Виды и особенности проявления речевых нарушений у детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии на тему

Макеева Марина Олеговна

Виды и особенности проявления речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_rechevyh_narusheniy._tablitsa.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Макеева М.О., ГБОУ Школа №1571

Виды нарушений речи

Вид речевого нарушения

Определение

Проявления

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звуковой (фонетики) и смысловой стороне (лексики, грамматики) при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

- позднее начало развития речи; - ограниченный/ бедный словарный запас;

- аграмматизмы;

- дефекты звукопроизношения;

- нарушение фонематического слуха;

-нарушение слоговой структуры слова;

- нарушение связной речи;

- нарушение просодической стороны речи.

Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на четыре уровня.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

- нарушение фонематического восприятия;

- нарушение звукопроизношения (искажение, отсутствие, смешение, замены звуков);

- негрубые нарушения слоговой структуры слова;

- в речи может отмечаться небольшое количество аграмматизмов, незначительно снижен словарный запас.

Дислалия

Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации мышц речевого аппарата

Неправильное звуковое (фонемное) оформлении речи:

- искаженное произнесение одного или нескольких звуков;

- замена звуков;

- смешение звуков.

Дизартрия

Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.

- нарушение звукопроизношения;

- нарушение речевого дыхания;

- речь «смазанная», невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»);

- часто голос имеет назальный оттенок;

- нарушение просодической стороны речи – речь монотонная, медленная.

  • В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме.

  • Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи.

Алалия

Отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка при сохранном слухе и интеллекте.

Выделяют моторную и сенсорную алалию.

Нарушаются процессы отбора и программирования высказывания.

- «лепетная речь»;

- грубое нарушение слоговой структуры речи;

- отсутствие фразы дибо позднее формирование фразы (ближе к 5 годам);

- резко ограничен словарный запас;

- грубо нарушен грамматический строй речи;

- нарушение звукопроизношения;

- при моторной алалии ребенок понимает обращенную речь;

- при сенсорной алалии ребенок не понимает речь окружающих.

- при сенсорной алалии отмечаются эхолалии.

Афазия

Полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Проявления - в зависимости от формы афазии.

- распад грамматики высказывания (телеграфный стиль высказывания), стериотипность высказывания, трудность переключения с одного слова (слога) на другое,

Литеральные парафазии (замещение одних звуков другими);

- невозможность построения внутренней программы высказывания вследствие чего ребенок не может произнести фразу или длинный текст;

- нарушение звена выбора звуков:

  • неразличение близких по артикуляции звуков вследствие чего – смешение артикулем внутри одной группы,
  • нарушение кинестетических ощущений от органов артикуляции в следствие чего - невозможность найти точные артикуляционные позиции и уклады;

- нарушение фонематического слуха, различения звукового состава слова, утрачена способность понимать звуковую сторону речи;

- уменьшение объема слухоречевой памяти, зрительной памяти вследствие чего – трудности в назывании предметов (хотя ребенок знает эти предметы, он начинает объяснять, для чего они нужны), вербальные парафазии, амнестические западания;

- деффект симультанного анализа и синтеза (одновременного схватывания информации) вследствие чего – нарушается понимание сложных лексико-грамматических конструкций.

Дисфония (афония)

Отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

- отсутствие фонации (афония);

- нарушение силы, высоты и тембра голоса (дисфония).

Ринолалия

Нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

- патологическое изменение тембра голоса: сильный назализованный оттенок голоса вследствие того, что голосо-выдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс;

- искаженное произнесение всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии);

- часто бывают и просодические нарушения;

- речь мало разборчива, невнятная, монотонная.

Заикание

Нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

- прерывания речи:

  • повторение отдельных звуков, слогов или целых фраз,
  • неестественное растягивание звуков (при клонической форме заикания звуки, слоги повторяются, например: «м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик», «па-па-па-па-па-паровоз», при тонической форме заикания часто возникают паузы в речи, например: «м….ячик», «авт…обус»);

- часто наблюдается напряжение, тревога, страх перед речью;

- возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание.

Тахилалия

Патологически ускоренный темп речи.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы.

Брадилалия

Патологически замедленный темп речи.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей...

Влияние двигательной логопедической ритмики на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содейству...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда Позволяют •активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются•на разных этапах коррекци...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Сложная структура речевой патологии  определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Выготский Л.С.,1960). Несформированность...

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменим...

Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с...

Особенности проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Особенности проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возрастаТема насилия и агрессии уже давно беспокоит умы учёных. Начиная с середины 60-х гг. данная проблема становится одной из актуал...