проект развитие речи младших дошкольников.
проект (младшая группа)

Замараева Людмила Григорьевна

Проект долгосрочный для детей 1,5- 3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_rechi.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста.

 «Прекрасная сама по себе детская речь
имеет, кроме того, научную ценность,
так как, исследуя ее, мы тем самым
открываем причудливые закономерности
детского мышления».
К. И. Чуковский.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребёнка. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются в его поведении, а также на его деятельности в различных формах.

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении – решаются на протяжении всего дошкольного детства.

Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста должно быть тесно связано с практической деятельностью ребенка, игрой, наглядной ситуацией, что достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.

Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. Именно в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Проблема развития связной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

1) сенситивность детей от 1 года 3 лет к развитию речи; ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразованием этого периода, является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка;

2) речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

3) значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;

4) постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны, как родителей, так и педагогов;

5) существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

6) глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Под её влиянием изменяется характер восприятия ребёнка. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

В младших группах в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимных моментов.

Именно поэтому актуально становится разработка проекта: Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста.

Участники проекта: дети группы раннего (1,6-3 года) возраста, воспитатели, родители.

Цель:

  • Развивать речь детей как средство общения; понимать речь взрослого и сверстников, используя игрушки, книги и игры; учить высказывать свою мысль, просьбу простыми предложениями.
  • Развивать умения детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру; имитировать действия людей и движения животных.
  • Упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время звукоподражания; способствовать в употреблении в самостоятельной речи детьми существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
  • Закрепить умения детей употреблять в речи предлоги. Помогать детям, во время игры, драматизировать отрывки из знакомых сказок, потешек, песенок, действуя, согласно правилам.
  • Воспитывать умение играть в коллективе, обращаться друг к другу по имени, используя вежливые слова, слова благодарности.
  • Прививать любовь к художественной литературе, к искусству, игре и игрушкам.

Задачи:

  • целенаправленно обогащать словарь детей;
  • развивать активную речь;
  • побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними.

Формировать:

  • потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;
  • восприятие речи окружающих без наглядного сопровождения;
  • способность понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;
  • умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

Ожидаемые результаты

  1. В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добиться положительных результатов в работе по данной теме.
  2. Достичь нормы развития связной речи детей.
  3. Закрепить знания о величине, форме, цвете предметов.
  4. Развивать память, внимание, тактильные ощущения, мелкую моторику рук благодаря играм с дидактическим материалом.

Продукт

1. Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ.

2. Памятки для родителей.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (январь-май).

Проект педагогический.

Проект включает три этапа: |

Подготовительный этап:

  1. Определение тематики, целей и задач проекта;
  2. Подборка дидактических игр, стихов, потешек и сказок по теме проекта для обучения детей развитию речи во время игры;
  3. Составление плана реализации проекта.

Основной этап

Работа с детьми по плану реализации проекта.

Виды деятельности:

Дидактические игры:

«Собери картинку» 

Цель: Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами; закреплять понятие о том, что изображено на картинке.

«Поставь возле….» 

Цель: Упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении; учить играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения.

«На игрушку посмотри и картинку подбери» 

Цель: Дать детям почувствовать (на интуитивном уровне) взаимосвязь между игрушкой и картинкой к ней. Учить правильно описывать игрушку, подбирая картинку к данной игрушке. Развивать мышление, связную речь.

«Большой – маленький» 

Цель: Учить понимать контрастные размеры; сравнивать предметы и использовать в речи соответствующие слова. Развивать наблюдательность.

«Одень Катю на прогулку» 

Цель: Помочь детям запомнить названия одежды и последовательность одевания куклы на прогулку; научить употреблять в речи названия этих предметов. Показать малышам, как интересно можно играть с куклой.

«Собери овощи» 

Цель: Учить детей находить и называть необходимый предмет; с помощью разнообразных застежек закреплять их в нужном месте, выполнять определенные движения для достижения нужного результата. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Сложи фрукты в корзину» 

Цель: Упражнять детей в различении и назывании фруктов, их формы, цвета; выполнении задания воспитателя («положи в корзину»), рассчитанных на понимание речи и их активизацию.

«Укрась ёлочку» 

Цель: Учить определять и правильно называть украшения для ёлки, располагать их по всей поверхности дерева. Вызвать у детей радостное настроение от совместной игры.

«Пир горой» 

Цель: Закрепить умение детей объединять действием 3-4 любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи. Развивать мелкую моторику пальцев, расширять чувственный опыт при действии с предметами разного размера.

«Цветочная поляна» 

Цель: Учить воспринимать и различать цвета; действовать с предметами в определенной последовательности; развивать умение вставлять детали в отверстие. Воспитывать игровые навыки.

«Кто что ест?» 

Цель: Привлечь внимание детей к игрушкам, изображающим животных; уточнить представление детей о том, какое животное что ест (зайка грызёт морковку, собачка лакает молоко и т.д.); активизировать в речи эти глаголы. Развивать умение рассказывать о том, как они будут играть с этой игрушкой.

«Домашние животные и птицы» 

Цель: Учить детей правильно называть домашних животных и птиц, их детенышей; угадывать по описанию; помочь увидеть различия между взрослыми животными, птицами и детенышами; способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью); активизировать словарь.


