Статья "Семейный клуб как эффективная форма социального партнерства ДОО и семьи в решении проблемы духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа)

Шарова Олеся Викторовна

«Дошкольное детство» - это уникальный период в жизни каждого человека, когда осуществляется разностороннее развитие личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается социальное развитие, значительное накопление социально-значимого опыта, происходит активный процесс формирования базовых отношений дошкольника к окружающему миру. Именно поэтому важно в период детства заложить ребенку духовные и нравственные основы, которые сделаю его более устойчивым к нежелательным влияниям, учить ребенка правилам общения, поведения, умению жить среди людей, формировать культурные традиции и ценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семейный клуб как эффективная форма социального партнерства ДОО и семьи в решении проблемы формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей

у детей дошкольного возраста

Шарова Олеся Викторовна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МДОАУ № 35

В настоящее время в системе образования происходят большие изменения в сфере духовно-нравственного воспитания и развития детей. Современное поколение утрачивает духовно-нравственные ориентиры, теряют свой авторитет и перестают быть значимыми такие базовые понятия-ценности, материальные ценности  доминируют над духовными, поэтому искажены представления о нравственности, доброте, справедливости, честности, милосердии, великодушии.

Родители, у которых недостаточно сформировано мировоззрение по отношению к духовно-нравственной сфере, испытывают затруднения при формировании у ребенка ценностей и идеалов, правильных духовно-нравственных основ.

«Дошкольное детство» - это уникальный период в жизни каждого человека, когда осуществляется разностороннее развитие личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается социальное развитие, значительное накопление социально-значимого опыта, происходит активный процесс формирования базовых отношений дошкольника к окружающему миру. Именно поэтому важно в период детства заложить ребенку духовные и нравственные основы, которые сделаю его более устойчивым к нежелательным влияниям, учить ребенка правилам общения, поведения, умению жить среди людей, формировать культурные традиции и ценности.

Основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего является духовная культура той среды, в которой ребенок живет, в которой происходит его становление и развитие – это духовная культура семьи, детского сада. Тот дух, который царит в семье и детском саду, дух которым живут родители (законные представители) и педагоги – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Многими учеными (Н.И.Костомаров, Ю.В.Бромлей, В.И.Брудный, Г.Н.Волков и др.) доказано, что приоритет в области духовно-нравственного воспитания дошкольников принадлежит семье.

Необходимость осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников подтверждает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Данный нормативный документ направлен на решение следующих задач: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка.

Поскольку «Закон об образовании» подтверждает, что родители (законные представители) являются участниками образовательных отношений, решить проблему духовно-нравственного воспитания возможно через реализацию социального партнерства ДОО и семьи.

Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и  семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО. В связи с особой ролью семьи возникает вопрос о том, как привлечь к образовательному процессу ДОО родителей (законных представителей), выступающих в роли социальных партнеров с целью обеспечения эффективного духовно-нравственного воспитания дошкольников. Социальное партнерство предполагает постоянный непрерывный социальный диалог между его участниками. Такой режим постоянной готовности к переговорам позволяет решать любые проблемы, возникающие в процессе совместной деятельности партнеров сразу, укрепляя их взаимодействие.

Организация социального партнерства ДОО и семьи возможна через непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.         Эффективная реализация социального партнерства в вопросах духовно-нравственного воспитания детей возможна через использование различных форм взаимодействия ДОО и семьи. В практике существуют как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия. Среди современных форм организации работы с родителями (законными представителями М.Н.Недвецкая выделяет такие формы, как анализ педагогического опыта, дискуссии конкретных педагогических ситуаций, деловые игры, организация недель сотрудничества с родителями, проведение семейных вечеров и другие.

Одной из эффективной формой организации социального партнерства является создание родительского клуба на базе дошкольной организации. Работа родительского создает условия психолого - педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения  ДОО, навыкам общения с взрослыми и сверстниками. 

