Виды и особенности проявления речевых нарушений у детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии на тему
Виды и особенности проявления речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_rechevyh_narusheniy._tablitsa.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед Макеева М.О., ГБОУ Школа №1571
Виды нарушений речи
Вид речевого нарушения | Определение | Проявления |
Общее недоразвитие речи (ОНР) | Различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звуковой (фонетики) и смысловой стороне (лексики, грамматики) при нормальном слухе и сохранном интеллекте. | - позднее начало развития речи; - ограниченный/ бедный словарный запас; - аграмматизмы; - дефекты звукопроизношения; - нарушение фонематического слуха; -нарушение слоговой структуры слова; - нарушение связной речи; - нарушение просодической стороны речи. Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на четыре уровня. |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи | Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. | - нарушение фонематического восприятия; - нарушение звукопроизношения (искажение, отсутствие, смешение, замены звуков); - негрубые нарушения слоговой структуры слова; - в речи может отмечаться небольшое количество аграмматизмов, незначительно снижен словарный запас. |
Дислалия | Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации мышц речевого аппарата | Неправильное звуковое (фонемное) оформлении речи: - искаженное произнесение одного или нескольких звуков; - замена звуков; - смешение звуков. |
Дизартрия | Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. | - нарушение звукопроизношения; - нарушение речевого дыхания; - речь «смазанная», невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»); - часто голос имеет назальный оттенок; - нарушение просодической стороны речи – речь монотонная, медленная.
|
Алалия | Отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка при сохранном слухе и интеллекте. Выделяют моторную и сенсорную алалию. | Нарушаются процессы отбора и программирования высказывания. - «лепетная речь»; - грубое нарушение слоговой структуры речи; - отсутствие фразы дибо позднее формирование фразы (ближе к 5 годам); - резко ограничен словарный запас; - грубо нарушен грамматический строй речи; - нарушение звукопроизношения; - при моторной алалии ребенок понимает обращенную речь; - при сенсорной алалии ребенок не понимает речь окружающих. - при сенсорной алалии отмечаются эхолалии. |
Афазия | Полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. | Проявления - в зависимости от формы афазии. - распад грамматики высказывания (телеграфный стиль высказывания), стериотипность высказывания, трудность переключения с одного слова (слога) на другое, Литеральные парафазии (замещение одних звуков другими); - невозможность построения внутренней программы высказывания вследствие чего ребенок не может произнести фразу или длинный текст; - нарушение звена выбора звуков:
- нарушение фонематического слуха, различения звукового состава слова, утрачена способность понимать звуковую сторону речи; - уменьшение объема слухоречевой памяти, зрительной памяти вследствие чего – трудности в назывании предметов (хотя ребенок знает эти предметы, он начинает объяснять, для чего они нужны), вербальные парафазии, амнестические западания; - деффект симультанного анализа и синтеза (одновременного схватывания информации) вследствие чего – нарушается понимание сложных лексико-грамматических конструкций. |
Дисфония (афония) | Отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. | - отсутствие фонации (афония); - нарушение силы, высоты и тембра голоса (дисфония). |
Ринолалия | Нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. | - патологическое изменение тембра голоса: сильный назализованный оттенок голоса вследствие того, что голосо-выдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс; - искаженное произнесение всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии); - часто бывают и просодические нарушения; - речь мало разборчива, невнятная, монотонная. |
Заикание | Нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. | - прерывания речи:
- часто наблюдается напряжение, тревога, страх перед речью; - возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание. |
Тахилалия | Патологически ускоренный темп речи. | Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы. |
Брадилалия | Патологически замедленный темп речи. | Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Профилактика речевых нарушений у детей...
Влияние двигательной логопедической ритмики на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содейству...
Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда Позволяют •активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются•на разных этапах коррекци...
Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Сложная структура речевой патологии определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Выготский Л.С.,1960). Несформированность...
Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменим...
Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с...
Особенности проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Особенности проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возрастаТема насилия и агрессии уже давно беспокоит умы учёных. Начиная с середины 60-х гг. данная проблема становится одной из актуал...