Презентация для детей старшей группы на тему : "Баба Яга в русских народных сказках"
план-конспект занятия (старшая группа)
Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Русская сказка создала замысловатый мир. Всё в нём необыкновенно: топор сам рубит лес, печка разговаривает, яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей. Почти во всех волшебных сказках одним из героев является Баба-яга. Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает в сказках. Народная мудрость гласит: «По одёжке встречают, по уму провожают». Не внешность и производимое впечатление важны в человеке, а его характер, способности, знания. Принцип оценки человека по одежде издревле отражён в культурно-этнографической традиции многих народов. По богатству и покрою одежды прежде точно определялся статус человека, его социальное положение. Народная мудрость, однако, всегда отличала эту внешнюю форму оценки от содержательной, общечеловеческой. В шкале оценок ум занимает «вершинную» позицию и поэтому в итоге человека судят во всех социальных слоях прежде всего за ум, что познаётся при деловом общении с ним. Мы знаем, что не всегда положительные герои народных сказок привлекательны внешне («Царевна - лягушка»), но народ ценит их за трудолюбие, ласку, способность прийти на помощь. Самый спорный образ русских народных сказок – Баба-яга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Баба-Яга в русских народных сказках»
Образовательные области: «социально-коммуникативное развитие», «познавательно-речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие». Слайд №2
Образовательные задачи:
- Формировать положительное отношение к русскому народному творчеству в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой;
- Развивать познавательную деятельность ознакомлением с художественной литературой.
- Развивать эмоциональную сферу личности дошкольника через знакомство со сказкой.
- Передать знания о человеческих отношениях в сказках.
- Дать знания о самом известном персонаже волшебной сказки - Бабе Яге.
- Учить составлять описательный рассказ по мнемотаблице.
- Учить отвечать на вопросы как в краткой, так и в распространенной форме. Слайд №3
Развивающие задачи:
- Развивать нравственные качества в процессе ознакомления с героями сказок.
- Развивать творческий потенциал, дать возможность мечтать.
- Развивать умение слушать и слышать.
- Развивать диалогическую и монологическую речь.
- Закреплять умение формулировать и задавать вопросы, дополнять, исправлять собеседника.
- Развитие творческого воображения в процессе самостоятельной деятельности детей (во время продуктивной деятельности).Слайд№4
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Баба-Яга и Заморышек», «Марья Моревна», «Перышко Финиста Ясна Сокола», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Кощей Бессмертный», «Иван-царевич и Серый волк» «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Царевна-лягушка».
- Белорусскаясказка «Пилипка-сынок», «Хортки».
- Украинская сказка «Молодильные яблоки».
Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных персонажей: «Баба-Яга», «Русалочки», «Кощей Бессмертный», «Леший», «Феи», «Эльфы», «Водяной».
Материал и оборудование:
Ноутбук;
Иллюстрации с изображением Бабы-Яги (формат А3); иллюстрация с изображением частокола;
Игровой материал: куклы (Баба-Яга) разных размеров и из разного материала; избушка на курьих ножках; если есть игрушки – верные слуги бабы Яги (филин, гуси-лебеди, черный кот); «волшебный клубок» - клубок ниток;
Заучивание стихов, дразнилок про Бабу Ягу;
Дидактические игры по сказкам: «Собери сказку», «Узнай
сказку», «Я начну, а ты продолжи…»
Магнитофон; аудио запись музыкальной пьесы М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках»; аудио запись песен: из фильма-сказки «После дождичка в четверг» «Финальная песня»;«В гостях у сказки» (слова Юлий Ким, музыка Владимир Дашкевич); ВИА Ариэль «Баба-Яга» (Т.Ефимов – Ю. Макаров).Слайд №5
Ход занятия.
- Ребята, сегодня мы отправимся в гости к одному сказочному персонажу. Очень известному персонажу. Но сначала, для поднятия настроения предлагаю послушать красивую детскую песню, которая называется «В гостях у сказки».
Дети слушают аудио запись песни «В гостях у сказки» (слова Юлий Ким, музыка Владимир Дашкевич)
- Вот мы представим, что оказались в сказке. И сейчас познакомимся с главным героем многих сказок. Прежде чем герой покажется, отгадайте про него загадку:
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка -
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица! (Баба Яга)
- Баба Яга, пожалуй, один из древнейших сказочных персонажей, пришедших в сказки из глубины веков - из славянских мифов. Образ Бабы Яги очень интересный и разнообразный. Перед нами пролетела в ступе Баба яга . Слайд №6
- Посмотрите, на нашей выставке много книг, в которых одной из героинь является Баба Яга!Слайд№7
-Расскажите, как художник её изображает?(лохматая, одежда неопрятная , похожая больше на мешковину, страшный горб на спине, нос крючком, старая, некрасивая, выражение лица злобное и хитрое , длинные и страшные когти на руках. цвет одежды в основном темный)Слайд №8
-Про нее еще говорят так:
В лесу, проблем не зная,
Живёт колдунья злая.
