Проект "Чем пахнут ремёсла?"
проект (старшая группа)

Грибова Олеся Петровна

Цель проекта - создание условий для формирования первичных навыков социализации у детей с нарушениями зрения через знакомство с трудом взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chem_paxnut_remesla.docx291.8 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\олеся\Desktop\рамка-при-руки-ержа-много-инструментов-кухни-33696771.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида № 13»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ПРОЕКТ

для детей с нарушениями зрения

старшего дошкольного возраста

«ЧЕМ  ПАХНУТ  РЕМЁСЛА?»

Картинки по запросу профессии

Авторы:

учитель-дефектолог Грибова О.П.,

воспитатель Перадзе В.А.,

г. Краснодар

2020 год

Актуальность:

Еще в начале ХХ века знаменитый психолог Л.С.Выготский сделал вывод о том, что «если зрячий ребенок многое усваивает по подражанию в естественном жизненном опыте, то ребенок с нарушенным зрением должен специально этому обучаться».

Действительно, в условиях зрительной депривации у дошкольников часто формируются неправильные представления о предметах и явлениях окружающей действительности, о действиях и трудовых процессах. И если ребенка специально не научить пользоваться всеми возможностями своей сенсорной системы, у него так и будет преобладать вербализм знаний.

Фраза из знаменитого стихотворения Дж.Родари: «У каждого дела запах особый», - приобретает для детей с нарушениями зрения актуальное значение, ведь предметный и трудовой мир слепые и слабовидящие дети познают при помощи сохранных анализаторов: слуха, осязания, обоняния, вкуса. Работа по социализации дошкольников с нарушениями зрения требует проведения специальных мероприятий, направленных на формирование у слепых и слабовидящих необходимых трудовых навыков, включая навыки контроля, развития или восстановления мобильности, навыков общения и др.

 В старшем дошкольном возрасте необходимо начинать работу по подготовке детей с нарушениями зрения к школе. Одним из направлений такой деятельности является приобщение к труду взрослых. Это направление выделено отдельным разделом в программе по социально-бытовой ориентировке (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И.Плаксиной). Но того времени, что указано в программе, недостаточно для более полного и качественного погружения дошкольников с нарушениями зрения в трудовой мир.

Одним из методов формирования, расширения и систематизации представлений дошкольников, имеющих зрительные дефекты, является метод проектов, где ребята путем познавательно-исследовательской деятельности самостоятельно добывают знания. Участие в игровой, учебной и трудовой деятельности повышает их активность, развивает мотивационную сферу, стабилизирует чувствительность сохранных и нарушенных анализаторных систем, положительно сказывается на развитии высших психических функций.

Содержание проекта:

Опыт и история:

При разработке проекта были использованы Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И.Плаксиной.

Тип проекта:

Долговременный, познавательно-исследовательский, межпредметный, групповой.

Целевая группа: Дети старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения зрения, и их родители.

Срок реализации проекта: январь – май 2020 года.

Цель проекта:

Создание условий для формирования первичных навыков социализации у детей с нарушениями зрения через знакомство с трудом взрослых.

Задачи проекта:

1) Способствовать расширению и уточнению представлений детей, имеющих нарушения зрения, о деятельности человека, о разных видах труда; воспитывать уважение к труду взрослых и его результатам.

2) Через наблюдение за трудовыми процессами уметь выделять отдельные трудовые действия и их последовательность.

3) Уточнять представления детей с нарушениями зрения об орудиях труда, их назначении, использовании, хранении.

4) Создавать условия для посильного участия детей в труде взрослых.

5) Дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности.

6) Расширять словарный запас детей, активизировать речевую деятельность.

7) Помочь дошкольникам приобрести практический опыт решения проблем путем использования различных вариантов.

8) Привлекать родителей к участию в познавательно-исследовательской деятельности детей.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, при разработке проекта «Чем пахнут ремесла?» мы опирались на системно-деятельностный подход, который включает в себя 4 компонента: мотив, план, дело, анализ. Эту же структуру имеет и наш проект.

Распределение деятельности по этапам проекта «Чем пахнут ремесла»:

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Этап мотивации

Создает проблемную ситуацию.

