Воспитание дружбы, её проявление и развитие у детей дошкольного возраста
консультация

Васильева Надежда Константиновна

Любой ребенок должен иметь друзей. Даже если Вам кажется, что ему достаточно общения с родственниками и игрушками, вы глубоко ошибаетесь. Малыш должен учиться общаться со сверстниками. Вместе расти и играть куда веселее. Чувство первой дружбы самое ценное, просто у кого-то оно приходит раньше, у кого-то позже. Если ребенок научится дружить еще в раннем детстве, многие проблемы в дальнейшем у него будут решаться легче, чем у тех, кто в детстве был одинок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание дружбы, ее проявление и развитие в дошкольном возрасте.

Круг общения малыша не может ограничиваться только игрушками и родственниками. Разумеется, для большинства из нас это настолько очевидно, что нет никакой нужды говорить об этом. Все мы знаем, что детям необходимо общество сверстников, причем не только для совместного развлечения, но и по другим исключительно важным причинам. Играя с друзьями, дети привыкают что-то делать совместно, приобретают навыки честного соревнования, учатся подчиняться законам коллектива, находить свое место в нем и, самое главное, получают более верное представление о жизни. Другими словами, их умственное, психическое, социальное и даже физическое развитие глубоко связано с тем, как складываются их отношения с друзьями. Так как же обрести дружбу и сохранить ее?

Любой ребенок должен иметь друзей. Даже если Вам кажется, что ему достаточно общения с родственниками и игрушками, вы глубоко ошибаетесь. Малыш должен учиться общаться со сверстниками. Вместе расти и играть куда веселее. Чувство первой дружбы самое ценное, просто у кого-то оно приходит раньше, у кого-то позже. Если ребенок научится дружить еще в раннем детстве, многие проблемы в дальнейшем у него будут решаться легче, чем у тех, кто в детстве был одинок.

Доброжелательные товарищеские отношения между детьми перерастают в дружеские, которые носят более интимный, избирательный характер, охватывают более ограниченный круг детей — 2-4 человека.

Иногда поводом для сближения детей являются обстоятельства (живут в одном доме, сидят за одним столом и т.п.). Эти отношения приобретают более глубокий и устойчивый характер в совместной деятельности: появляются привязанность, чувства симпатии и тяготения друг к другу, стремление сделать приятное другу, готовность помочь, защитить, поделиться сокровенном, желанным, иногда даже в ущерб личным интересам. По мере того, как малыши все больше времени проводят без родителей и периоды их непосредственного общения со взрослыми сокращаются, у них появляется возможность более широкого общения со сверстниками. Например, двухлетний малыш скорее всего станет играть со сверстником, чем с мамой, хотя оба находятся рядом. Несмотря но то, что малыши, посещающие детский сад, предпочитают играть не с воспитателем, а с другими детьми, они редко отходят от воспитателя или от других взрослых.

Контакты, возникающие между детьми по поводу каких-то игрушек или предметов — это первая форма социального общения между ними. Раз появились контакты, значит дети будут подражать друг другу, координировать свои действия и стараться понять друг друга.

Воспитатель, замечая появление ростков дружбы, поддерживает ее, если влияние этой дружбы на детей благотворно. Подружившихся детей вместе назначают дежурить, ставят их в паре на прогулке, сажают за один стол. Иногда друзья ведут себя недружелюбно по отношению к другим детям, педагог реагирует на это и соответственно воздействует на друзей.

При умелом руководстве воспитателя жизнь детей в коллективе становится  интересной, содержательной, способствует созданию бодрого, жизнерадостного настроения.

В дошкольном возрасте отношения дружбы наиболее реализуются в контексте игры, но ее психологическое содержание сильно изменяется с возрастом. Для детей 6,5-7 лет друг выступает только как партнер по игре. Основным содержанием развития дружбы в этом возрасте является формирование стойкой привязанности к сверстнику с участием эмоциональных и личностных компонент, а также осознание этой привязанности.

Возникновение и развитие дружбы может рассматриваться в качестве одного из звеньев, обеспечивающих целостность развития эмоционально-личностной сферы при переходе от дошкольного к младшему школьному и далее к подростковому возрасту.

Но совместные первые шаги можно делать, не дожидаясь того, когда ваш малыш пойдет в детский сад.

В раннем возрасте дети только начинают играть рядом. Одним из самых лучших мест для знакомства и начала дружбы является игровая площадка. Там детей объединяют не только совместные игры и интересы, там даже сам воздух пропитан дружбой. Главное — придерживаться основных правил, и тогда друг обязательно будет найден.

Жизнь в детском саду создает много ситуаций, в которых возможно воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Задача педагога состоит в том, чтобы, используя эти ситуации, побуждать детей к поступкам, отражающим нормы поведения в коллективе.

В раннем возрасте у детей формируются основы этих норм: умение не мешать игре сверстника, не отнимать игрушку, а попросить или выбрать для себя другую, подождать, пока он поиграет и т.п.

Эта сторона жизни наших детей не требует больших усилий с нашей стороны, и все-таки мы многое можем сделать для того, чтобы у нашего ребенка было больше детей, притом хороших друзей. Советы, которые мы рекомендуем, особенно важны для родителей, чьи дети имеют мало настоящих товарищей или, похоже, с ними не очень дружат.

Вот некоторые самые эффективные способы для достижения подобной цели.

  • Нельзя требовать от детей, чтобы они поняли значение дружбы задолго  до того, как начнут ходить в детский сад. А к этому возрасту они приобретают достаточно большой опыт общения с ближними, который уже накладывает отпечаток на их будущее социальное поведение, научится легко и свободно держаться с людьми.
  • Мы сами создаем модель, которую ребенок будет воспроизводить позже. Если в нашем доме мало бывает друзей, если мы пренебрежительно отзываемся о людях, то, конечно, подаем детям пример недружелюбия. Они так или иначе все же научатся жить в согласии с ближними, но уже не благодаря нам.
  • Очень часто мы сами в состоянии помочь ребенку преодолеть некоторые трудности общественной жизни. Если наш ребенок единственный кто не умеет что-то делать, то время, которое мы потратим, помогая ему преодолеть это, будет вознаграждено радостью, какую получит ребенок, делая это уже вместе с друзьями.
  • Вероятно, самый целесообразный способ, дарить ребенку игры, в которых надо участвовать вместе с товарищами: настольные игры, привлекать других детей в совместные подвижные игры. Как можно чаще выезжать с друзьями, у которых тоже есть дети, на природу, вместе с ними ходить на детские спектакли, праздники. Вообще, праздник — это самое радостное событие для детей, так почему же не устраивать их для своего ребенка и его друзей?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.

I.   Актуальность интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности. Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитатель...

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа...

Виды и особенности проявления речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Виды и особенности проявления речевых нарушений у детей дошкольного возраста....

Особенности проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Особенности проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возрастаТема насилия и агрессии уже давно беспокоит умы учёных. Начиная с середины 60-х гг. данная проблема становится одной из актуал...

Нетрадиционное рисование как возможность проявления художественных способностей у детей дошкольного возраста

Актуальность: в соответствии с ФГОС художественно - эстетическое развитие направлено на удовлетворении потребности детей в самовыражении через развитие продуктивных видов деятельности, формирование ин...

Развивающие игры – как средство к проявлению и становлению у детей дошкольного возраста интереса к познанию математических отношений

Игра является ведущим видом деятельности детей в дошкольный период их жизни. В процессе игры происходит формирование детского интеллекта, психики, коммуникативных умений и навыков. Играя, дети познают...