Травы-зелье собирает,
Пироги печёт в золе,
Детей ворует на заре.
И костяная у неё нога,
А зовут её…(ЯГА).
-Ребята, а теперь посмотрите на этот Слайд №9
Это Баба Яга из разных сказок, а что вы про нее можете рассказать?( она ест маленьких детей, злая, живет одна, на болоте, в избушке на курьих ножках, иногда помогает Иван-царевичу, дружит со всякой нечистью, Кощеем- бессмертным, летает в ступе, варит зелье, это женщина, она некрасивая, собирает грибы, травы)
-- Ребята, вы всё сказали правильно. Теперь я вам немного о ней расскажу.
Некоторые исследователи заявляют, что Баба Яга эмигрировала к нам с
Северной части планеты. Жители Севера раньше строили свои жилища на
столбах, это было необходимо для того, чтобы дикие звери не могли
проникнуть в жилище оленеводов, кроме того, на высоте, снег не заметал
дом полностью, и можно было выбраться из снежного завала. Эти строения
по своей форме напоминают жилище Бабы Яги – избушку на курьих ножках.
Также есть предположение, что она получила такое имя, так как
проживала в местности, где растет ягель – олений мох, когда-то он назывался «яг» .Слайд №10
В сказках западных и восточных славян говорится, что Баба Яга живет
в дремучем лесу или на краю леса, в «избушке на курьих ножках».
Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах.
На воротах вместо запора - руки. Вместо замка - рот с острыми зубами.
Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она
обращена к лесу передом, к «этому свету» задом. Чтобы попасть в избушку,
герою необходимо произнести заклинание: «Встань по старому, как мать
поставила! К лесу задом, ко мне передом».
По одним источникам, она считается покровительницей леса и зверей,
доброй богиней, которая охраняет подземный вход в Тридевятое царство. По другим источникам, Баба Яга получила такое имя, так как была очень
склочной, злой и бранчливой бабой, на Руси таких «баб» часто называли
Ягишною. Слайд №11
В одних сказках Баба Яга может выступать в роли вредителя,
похитительницы, воительницы, в других - в роли дарителя, волшебного
помощника, советчицы.
Баба-Яга умеет готовить самые разные снадобья, притворный зелья, настойки, она сушит коренья и травы.
Старуха владеет волшебными предметами и наделена магической силой.
Передвигается Яга (в чём?) в ступе, следы заметает помелом.
Ребята, давайте вспомним сказки, где встречается Баба Яга? Я сейчас буду
загадывать загадки, а вы отгадывать героев, затем вы их увидите на экране и
назовете сказку…
1. Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка хоть мала
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были и кому они служили?
Это были гуси-лебеди (слайд№ 13). Они утащили Иванушку по приказу Бабы-Яги.
2. Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделалась мигом красивой, пригожей.
Царевна-лягушка Слайд №14 . Баба Яга в этой сказке помогла Ивану-царевичу разгадать тайну смерти Кощея и спасти Василису.
3. Слушайте следующую загадку:
В названии сказки их имена,
Герои эти – брат и сестра.
Не послушал брат сестрицу,
Из лужицы испил водицы.
Сестрица Аленушка и братец Иванушка слайд№ 15.
-Ребята, мы с помощью загадок отгадали только три сказки, где одним из
героев является Баба Яга.
- Ребята, скажите пожалуйста, Баба-Яга в сказках является положительным или отрицательным героем? (Ответы детей).
Она бывает злой и доброй. Может помочь герою или героине сказки.
-Давайте про бабушку Ягу расскажем стихотворение, а наши пальчики нам помогут.
Пальчиковая гимнастика «Баба Яга»
В тёмной чаще сжимают и разжимают пальцы в замке
есть избушка, складывают руки домиком
Стоит задом на перёд. поворачивают кисти рук тыльной стороной
В этой маленькой избушке складывают руки домиком
Бабушка Яга живёт. делают окошечко из рук, качают головой
Нос такой кривой дразнятся
Глаз такой косой перекрещивающиеся движения пальцами
Костяная нога постукивают кулаком о кулак
Здравствуй, Бабушка Яга! Разводят руки в стороны
-Чаще всего, старуха-волшебница хитростью заманивает в свой дом людей и грозится съесть зажаренного гостя. Сначала запугает до смерти, потом меняет свой гнев на милость и героям сказки достаются волшебные дары.