Формулирует проблему.

Определяет задачи.

Осознают и личностно воспринимают проблему.

Обсуждают с родителями, уточняют и принимают задачи проекта.

Этап планирования

Побуждает детей к решению проблемных ситуаций, активизирует их инициативу.

Дает необходимые консультации и рекомендации.

Ищут решение задач.

Планируют совместную деятельность.

Этап реализации замысла

Организует работу над проектом.

Оказывает практическую помощь.

Готовятся к приему гостей.

Принимают гостей, организуют беседу, готовят ответное слово.

Этап рефлексии

Создает условия для рефлексии и постановки новой проблемы.

Готовит и проводит совместное с родителями дошкольников мероприятие «Когда я вырасту, то стану…»

Применяют полученный опыт в самостоятельной познавательно-практической деятельности.

Готовят презентацию выбранной профессии на мероприятии «Когда я вырасту, то стану…».

Определяют цель нового проекта.

Описание этапов реализации проекта:

1) Этап мотивации «Для чего мне это?».

На реализацию первого этапа проекта отводится 1 неделя.

Через беседы, организацию разнообразных игр воспитатель создает проблемные ситуации, в ходе которых дошкольники с нарушениями зрения убеждаются, что:

- не имеют четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых, даже своих близких родственников;

- не знают о конкретных действиях некоторых профессий;

- нечетко представляют, какие существуют особенности в той или иной профессии;

- не могут назвать конкретные предметы (атрибуты, инструменты), необходимые той или иной профессии.

Ребята получают задание выяснить более подробную информацию о труде близких взрослых, совместно с родителями попытаться сформулировать познавательно-исследовательские вопросы, подумать, о каких еще профессиях детям хотелось бы узнать.

2) Этап планирования «Как я это буду делать?».

На реализацию второго этапа проекта также отводится 1 неделя.

Воспитатель побуждает детей к планированию дальнейших действий по решению проблемы. Например:

а) Каким образом мы можем получить информацию о той или иной профессии? (Пригласить гостя и послушать его рассказ, прочитать в книге, узнать из кинофильма, сходить на экскурсию и т.д.)

б) Можем ли мы пригласить ваших родителей, чтобы они рассказали нам о своей профессии? (Составляется список профессий родителей.)

в) О каких еще профессиях вам хотелось бы узнать побольше? (Список профессий дополняется.)

г) Обсуждается календарь знаменательных дат, посвященных празднованию дней работников определенных профессий, выбираются профессии, наиболее интересные детям.

3) Этап реализации замысла «Я делаю сам!».

В течение 4,5 месяцев по составленному детьми плану один раз в неделю организуются мероприятия, посвященные профессиям, встречи с людьми определенных профессий. Предпочтительно, чтобы это были родители воспитанников.

Перед каждым мероприятием ведется тщательная подготовка по ознакомлению детей, имеющих нарушения зрения, с особенностями одной из профессий. Подготовка включает в себя различные виды деятельности детей, сбор информации о конкретной профессии через различные источники:

- чтение художественной литературы, изучение научно-популярной литературы;

- рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, книг;

- просмотр кинофильмов, мультфильмов;

- экскурсии;

- сюжетно-ролевые игры;

- тематические физкультминутки, гимнастики для глаз, пальчиковые и дыхательные гимнастики;

- подвижные игры;

- дидактические игры;

- разгадывание шарад, ребусов;

- речевые игры;

- продуктивная деятельность;

- инсценирование;

- музыкальное воспитание;

- самостоятельная игровая деятельность;

- работа с родителями.

Особую роль в организации 3-го этапа проекта играют родители воспитанников. Они, под руководством воспитателя, расширяют знания своих детей об изучаемой профессии, организуя в отведенный промежуток времени тематические экскурсии в лес, аптеку, магазин и т.д. и знакомя дошкольников с работой человека в естественных профессиональных условиях.

4) Этап рефлексии «Зачем мне это?».

На реализацию четвертого этапа отводится 1 неделя. В это время проводится:

а) Собственно рефлексия:

- Воспитатель возвращает детей к обсуждению цели проекта: «Зачем мы это делали?».

