Доклад на педсовет «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»
методическая разработка

/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_odarennye.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педсовет

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

Проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова, но в настоящее время особенно актуальна. Стремительно развивающийся мир предъявляет новые требования к образованию и заставляет педагогов искать новые подходы развитию ребенка и его способностей, и  важной задачей системы образования становится  «формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи».

Маленький художник, картинами которого восхищается весь мир. Маленький математик, складывающий и умножающий в уме огромные числа. Маленький спортсмен с большими достижениями, который еще совсем недавно делал первые неуверенные шаги в своей жизни. Маленький музыкант, одухотворенно исполняющий сложные произведения, порой недоступные даже взрослым.  Одаренные дети... Кто они? Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Одаренный ребенок в детском сообществе, такой яркий и непохожий на остальных…

Понятно, что труд способных и талантливых людей на благо Родины может помочь сделать любую страну, в том числе нашу, сделать сильнее как в экономическом, так и в культурном развитии.

Современные психологи утверждают, что каждый человек от рождения обладает своим ресурсом способностей, которые проявляются или не проявляются в зависимости от окружающей среды. А окружающей средой для детей являются  чаще всего школа, а еще раньше  - детский сад,   педагоги и именно на них ложится основная ответственность за то, чтобы вовремя разглядеть и не дать угаснуть таланту.

Феномен опережающей человеческой одарённости издавна привлекает внимание мыслителей, философов, людей искусства. Неоспорима единственность, неповторимость, гениальность Леонардо да Винчи,  Моцарта, Пушкина. Недостижимыми  звёздами прошли они по небосклону истории человечества, подарив миру непревзойдённые шедевры музыки.

Неспособных детей нет, все дети имеют большие потенциальные возможности. Очень часто родители, лелея честолюбивые замыслы, стремятся воспитать из своих малышей вундеркиндов, чрезмерно перегружая их мозг. Наука убедительно доказывает, что такое воспитание бесперспективно, а, главное – опасно для детской психики. Феномен одарённости не имеет ничего общего с искусственным «обогащением» маленького ребёнка знаниями, несвойственными раннему периоду детства.

  Так что же такое «одаренность»?  Д.Б. Богоявленская, автор нескольких книг по проблемам развития таких детей,  определяет  одаренность как  «системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».    Как же определить, выявить в ребенке это качество?

В своей  статье  в журнале   «Управление образованием» Н.С. Лейтес приводит  следующие признаки одаренности[1]:

  Повышенная активность  

  Высокая познавательная активность ( задают много вопросов, разбирают игрушки, часы)

  Генерирование новых идей ( придумывают необычные способы использования предметов, выдумывают игры)

  Мгновенное схватывание сущности информации, подхватывание идеи и развитие ее

  Быстрое реагирование на происходящие события

  Создание новых необычных стратегий деятельности

  Самобытность

  Склонность к анализу ситуации

  Склонность к выявлению закономерностей

  Высокая скорость обучения

  Способность к самообучению

  Неприятие стандартных готовых ответов и типичных заданий

  Высокая требовательность к результатам собственного труда

  Способность заниматься сразу несколькими делами, следить за несколькими предметами.

Конечно, заметить эти признаки могут и родители, и воспитатели в детском саду.

         Но выявление одаренных детей - лишь половина дела. Основная задача образования на современном этапе - это  создание интеллектуальной и творческой элиты страны,  следовательно, необходимо целенаправленно и последовательно развивать возможности таких детей. С этой целью была разработана Государственная программа Республики Дагестан  «Одаренные дети», а уже на основе этой программы создавались и программы развития одаренности образовательных организаций республики.
         Именно   в целях развития  интеллектуальных и творческих способностей детей была создана  Государственная программа Республики Дагестан «Одаренные дети».  На основе этой программы была разработана и наша школьная программа «Одаренные дети» .

        Поскольку одарённые дети отличаются от своих сверстников, они требуют не только особого внимания к себе, но и особой педагогики. В связи с этим в нашей школе организована  служба психолого – педагогического сопровождения одаренных детей, которая не только выявляет  особые возможности детей, но и помогает таким детям адаптироваться в коллективе, направляет и курирует их развитие.

      Возможности сельской школы, конечно, сильно ограничены не только в плане материального обеспечения, но и в плане обеспеченности квалифицированными кадрами. Тем не менее,  в нашей школе делают все возможное, чтобы  помочь одаренным детям найти себя. Прежде всего, мы привели в соответствие нормативно-правовую базу. Были внесены необходимые изменения в Устав школы (http://novochir1.dagschool.com/dokumenti.php), разработано Положение о НОУ, а также разработана Программа  «Одаренные дети».(Приложение 1) , вопросы выявления и развития одаренных детей обсуждались на педагогических советах и заседаниях методобъединений.

Следующим шагом  стала работа педагого - психологической службы по формированию банка данных «Одаренные дети». Так как согласно Государственной программе Республики Дагестан «Одаренные дети», одним из условий успешного внедрения данной программы является «отработка технологий отбора одаренных детей», психологи школы собрали материал, позволяющий определять одаренность по разным направлениям. (Приложение 2)

Третий шаг- это создание материально – технической базы, без которой немыслимо развитие современного ребенка и его способностей. Были приобретены не только компьютеры, но и спортивное оборудование, фото- видеотехника,  сценическая аппаратура,  а также национальные танцевальные костюмы. Основной целью Школы на данном этапе являлось создание  материально- технических условий для гармоничного развития личности ребенка.