Новизна заключается не в разработке отдельных консультаций и плана совместных мероприятий в рамках семейного клуба, а в системе работы, при которой семейный клуб становится современной моделью работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.

        Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников является организация их совместной образовательной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семьи и наполнить ее досуг новым содержанием.

Основными целями взаимодействия с родителями (законными представителями), которыми является составная часть системы работы по формированию мотивации к формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей всех участников образовательного процесса:

- вооружение родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации работы по формированию ценностного отношения к семейным традициям, национальной культуре;

- создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей;

- укрепление детско-родительских взаимоотношений;

- обмен опытом семейного воспитания.

        Основными принципами работы клуба являются добровольность, соблюдение педагогической этики, дифференцированный подход к работе с родителями (законными представителями) с учетом многоаспектной специфики каждой семьи, доброжелательность, открытость.

        Деятельность клуба осуществляется в соответствии с планом работы, который составляется совместно с родителями (законными представителями) на один учебный год, тематика заседаний клуба может варьироваться и корректироваться в зависимости от социального запроса родителей (законных представителей). В плане отражается тематика мероприятий, формы организации, сроки, ответственные.

В рамках клуба организуются семинары, тренинги, практикумы, консультации специалистов различных направлений; совместная деятельность родителей с детьми в воспитательно-образовательном процессе и творческой деятельности (мастер-классы, гостиные, практикумы и т.п.) Темы встреч планируются с учетом запроса и пожеланий родителей, а также с учетом вопросов, связанных с возрастными особенностями детей; работа проводится таким образом, чтобы каждый родитель имел возможность ознакомиться, принять активное участие в  работе клуба)

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей (законных представителей) к активному участию в воспитательно - образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. Таким образом, детский сад выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, основ гражданственности, а так же интереса и любви к своей Родине, а также позволит решить проблему духовно-нравственного воспитания старших дошкольников.

        В        результате неформального общения детей и взрослых в семейном клубе будет создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужит раскрытию творческих способностей детей и взрослых. Также произойдет формирование единых образовательных смыслов и  ценностно-целевых ориентаций у педагогов дошкольной организации и родителей, будет создано единое образовательное пространство для ребенка, повысится заинтересованность родителей (законных представителей) в социальном партнерстве с детским садом, произойдет  гармонизация детско-родительских отношений.

Список литературы:

  1. Андреева А. Д. Семья как основной институт в раннем дошкольном детстве // Вестник практической психологии и образования. - 2008. -№ 2.

2. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.

3. Зубова О. М., Лукьянова Н. А. Клуб заботливых родителей // Справочник старшего воспитателя. 2010. №11.

4. Каракозова Н. Ю., Мязина А. И., Кудрина А. А. Семейные клубы в дошкольном учреждении как форма социализации ребенка: учебно-методическое пособие. 2012.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г.Москва «Об утверждения государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

6. Федеральный закон о 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине  и   Отечестве,...

"Модуль семейного клуба - как эффективная форма социального партнерства в образовании ДОУ".

Данная консультация для воспитателей поможет любому педагогу, работающему в детском саду, рассмотреть нестандартную форму работы с родителями. Новое время требует от педагогов именно такой формы работ...

"Модуль семейного клуба - как эффективная форма социального партнерства в образовании ДОУ".

Данная консультация для воспитателей поможет любому педагогу, работающему в детском саду, рассмотреть нестандартную форму работы с родителями. Новое время требует от педагогов именно такой формы работ...

Воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушениями речи через проектную деятельность в условиях логопедического пункта детского сада

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки России. Необходимость целенаправленной работы по патриотич...

Развитие социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста

Одной из важнейших задач образования сегодня является приобщение подрастающего поколения к социокультурным ценностям. Выступая смысловыми основаниями жизнедеятельности, социокультурные ценности раскры...

Презентация "Семейный клуб как эффективная форма социального партнерства"

Реализованный план семейного клуба "Кроха"  в 2022-2023 учебном году....

Развитие социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках семейного воспитания.

Развитие социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках семейного воспитания....