- Задает открытые вопросы, стимулирующие анализ: «Какие были трудности?», «Как с ними справлялись?», «Что было самым интересным?», «Если можно было бы повторить, что бы вы сделали по-другому?» и т.д.

- Задает открытые вопросы, стимулирующие целеполагание: «С кем вы поделитесь полученной информацией?», «Где вам может пригодиться приобретенный опыт?».

б) Воспитатель беседует с детьми о важности выбора каждым человеком профессии. Дошкольники получают задание подумать, какую бы они профессию хотели приобрести, когда станут взрослыми.

в) Заканчивается проект совместным с родителями дошкольников праздником «Кем быть?», где дети в творческой форме презентуют одну из выбранных профессий. Презентация включает в себя рассказ о профессии, показ трудовых операций, практических действий с инструментами и т.д.

г) Дети с нарушениями зрения применяют полученный профессиональный опыт в совместной или самостоятельной игровой и познавательно-практической деятельности.

Оснащение:

- игровой материал, атрибуты, предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр и инсценирования;

- тематический демонстрационный наглядный материал;

- подборка художественной и научно-популярной литературы;

- материалы для продуктивной деятельности детей.

В результате реализации проекта предполагается, что:

1) ребенок с нарушениями зрения будет:

- иметь представление о многообразии профессий, структуре трудового процесса, понимать взаимосвязь между компонентами трудовой деятельности;

- активно использовать в играх, свободной творческой деятельности новые виды человеческого труда, трудовые действия, орудия труда;

- уметь слушать, поддерживать беседу, спокойно идти на контакт со сверстниками и взрослыми;

- высказывать собственные суждения, делать логические выводы;

- активно использовать в речи новую профессиональную лексику;

- уважать результаты труда и труд взрослых, посильно принимать в нем участие.

2) родители дошкольников освоят новые педагогические приемы взаимодействия с собственными детьми на основе партнерского сотрудничества.

Дальнейшее развитие проекта:

Проект «Чем пахнут ремёсла?» по желанию детей может быть пролонгирован на еще один учебный год, при этом в план мероприятий будут включены новые, не изученные еще дошкольниками профессии.

Другим вариантом продолжения познавательно-исследовательской работы может стать новый проект по расширению и углублению знаний детей о профессиях, например, «Калейдоскоп профессий» (экскурсии на предприятия и в учреждения города).

Проект «Чем пахнут ремёсла?» может быть использован в массовых детских садах общеразвивающей направленности для формирования полноценных представлений о мире профессий у дошкольников, не имеющих нарушения зрения.

В условиях интегрированного или инклюзивного образования опыт данной работы окажет помощь массовым дошкольным учреждениям в адаптации и социализации воспитанников, имеющих нарушения зрения, как внутри образовательной организации, так и за ее пределами.

Календарно-тематический план Проекта:

Этап

Сроки

Дата

Мероприятие

Этап мотивации

09-10.01.20

Этап планирования

13-17.01.20

Этап реализации замысла

20.01-15.05.20

22.01.20

День детского телевидения (профессии на ТВ)

29.01.20

День цветных карандашей (профессия художника)

05.02.20

Международный день стоматолога (профессия стоматолога)

12.02.20

День артиста (профессии артистов разных жанров)

19.02.20

День защиты млекопитающих животных (профессии, связанные с животными)

26.02.20

День защитника Отечества (военные профессии)

04.03.20

Всемирный день писателя (профессия писателя)

11.03.20

День моряка-подводника (профессия моряка-подводника)

18.03.20

День метеоролога (профессия метеоролога)

25.03.20

Международный день театра (профессии работников театра)

01.04.20

Международный день памятников и исторических мест (профессия экскурсовода)

08.04.20

Всемирный день авиации и космонавтики (профессии летчика и космонавта)

15.04.20

День английского языка (профессия учителя)

22.04.20

День ветеринара (профессия ветеринара)

29.04.20

День радио (профессии работников радиовещания)

06.05.20

День посадки леса (профессия лесника)

13.05.20

Международный день медицинских сестер (профессия медицинской сестры)

Этап рефлексии

18-22.05.20

20.05.20

Совместное с родителями воспитанников мероприятия – презентация профессий «Кем быть?»