Творческий проект «Детские сказки о добрых качествах»
методическая разработка (старшая группа)

Дударева Наталия Викторовна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt_v_starshey_gruppe_5.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект  «Детские сказки о добрых качествах»

старшая группа «Колобок»

воспитатели : Дударева Н.В.

«Благодаря сказке ребёнок познаёт

мир не только умом, но и сердцем».

В. А. Сухомлинский

Вид проекта: творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный (месяц ).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: формирование представлений детей о народных сказках, устном народном творчестве, способствуя развитию нравственных ценностей.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве,
  • Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать своё отношение к героям сказки;
  • Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, кукольный) ;
  • Совершенствовать навыки самостоятельно сочинять сказку для постановки, драматизации, распределять между собой обязанности и роли.

Развивающие:

  • Способствовать формированию  умения выразительно инсценировать эпизоды сказок;
  • Способствовать развитию артистических и творческих способностей;
  • Способствовать развитию традиций семейного чтения;
  • Способствовать развитию воображения, фантазии, мышления;
  • Способствовать развитию эстетического вкуса, умения видеть, ценить и беречь красоту.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и любовь к чтению, бережное отношение к книгам;
  • Воспитание желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия;
  • Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного; заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями.

Оснащение предметно-развивающей среды:

Коллекция костюмов, масок (животных, сказочных героев, атрибутов

Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный, напольный, теневой, магнитный, пальчиковый, куклы би-ба-бо.

Коллекция аудиозаписей.

Подбор иллюстраций по теме «Сказки»

Пополнение содержания книжного уголка разных жанров.

Оформление уголка «Наши добрые сказки»

Организация выставки рисунков «Сказочный герой»

Возраст участников: дети 5 – 6 лет (старший возраст)

Предполагаемый результат:

  • развитие личности ребенка, как активного участника проекта;
  • развитие интереса к сказкам;
  • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;
  • развитие связной речи детей;
  • развитие творческого потенциала детей

Актуальность темы.

В современном мире, в век информационных технологий дети большую часть свободного времени проводят у телевизора или компьютера, как показывает обследование, дети не знают названия сказок, не умеют рассказывать их, не интересуются книгами, все это в большой мере влияет на развитие связной речи детей и на такие психические процессы как воображение и фантазия.

Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций.

Язык сказки для детей наиболее понятен и доступен для их возраста. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.

Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь модели поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.

Этапы проекта.

1 этап. Предварительный этап:

  1. Определение темы проекта, подготовительная работа с детьми и их родителями.
  2. Формулировка цели и определение задач.
  3. Подбор литературы.
  4. Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, музыкальных произведений.
  5. Разработка циклов НОД.
  6. Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.

     2 этап. Реализация проекта:

Образовательные области. Формы работы с детьми.

  • Познавательное развитие.

     Беседы

«Что такое сказка?»

«Эти мудрые русские сказки»

«Чему учат нас сказки?»

Конструирование

Постройка домиков для героев сказки «Три поросенка»

Бумажный конусный театр «Муха-цокотуха».

  • Речевое развитие.
  • Беседы с детьми

«Мои любимые сказки»

«На каких сказочных героев я хочу быть похож?»

«Добро побеждает зло»

«Сказки– добрые друзья»

«Какие сказки вам читают дома»

  • Чтение художественной литературы

«Царевна – лягушка»

«По щучьему веленью»

«Крылатый, мохнатый да масленый»

«Заяц – хвастун»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

  • Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях
  • Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
  • Викторина по сказкам.
  • Творческое рассказывание

«Сочини конец сказки»

«Опиши героя сказки»

«Сочини сказку про…..»

  • Рассказывание сказок по рисункам
  • Рассказывание сказок по мнемотаблице

  • Социально – коммуникативное развитие
  • Сюжетно-ролевая игра  «Путешествие по сказкам»
  • Дидактические игры:

Отгадывание загадок: «Из какой я сказки?»

«Кто и из какой сказки использовал данный предмет?»

«Собери сказку» (разрезные картинки).

«Найди отличия»

«Угадай сказку по словам»

«Узнай сказку по картинке»

  • Настольный театр:

«Три поросенка»

«Два жадных медвежонка»

«Гуси-лебеди»

  • Игры – драматизации:

«Заюшкина избушка»

«Кот, лиса и петух»

  • Трудовая деятельность:  «Поможем Золушке»

Беседы по ОБЖ:

«Герои сказок в безопасности» («Колобок», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса»

«Какие опасности подстерегают на улице при контакте с незнакомыми взрослыми».

  • Художественно-эстетическое развитие
  • Аппликация:

   «Золотая рыбка» (обрывная аппликация)

   «Заюшкина избушка»

  • Рисование:

    «Мой любимый сказочный герой»

  • Разукрашивание картинок по сказкам.
  • Лепка героев и сюжетов любимых сказок
  • Слушание музыкальных произведений:  «В гостях у сказки»,

песня Красной шапочки, песня Буратино.