Выделяются следующие виды одаренности:

  В практической деятельности – в ремеслах, спортивную и  

      организационную;

  В познавательной деятельности – интеллектуальную;

  В художественно-эстетической деятельности – хореографическую,  

     сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и

     музыкальную одаренность;

  В коммуникативной деятельности – лидерскую одаренность;

  В духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.[2]

Из этих видов одаренности Школа и исходила при создании условий для развития способностей учащихся.

Нами были определены ведущие идеи модели сопровождения  одаренных детей:

- рассмотрение личностного развития как основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей, индивидуализация и дифференциация обучения;

- обеспечение непрерывности развития одаренного ребенка на разных возрастных этапах развития;

- создание образовательного информационного пространства.

Учебный план, современные образовательные технологии, авторские программы,  спектр дополнительных образовательных услуг, внеурочная деятельность направлены на осуществление этих идей. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности мышления обучающихся способствует созданию системы поддержки талантливых детей.

Это:

- создание банка «Одаренные дети»

- участие детей в сетевых и дистанционных интеллектуальных мероприятиях и конкурсах, Всероссийской олимпиаде школьников;

- организация конкурсов проектов и исследовательских работ, организация творческих конкурсов;

- проведение предметных декад;

- сопровождение детей в течение всех школьных лет.

Талантливые и одаренные дети вовлекаются во  внеурочную занятость всех уровней. В Школе действуют 18 кружков по направлениям: эстетическое, художественное, туристско-краеведческое, театральное, информационное, спортивное,  в которых участвуют более 35 % учащихся.

    Налажена система дополнительных занятий с участниками ВОШ.  В системе стимулирования учителей предусмотрено поощрение учителей, вовлекающих учащихся во внеурочную деятельность.  На каждого ребенка ведется Портфолио, позволяющее отследить его достижения и рост.

 По результатам ВОШ  прошлого года Школа была на 3 месте в районе.

      За последние годы увеличилось количество учащихся, которые хотят попробовать свои силы  в дистанционных олимпиадах. С 2008 года Школа сотрудничает с Центром развития одаренности (http://чемпионаты.цро.рф), последние три года  прибавились олимпиады Международного конкурса «Я-энциклопедия» (http://ya-enciklopedia.ru/) и «Олимпус»( www.olimpus.org.ru).

Уже второй год подряд учащиеся начальной школы принимают участие в московской онлайн - олимпиаде по математике  «Плюс». В прошлом году участие приняли 23 ученика 1-2 классов, а в этом году количество участников достигло 62 учеников 1-4 классов.  И хотя призовых мест не много, уже сам факт интереса учащихся к подобным мероприятиям  является знаковым.

            Образовательное пространство школы представлено часами элективных курсов. Это позволяет достичь целей профильного обучения и реализовать принципы индивидуализации, принцип продуктивности учебной деятельности, таким образом, учебный план используется в полном объеме.

   Уже традиционно учащиеся завоевывают  призовые места в таких конкурсах как  «Шаг в будущее», «Юный краевед», «Слет туристов- краеведов», «Путь к триумфу», «Умники и умницы», конкурс художественной самодеятельности. (Приложение 3)

  Школа прилагает все усилия, чтобы охватить все  направления одаренности детей и предоставить максимальные возможности для их развития.    Выявление и развитие одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития  каждого конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Так же как невозможно завершить развитие  талантливого ребенка за год-два.  Различные внешние и личностные факторы могут повлиять на этот процесс, затормозить его или, наоборот, ускорить. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе  индивидуализированного образования, а также организовать профессионально - грамотное социально - психолого- педагогическое сопровождение таких детей на протяжении всего времени их обучения в образовательной организации. Организация слаженной работы по развитию одаренности «особых» детей –это результат тесного взаимодействия всех участников  образовательного процесса и, конечно, родителей.

     Требования, предъявляемые к выпускнику школ, меняется в соответствии с социальным заказом, который продиктован изменяющимся миром, с развитием информационного века,  и поэтому для достижения целей поставленных Государственной программой  «Одаренные дети» необходимо задействовать все ресурсы,  доступные образовательной организации  в условиях модернизации образования.


[1] Лейтес, Н. С. О признаках детской одаренности.  Управление современной школой. Завуч. – 2009. - № 8. – С. 45-51.

[2] Статья «Новый обзор литературы на тему одаренности и психологии способностей» - PsyJournals.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовета «Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС»

Вопрос организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовате...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

Доклад по работе с одаренными детьми

Методы и приемы обучения творческому рассказыванию детей дошкольного возраста...

Доклад на тему: «Подготовка условий для формирования системы работы с одаренными детьми.»

Детский возраст, это период становления личности и развития ребенка....

Доклад на педсовет «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОБЛЕМЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ».

laquo;Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг». А.П. Чехов....

Доклад «Работа с одаренными детьми в непосредственно - образовательной деятельности»

То, что не ясно, следует выяснить.То, что трудно творить,следует делать с великой настойчивостью. (Конфуций)...