Разработка проекта "Пуговичный домик"
проект

Васильева Алла Владимировна

Разработка проекта "Пуговичный домик"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Пуговичный домик» для детей второй младшей группы

Воспитатели младших групп часто сталкиваются с тем, что дети не умеют одеваться, застегивать и расстегивать пуговицы. Как научить их? Предложите поиграть с пуговицами. Ведь предметы, которые не предназначены для игр, вызывают у дошкольников особый интерес. О том, как простая игра может стать большим проектом, читайте в данной статье.

Филобутонистика (от англ. button – пуговица) – это коллекционирование и изучение форменных и простых пуговиц, их внешнего вида, надписей, символики изображений, материала, места и времени изготовления. Пуговицы – незаменимый элемент ручного труда. Из них изготавливают подделки, украшения, картины.

Вначале была поставлена задача – научить воспитанников самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы. Чтобы поддержать интерес детей к пуговицам, воспитатель рассказала, что эта вещь появилась давно и необходима человеку. Затем воспитатель попросила дошкольников найти дома интересные пуговицы и рассмотреть их. Дети стали приносить понравившиеся пуговицы в детский сад.

Коллекционирование – полезное для дошкольников занятие. Оно носит интегрированный характер, т. е. связано с формированием элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием. Однако возможности ребенка в этот возрастной период невелики. Ему нужна помощь взрослого, чтобы удовлетворить свои познавательные интересы. Причем от позиции взрослого – поддерживает он интерес к коллекционированию или относится равнодушно – зависит степень увлеченности ребенка. Поэтому воспитатели пригласили родителей к совместному коллекционированию и попросили принести необычные пуговицы.

Каковы цели и задачи проекта

Цели проекта «Пуговичный домик» (далее – проект):

сформировать у детей представления о пуговицах и их назначении;

расширить кругозор;

повысить познавательную активность;

развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, связную речь, творческие способности;

вовлечь родителей в образовательную деятельность посредством реализации совместного проекта.

Участниками проекта стали педагоги, родители и дети второй младшей группы (3–4 лет). 

Задачи были определены для каждой группы участников.

Для детей:

научить самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы;

сформировать представление о разнообразии размеров, цвета, форм пуговиц и материалов, из которых они сделаны;

стимулировать поисково-познавательную деятельность;

формировать интерес к коллекционированию;

формировать навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Для педагогов:

решать воспитательные, развивающие и обучающие задачи в разных образовательных областях;

повышать уровень педагогической компетентности;

создать условия для детской самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности;

установить доброжелательные отношения между педагогами и родителями.

Для родителей:

вовлечь в совместную с детьми деятельность;

повысить компетентность в вопросах развития познавательной сферы ребенка;

создать условия для эффективного сотрудничества с педагогами.

Происхождение слова «пуговица» до конца не ясно. Согласно Школьному этимологическому словарю русского языка (М.Н. Шанский, Т.А. Боброва) у слова «пуговица» такой же корень, как у слова «подушечка» – «пуга». Поэтому пуговицаназвана по своей вздутости, утолщенности.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля пуговица – это «пугалка». Пуговица была разновидностью амулета и отпугивала враждебные силы. Для этого в полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или камушек, издававшие при движении приглушенный звук. Такие пуговицы пришивались к одежде без петли и не застегивались.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта по созданию «Пуговичный домик» проходила в течение одного месяца в несколько этапов.

На подготовительном этапе воспитатели сформулировали тему проекта, его цели и задачи, разработали модель и определили место в группе, где его разместить (на одной из стен).

Затем с помощью модели двух вопросов («Что я знаю?» и «Что я хочу узнать?») воспитатели выяснили представления дошкольников о пуговицах. На их основе сформулировали темы познавательно-исследовательской деятельности:

Что означает слово «пуговица»?

Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?

Какими были первые пуговицы?

Каких видов бывают пуговицы?

Из каких материалов делают пуговицы?

Какие есть способы пришивания пуговиц?

Для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы?

Также педагоги обозначили этапы познавательно-исследовательской деятельности и результат, который предполагалось получить в конце проекта.

Основной этап включал сбор и оформление экспонатов (пуговиц разной формы, размера, материала), поиск информации о них, разработку экскурсий в «Пуговичный домик».

Совместно с воспитателем дети систематизировали пуговицы по цвету, размеру, структуре, форме, материалу. В ходе беседы они узнали, что слово «пуговица» произошло от слова «пугать».