  • Хороводные игры:

«Дедушка Водяной»

«Аленький цветочек»

«У оленя дом большой»

  • Музыкально – дидактическая игра:

«Угадай мелодию» (песни из сказок)

  • Развлечение: «В гостях у сказки»

  • Физическое развитие
  • Подвижные игры:

«Гуси-лебеди»

«Хитрая лиса»

«Совушка»

«Бездомный заяц»

  • Физкультминутки:

«Кот, петух и лиса»

«В темном лесу есть избушка…»

«Теремок»

  • Дыхательная гимнастика

«Курочка»

«Бегемотик»

«Парящие бабочки»

  • Пальчиковая гимнастика:

«Любимые сказки»

«Рукавичка»

«Колобок»

«Теремок»

«Курочка Ряба»

  • Зрительная гимнастика:

«Прогулка в лесу»

«Буратино»

«Белка»

«Зайка»

  • Артикуляционная гимнастика

«Сказки веселого язычка»

«Веселый гном»

3 этап. Результаты:

Викторина «Ах, уж эти сказки!».

Выставка рисунков «Любимый сказочный герой»

Выставка аппликации «Моя любимая сказка».

Работа с родителями:

  • Консультация о важности чтения с детьми.
  • Список литературы для  чтения с детьми 5-6 лет.
  • Консультация о важности пересказа прочитанного, обсуждения поступков в сказках и сопереживания героям.
  • Консультация о важности приобщения ребенка к посещениям библиотеки.

Анализ проекта.

Дети с увлечением научились слушать сказки, научились пересказывать содержание сказок, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Научились рассуждать и делать выводы по прочитанному произведению.

Детям нравится рассматривать иллюстрации к любимым сказкам, что развивает эстетическое восприятие и творческие навыки. У детей появился интерес к играм, драматизациям. Ознакомление со сказками способствовало развитию продуктивной деятельности. Родители с большим удовольствием стали принимать участие в совместной деятельности. Повысился уровень культуры родителей по проблеме приобщения детей к литературе. Родители перешли из наблюдателей в активных участников педагогического процесса.

Итоги проекта показали, что привлечение сказки в педагогический процесс является важнейшим источником успешного развития старших дошкольников. Для меня очень важно, что моя работа не прошла даром, цель достигнута. В дальнейшем планирую продолжать работу в этом направлении.

Групповая библиотека пополнилась новыми книгами сказок.

Литература.

  1. Акулова О.В., Гурович Л.М. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Науч.ред. А.Г.Гогоберидзе. – СПб: ООО  «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», М.: ТЦ «СФЕРА», 2012.-192 с.
  2. Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2012. - №7.
  3. Артюхова И.С. Ценности и воспитание// Педагогика. – 1999. - №4. - С.78-80.
  4. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании// Педагогика. – 2005. - №2. – С. 67-68.
  5. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.
  6. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2012.
  7. Выготский, Л.С. Психология/ Л.С. Выготский. Москва. АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЭКСМО - ПРЕСС. 2004. 159 с.
  8. Галицкая И.А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике/ И.А. Галицкая,  И.В.Метлик// Педагогика. - 2009г. - № 10. - С. 36.
  9. Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольная педагогика. – 2012. - №5.
  10. Грибок В. В., Рыбакова И. А. Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. – 2013. - №1.
  11. Духовно-нравственное воспитание дошкольников с помощью художественной литературы. http://www.maam.ru/detskijsad/duhovno-nravstvenoe-vospitanie-doshkolnikov-s-pomoschyu-hudozhestvenoi-literatury.html
  12. Рогова А.В.  Смысл ценностные аспекты становления ребенка — читателя// Актуальные проблемы и перспективы становления ребенка-читателя в современном обществе. Материалы международной научно-практической конференции. Чита. - 2010г. С. 16-20.
  13. Селиванова Я.Д. Современные представления о воспитательном пространстве //Педагогика. - 2000. - №6.
  14. Шорыгина Т.А. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели// Сфера, 2018г.-96с.
  15. Шорыгина Т.А. Добрые сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения.// Сфера, 2019г.-80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективный творческий проект «Детский сад моей мечты»

Коллективный творческий проект «Детский сад моей мечты»Задачи:·                     развитие т...

Творческий проект : «Детский сад - Волшебная страна»

Детский сад – это целый мир, мир детства, любви, дружбы, взаимопонимания. Это уютный дом, в который дети приходят с большой радостью, а наградой за  нелёгкий труд станут детский смех и счастье в ...

Познавательно-творческий проект «Детский сад – волшебная страна».

Сформировать и систематизировать представления детей о детском саде, его истории, о символах детского сада, национальном своеобразии.Создать условия для становления основ...

Творческий проект «Детский сад – наш дом, нам заботиться о нём»

Творческий проект по благоустройству территории детского сада...

Творческий проект "Детский сад-наш дом, нам заботиться о нем"

Творческий проект по благоустройству территории детского сада...

Результаты творческого проекта детского театра "Улыбка"

В рамках нового стандарта ФГОС ДО,  родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкально...

«Социально – эмоциональное детей среднего дошкольного возраста посредством реализации педагогического проекта «Детско – взрослый клуб «Дорогою добра»

Мы живем в эпоху социальных перемен: меняются условия жизни, ценности, характер отношений между поколениями. Сами взрослые часто оказываются не готовыми к переменам, и это не может не сказываться на д...