- Вы знаете, какие подарки может подарить героям Баба-Яга? (меч-кладенец, коня, волшебный клубок)
Слайд№16
У Бабы-Яги есть волшебный клубок:
Он знает все тропки в лесу назубок.
На землю клубок этот бросьте –
Проводит вас к Лешему в гости.
Он замок Кощея отыщет в лесу,
Поможет найти Василису-Красу…
Покажет дорогу, свернётся –
И снова к хозяйке вернётся!
-А сейчас, музыкальная пауза. Предлагаю вам послушать и потанцевать под песню про Бабу-Ягу.
Дети танцуют под песню ВИА«Ариэль» «Баба-Яга» (Т. Ефимов – Ю. Макаров)
- Как вы думаете, а есть ли у Бабы-Яги друзья? С кем она дружит?
Проводится игра с карточками «Друзья и слуги Бабы-Яги»
Условия игры: дети делятся на две команды. Одна команда называется «Лукоморье», вторая команда называется «Ягинишна».
Командам раздаются карточки с изображением сказочных персонажей:
-друзья Бабы-Яги (Леший, Кикимора, Водяной, Кощей Бессмертный, черти);
- верные слуги и волшебные предметы (Гуси-Лебеди, чёрный кот, филин, Лихо одноглазое, три пары рук, день, солнце, тьма, волшебное блюдце с яблоком);
-персонажи из других сказок (Буратино, Винни-Пух, Карлсон, Мальвина, Карлик Нос, Снежная Королева).
- Вы переворачиваете карточки и выбираете карточки с изображением друзей, верных слуг и волшебных предметов Бабы-Яги. Чья команда справится первой, поднимает руку.
- Ребята, вам понравилась игра? Теперь вы узнали с кем дружит Баба-Яга и кто ее верные слуги.
Мнемотаблица «Баба Яга»Слайд№17
-Давайте рассмотрим таблицу. Все, что мы узнали про Бабу Ягу здесь схематично нарисовано. Попробуйте рассказать о нашей героине, опираясь на таблицу.
-У вас на столах листы бумаги и восковые мелки, с их помощью вы можете нарисовать Бабу Ягу такой, какой вы ее сегодня узнали!
Дополнив рисунки деталями, вы проявили творчество и фантазию. Работы выполнены аккуратно, с фантазией. Вы сумели передать в рисунках свою любовь к героине сказок – Бабе Яге. Молодцы! И неважно добрая она или злая, главное, что добро побеждает зло!
-Давайте поиграем с Бабой Ягой?!
Ведущий берет куклу Баба-Яга и встает в середине круга. Дети дразнят её. Она скачет на одной ноге и дотрагивается до детей, до кого дотронулась, ребенок замирает.
«Баба Яга костяная нога с печки упала, ногу сломала,
а потом говорит: «У меня нога болит!»
«Баба-Яга, костяная нога пошла в огород, испугала народ,
побежала в баньку, испугала зайку»
«Бабка- ежка, костяная ножка, с печки упала ножку сломала, а
потом говорит: «У меня живот болит».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/14/picture-41156-1484420908.jpg)
Занятие по ознакомлению с художественной литературой для старшей группы на тему: «Литературная викторина по русским народным сказкам»
Конспект занятия - викторины по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе....
Сценарий новогоднего праздника для детей старшего дошкольного возраста "Новогодние приключения". по мотивам русской народной сказки "Морозко"
Новогодние приключения.по мотивам сказки«Морозко»(Подготовительная группа, начальная школа.)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/21/picture-345221-1385037066.jpg)
«Формирование словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками о животных».
Опыт работы старшего воспитателя МБДОУ – д/с №27 «Чебурашка» г.Клинцы, Брянской области....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/27/picture-838316-1477572222.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности для детей в старшей группе по познавательному развитию «Мы любим русские народные сказки…»
Задачи:• углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.• упражнять в словообразовании и словоизменении.• формировать умение распознавать эмоциональ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/18/picture-1038948-1526641201.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)
Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/02/picture-1249698-1667362267.jpg)
Совместная деятельность с детьми старшей группы на тему: «Путешествие – игра по русским народным сказкам»
Занятие-игра. Ребята отправляются в сказочноепутешествие с Иваном-Царевичем, чтоб спасти Василису Прекрасную от Кощея Бессмертного. Чтоб помочь, ребята должны выполнить все задания сказочных героев....
Конспект занятия в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки»
Конспект занятия в старшей группе«В гостях у русской народной сказки». Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.Задачи:У...
- Мне нравится (1)