Сюжетно-ролевые игры:

«Завяжи бантик»

Цель: учить детей развивать задуманный сюжет; играть с игрушками; также переносить сюжет для игры с детьми. Развивать активную речь ребенка.

«Напоим чаем куклу Катю»

Цель: Закрепить умение детей создавать сюжет игры самостоятельно, воспроизводя в ней то, что близко и интересно. Активно используя в процессе игры разговорную речь.

«Полечим собачке лапку»

Цель: Формировать у детей умение принимать на себя определенную роль и действовать в игре соответственно ей. Закрепить способность выполнять цепочку игровых действий. Активизировать в речи новые слова.

«Укачаем Машу спать»

Цель: Учить умению играть рядом; содействовать переходу к совместным играм, небольшой группой. Воспитывать приемлемые нормы взаимоотношений.

«Скажи какого цвета?»

Цель: Формировать речевую активность; учить различать цвета, правильно их называть, выбирать нужный цвет из предложенного .

«В гости к мишке»

Цель: Формировать у детей умение распределять роли между собой; учить правильно вести себя в гостях, придерживаться правил этикета. Воспитывать дружеские отношения.

«Чудесная прическа»

Цель: Познакомить детей с принадлежностями для парикмахерской; учить играть в паре. Обращаться друг к другу, употребляя вежливые слова. Прививать любовь к прекрасному.

«Гости на пороге»

Цель: Во время игры активно использовать в речи доброжелательные слова, слова приветствия; формировать способность обыгрывать выбранный сюжет.


Подвижные игры:

«Жили у бабуси» Цель: Учить детей слушать пение, понимать содержание и выполнять движения в соответствии с текстом песни. Вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.

«Зайка беленький» Цель: Обогащать двигательный опыт. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать. Поддерживать интерес к движениям. Побуждать к самостоятельному выполнению движений.

«Гуси – гуси» Цель : Совершенствовать бег в сочетании с действиями рук, с увертыванием. Приучать ориентироваться в пространстве. Вызывать потребность к подражанию; удовольствие от совместных действий.

«У медведя во бору» Цель : Совершенствовать бег в одном и разных направлениях. Развивать воображение. Поощрять самостоятельные действия детей. Воспитывать интерес к подвижным играм.

«Курочка – хохлатка» Цель: Учить детей бегать врассыпную не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, бегать с увертыванием, выполнять имитационные движения. Развивать внимание, память, быстроту.

«Мишка косолапый» Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием, имитировать движения медведя. Развивать умение действовать согласованно. Воспитывать сплочённость.

«Лошадки» Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, в подражании животным. Учить бегать галопом, сохраняя направление. Развивать воображение, внимание. Вызывать чувство радости от активных действий.


Театрализованная деятельность:

Инсценировка сказок:

«Теремок», «Колобок».


Чтение художественной литературы:

Чтение и заучивание потешек:

«Наша Маша маленькая»

«Огуречик, огуречик»

«Тили-тили-бом»

В.Берестова

«Ты, собачка не лай»

Рассказывание стихотворения А.Барто:

«Лошадка»

«Мишка»

«Зайка»

«Бычок»

«Наша Таня громко плачет»


Чтение русских народных сказок:

«Теремок», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят».

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

«Как помочь ребенку заговорить?»

«Речевые трудности. Игры по развитию речи»

« Речевое развитие у детей раннего возраста»

Памятки:

1.«Как развивать речь ребенка»

2. «Значение игры в развитии речи»


Заключительный этап

Анализ результатов реализации проекта.

Работа с родителями:

Оформление стенда для родителей по итогам реализации проекта:

«Играя, развиваем речь».

Выводы:

  1. Большое внимание нужно уделять организации предметно-развивающей среды.
  2. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности.
  3. Создать условия для проведения дидактических игр.
  4. Пространственная среда в группе должна быть оформлена, таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи. Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка.

Список литературы:

  1. Программа: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  2. В. В. Гербова « Развитие речи детей раннего возраста»
  3. М. Монтессори «Игры для малышей»
  4. Б. Н. Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»
  5. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой»
  6. А. Барто «Сборник стихов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Развитие речи младших дошкольников через сказку».

Развитие  речевой  активности у детей младшего дошкольного  возраста  через сказку....

Проект "Развитие речи младших дошкольников через сказку"

Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц,шелест травы...

ПРОЕКТ «Развитие речи младших дошкольников через сказку».

Тема: «Развитие  речи  младших дошкольников  через сказку».Актуальность.В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает трев...

Проект: «Развитие речи младших дошкольников посредством изобразительной деятельности»

Проект: «Развитие речи младших дошкольников посредством изобразительной деятельности»...

Проект «Развитие речи младших дошкольников через сказку»

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные э...

ПРОЕКТ «Развитие речи младших дошкольников через сказку»

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедител...

ПРОЕКТ «Развитие речи младших дошкольников через сказку».

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:Развитие  речевой  активности у детей младшего дошкольного  возраста  через сказку.ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:1.Развивать речевую активность у детей.2. Способствовать общему совер...