Перспективный план самообразования на 2019-2020 учебный год
опыты и эксперименты (старшая группа)

Ибрагимова Марина Евгеньевна

Тема самообразования на 2019-2020 учебный год "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

Актуальность темы:

Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

        Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

        Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования».

 

 

Цель:

- создавать условия для исследовательской активности детей; поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Задачи:

- помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

- изучить методическую литературу по данной теме;

- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

- способствовать воспитанию самостоятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_eksperementirovaie.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Перспективный план самообразования  на

2019-2020г

№ п/п

Содержание работы

Сроки выполнения

Практические результаты

1

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: 

«Развитие поисково - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования »   постановка целей и задач по данной теме.

Сентябрь2019

Составила перспективный план экспериментальной деятельности

2

  Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Сентябрь 2019

  Создание «копилки опытов и экспериментов» для старшей группы

3

  Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Сентябрь 2019

  «Газета для любознательных родителей».

1

  Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности

Октябрь2019

  Опыты с магнитом.

Рисование «Помоги зайчонку» (рисование при помощи двух магнитов, один из которых в краске)

2

 Консультация для родителей «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование

Октябрь2019

   Создание мини – музея  «Мир магнитов»

3

  Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно- бытовых ситуациях, в

исследовательской деятельности.

Октябрь2019

 Опыты с водой

1

  Консультация для родителей. «По экспериментированию с водой»  

Ноябрь 2019

 Выставка рисунков «Чудесный букет» (монотипия)

2

 Привлечение родителей к обогащению  

«Центра экспериментирования», собрать природный материал.

Ноябрь2019

  Изготовление книжек –малышек

3

Изучение статьи   «Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

 Деркач Л.Д

Ноябрь2019

 Выставка рисунков 

Тема: «Путешествие капельки» (рисование набрызгом).

1

 . Защитные свойства снега. Выявление механизма образования инея. Лед легче воды

Декабрь2019

  Опыта со снегом и льдом

2

  Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

Декабрь2019

  Изготовление

 «Цветных льдинок» детьми совместно с родителями

3

  «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»

Декабрь2019

  Выставка «Цветные льдинки « на участке

1

 «Хочу все знать» Поиск интересной информации

о явлениях природы

Январь2019

 Познавательный проект

«Юные исследователи»

2

  Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Январь2019

 Опыты с воздухом

3

  Консультация для родителей. «Ребенок- исследователь в детском саду».

Январь2019

  Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

1

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений

Февраль 2019

 Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»

2

 «Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – лупой.

Февраль2019

 Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения

3

 «Что, зачем и почему?» Изучение метода игрового проблемного обучения

Февраль2019

  Анкетирование родителей.

«Детское экспериментирование в семье»

1

  Памятки для родителей

«Я познаю мир»

Март 2019

 Опыты «В мире пластмассы» 

2

Исследование  свойств и качеств  предметов из пластмассы.

Март2019я

  Конкурс «Кашпо для цветов из бросового материала» (Пластиковые бутылки»

3

 Изучение статьи

«Экспериментальная деятельность в ДОУ»

Горошилова  Е.П

Март 2019

 По мере роста лука, укропа, пертушки воспитанники наблюдают за ростом семян, ухаживают за посадками. По мере роста лук, петрушку, укроп можно в группе употреблять в пищу во время обеда.

 1

  Посадка лука, укропа, в группе

 Апрель2019

  Викторина-развлечение «Мы Юные исследователи»

2

  Участие в конкурсах педагогического мастерства на сайтах  

 Апрель2019

  Деловая игра

«Аукцион идей»

3

  Консультация для родителей:

«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

 Апрель2019

 Опыт «Упрямые предметы»

1

  Познакомить детей с физическим свойством предметов- инерцией. Сила тяготения

 Май 2019

  Опыт: «Извергающийся вулкан».

2

   Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Май 2019

«Весенняя мозаика» -  фотовыставка

«Мои домашние питомцы

3

  Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

Май 2019

 Отчёт о проделанной работе по теме самообразования

«Развитие поисково - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования »   постановка целей и задач по данной теме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на 2019-2020 учебный год «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

План самообразования на 2019-2020 учебный год«Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ на 2019-2020 учебный год Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»

План по самообразованиюВид проекта: долгосрочный (4 года), познавательный, творческий, групповой.Проект разделен на 4 этапа. Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители.Ис...

План самообразования на 2019-2020 учебный год

план самообразования  «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности» предназначен для воспитателей средней группы....

План самообразование на 2019-2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...

План самообразования на 2019-2020 учебный год

Тема  (экспериментальной)   инновационной  деятельности:  Развитие познавательной активности детей старшего возраста  посредством конструирования....

План самообразования за 2019-2020 учебный год.

Использование ТРИЗ технологии "Круги Луллия" в работе с детьми позволяет в процессе игровой деятельности: развивать познавательную сферу и интересы, обогащать знания детей о различных предме...