохо без тебя!

Мама: оживает, радостно обнимает детей. Все радостно кланяются гостям.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе «Украшение хантыйским орнаментом одежды»

В последнее время возникла экологическая ситуация, которая характеризуется серьезными противоречиями во взаимодействии общества и природы. В правительственных документах подчеркнута острот...

Конспект занятия ручного труда "Изготовление хантыйской куклы Акань"

Изготовление хантыйской тряпичной куклы Акань с детьми подготовительной к школе группы....

Инсценировка Хантыйских сказок

Приобщение детей к культуре народов севера....

Конспект занятия в разновозрастной группе с 5 до 7 лет по теме Инсценировка сказки «Три поросенка» в обработке С. Михалкова.о 7 лет по теме Инсценировка сказки «Три поросенка» в обработке С. Михалкова.

по теме: Инсценировка сказки «Три поросенка» в обработке С. Михалкова.Цель: Формирование ценностного отношения к дружбе, развитие эмоциональной сферы детей.Приорит...

Программа дополнительного образования по обучению детей старшего дошкольного возраста хантыйскому языку "Поговорим по-хантыйски"

Программа дополнительного образования «Ханты йасәӈән путәртты» («Поговорим по - хантыйски») создана для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.Программа рассчитана ...

Инсценировка для детей 5-7 лет «Уж сколько раз твердили миру...» (инсценировка по мотивам басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица») (старшая группа)

Инсценировка для детей 5-7 лет «Уж сколько раз твердили миру...» (инсценировка по мотивам басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»)Действующие лица:РассказчикВоронаЛисицаНа авансц...