Образовательная деятельность осуществлялась воспитателем в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности. Так, дети знакомились с пословицами и поговорками о пуговицах, когда одевались на прогулку («коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк»). После приема пищи воспитатель рассказала, как царь Петр I приказал пришивать пуговицы к рукавам солдатских мундиров, чтобы те после еды не вытирали рукавами рот и нос.

На занятиях дошкольники узнали об истории появления пуговицы, что раньше они были очень дорогие. Воспитатель рассказала, какими были первые пуговицы, чем отличаются пуговицы царских особ, мундирные (форменные).

В процессе художественного творчества дошкольники придумывали и рисовали, лепили свои пуговицы. Полученные знания закрепляли в ходе игровой деятельности. Игры «Найди пару», «Какая лишняя?» помогли детям запомнить, из каких материалов изготавливают пуговицы, какими бывают пуговицы по структуре и принадлежности.

В ходе самостоятельной деятельности дошкольники рассматривали пуговицы на одежде и пришли к выводу, что они пришиты по-разному.

Воспитанники с удовольствием выкладывали узоры из пуговиц. Получилась так называемая пуговичная мозаика. Вместе с родителями дошкольники изготавливали поделки из пуговиц.

На заключительном этапе был создан «Пуговичный домик». Разные виды пуговиц «поселились» в своих комнатках: «Детские пуговицы», «Металлические и форменные пуговицы», «Пуговицы для верхней одежды», «Пуговицы-украшения» и т. д.

На торжественное открытие выставки были приглашены родители, педагоги, администрация детского сада и, конечно, воспитанники разных групп.

Проект способствовал развитию у дошкольников связной речи, памяти, внимания, мышления, расширению кругозора, объединил педагогов, родителей и детей общей идеей. «Пуговичный домик» существует в детском саду до сих пор и постоянно принимает посетителей: на экскурсию приходят воспитатели и дети других возрастных групп.

Содержание проекта по областям.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Познавательное развитие

Игровая, познавательно- исследовательская, коммуникативная

Упражнения на определение цвета, величины, формы, материала пуговиц; установление сходства и различия.
Занятие на тему «Как мы используем пуговицы?».
Наблюдение «Где пришиты пуговицы на одежде детей нашей группы?».
Беседы на темы «Почему надо застегивать пуговицы на одежде?», «Чем опасны пуговицы?» (об аккуратном обращении с пуговицами).
Дидактические игры: «Пришить пуговицу» (используется шнуровка), «Какая лишняя?» (на развитие пространственного восприятия); «Выложи узор» (на развитие микроориентирования, внимания, эстетического восприятия); «Подбери к одежде» (на стимулирование исследовательской активности, развитие воображения, умения ориентироваться в сезонных видах одежды); «Цветовая сортировка» (раскладывание пуговиц по цвету)

Социально- коммуникативное развитие

Коммуникативная, игровая

Рассматривание иллюстраций, наглядного материала самостоятельно и с последующим обсуждением.
Беседа на тему «Какие бывают пуговицы?» (круглые, овальные, квадратные, треугольные, металлические, пластмассовые, деревянные, разных цветов и т. д.).
Задания «Найти пуговицу по цвету, размеру, форме».
Игра в паре «Помоги другу» (дети в парах расстегивают и застегивают пуговицы друг другу).
Игра «Чудо-юбка» (воспитатель надевает дидактическую юбку и садится на ковер, а дети вокруг застегивают на юбке пуговицы, липучки, кнопки, «карабинчики», крючки)

Речевое развитие

Коммуникативная

Чтение художественной литературы (рассказ Л. Улицкой «Сто пуговиц», стихи о пуговицах Т. Ефимовой, К. Брель, В. Бредихина, Е. Менжинской, И. Александровой, С. Видерхольд, В. Юркова, Е. Долматовского «Коричневая пуговка», книги Е. Каликинской «Парад пуговиц» и т. д.).
Рассматривание иллюстраций одежды с пуговицами (активизация словаря); составление рассказов о пуговицах (для проведения экскурсий)

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная, музыкальная

Рисование (разукрашивание, закрашивание) пуговиц, подбор расцветки пуговиц под элементы одежды и т. д.; лепка пуговиц из пластилина, украшение ими пластилинового дерева.
Пришивание пуговиц с использованием метода шнуровки.
Слушание «Песни пуговки-непоседы» из арт-проекта «Жужа. Ежедневная сказка для детей» (авт. – А. Коротич и Т. Милоянин); просмотр мультфильма «Сто пуговиц» (по одноименному рассказу Л. Улицкой, реж. С. Олифиренко, 1983 г.)

Физическое развитие

Двигательная, игровая

Хождение по массажным коврикам с пришитыми пуговицами для профилактики плоскостопия