Методическая разработка: "Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей-подготовительной группе с ТНР детского сада (апрель)"
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Наталья Олеговна Пискарева

Здесь воспитатели могут ознакомиться с комплексно-тематическим планирование на два возраста по темам "Космос", "Мир морей, рек и океанов", "Комнатные растения", "Наш дом, наша улица. ПДД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_aprel.docx57.74 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей-подготовительной группе с ТНР детского сада

по теме «Космос» (апрель 2020 года)

1 неделя тема  «Космос»

Познавательные: Формировать у детей обобщённые представления о космосе, планетах солнечной системы, дать представление о Луне как о спутнике Земли. Познакомить детей с профессией космонавт.

Коррекционно-развивающие: Развивать диалогическую речь, зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, память, артикуляционную, тонкую и общую моторики, координацию речи с движением.

Воспитательные: Воспитывать любовь к планете на которой живем и бережное отношение к окружающему миру.

2 неделя тема«Мир морей, рек и океанов»

Познавательные: Закреплять знания детей о рыбах (пресноводные, морские, аквариумные). Совершенствовать знания детей об особенностях внешнего вида, разнообразие названий рыб и их детёнышей. Формировать умение  выделять  характерные особенности пресноводных, морских, аквариумных рыб. Формировать знания детей о пресноводных рыбах родного края.

Коррекционно-развивающие: Развивать диалогическую речь, зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, память, артикуляционную, тонкую и общую моторики, координацию речи с движением.

Воспитательные: Воспитывать бережное и чуткое отношение к природе. Закреплять представление о природоохранной деятельности человека на водоёмах, содержащих рыб.

3 неделя тема «Комнатные растения»

Познавательные: Систематизировать и расширять представления детей о комнатных растениях. Знакомить детей с комнатными растениями: бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, фиалка и т.д. Дать представление о светолюбивых и теневыносливых, влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. Закреплять умение ухаживать за растениями. Познакомить с способами вегетативного размножения растений.

Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений;  уточнить знание детей о том,  из чего можно вырастить растение;  дать понятие о новых способах вегетативного  размножения растений черенками, листьями, усами. Учить детей приемам правильной посадки; закреплять умения самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы; упражнять, активизировать зрительные функции при узнавании объектов в контурных, силуэтных изображениях; узнавать комнатное  растение по описанию и по его частям;

Коррекционно-развивающие: Упражнять в составлении небольших описательных рассказах о комнатных растениях. Развитие умений составлять  рассказ, опираясь на план-схему. Расширить и активизировать словарь детей по теме. Упражнять в образовании сложных слов. Формировать умение составлять сравнительно- описательные рассказы. Совершенствовать навык пересказа.

Воспитательные:  Воспитывать экологическую культуру. Бережное отношение к окружающей природе, желания заботиться о ней, воспитывать чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Расширять кругозор детей, их знания о комнатных растениях и по уходу за ними обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами поливки комнатных растений.

4 неделя тема«Наш дом. Наша улица. ПДД.»

 Задачи:

  • Образовательные: ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения, дорожными знаками, расширять представления детей о правилах поведения на улице
  • Корекционно- развивающие: закреплять понятия  «улица», «дорога», «транспорт», «пешеход», «переход».
  • Воспитательные: выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения

  1.  «Школа. Выпускной бал»

Познавательные: Развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам. Закреплять знания детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т.п.

Коррекционно-развивающие: Продолжать развивать общую и мелкую моторику, правильное речевое дыхание. Развивать внимание и память.

Воспитательные: Формировать положительные представления о профессии учителя и «профессии» ученика. Формирование первичных и положительного отношения к процессу обучения в школе.

Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей- подготовительной группе с ТНР детского сада по теме

        «Мир морей, рек и океанов»  (1 неделя апрель месяц)        

Образовательные области

Старший возраст

Подготовительный возраст

Виды совместной деятельности

Виды совместной деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др. виды игр.

Сюжетно-ролевые игры: «Зоомагазин», «Рыбный рынок», «Рыбалка» .

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) Беседа о пользе рыб для человека, о редких рыбах, занесённых в Красную книгу, о природоохранной деятельности человека по отношению к водоёмам, в которых водятся рыбы.

Моделирование проблемных ситуаций по правилам поведения: «Волшебные слова во всём помогают»

Сюжетно-дидактическая игра: «Уличное движение»;

Рассматривание иллюстраций, альбомов, картин по теме: «Мир морей, рек и океанов»;

Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице): Труд в уголке природы: полив растений, наведение порядка, сбор сухих листьев, воспитывая желание трудиться для всех.

Безопасность.

Беседа с детьми: «Правила безопасного поведения на водоёме».

Игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др. виды игр.

Сюжетно-ролевые игры: 

«Путешествие на корабле мечты»,

«Путешествие на батискафе» (подводные исследователи).

Моделирование проблемных ситуаций по правилам поведения: «Волшебные слова во всём помогают»

Сюжетно-дидактическая игра: «Уличное движение»;

Рассматривание иллюстраций, альбомов, картин по теме: «Мир морей, рек и океанов»;

Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице): Труд в уголке природы: полив растений, наведение порядка, сбор сухих листьев, воспитывая желание трудиться для всех.

Ручной труд:   Изготовление альбома «Рыбы»,  

Беседы о трудовых действиях рыбаков. 

Театрализованная деятельность. Сочинение сказок и разыгрывание этих сказок детьми (обитатели подводного мира)

Безопасность. Формировать представления об опасностях, связанных с ловлей рыб, летняя и зимняя рыбалка.

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

Опыты и эксперименты, поисковая и исследовательская деятельность:

Развивающие игры : «Поймай рыбку»: «Выложи из палочек по образцу».

дидактические игры:

Беседа с детьми на тему: беседа о  «пресноводных», «морских» рыбах.    

Рассматривание сюжетных картинок с изображением рыб разных водоёмов Объяснить  понятия хищные и мирные рыбы, чем они питаются..

Рассматривание и чтение рассказов по теме:

Д/игры: «Пресноводные – морские», «Чей, чья, чьи?», «Хищные- нехищные», «Да-нет»;

Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций с изображением пресноводных, морских и аквариумных рыб.

Д/И «Где спряталась рыбка?», «Узнай по описанию», «Кто какой окраски?»

ФЭМП (по   методике)

Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

Опыты и эксперименты, поисковая и исследовательская деятельность: Презентации (в электр.виде) – темы: 1. «Рыбы» (внешний вид; чем дышат; как размножаются)- моделирование. 2. «Экзотические рыбы». 3. «Морской окунь».4. «Морская звезда» .

 Опыты; Сравнение чешуи и определение по кольцам, какой возраст рыбы.

Развивающие игры: Настольные игры: «Поймай рыбку»: «Выложи из палочек по образцу».

Беседа с детьми на тему: беседа о  «пресноводных», «аквариумные», «морских» рыбах.    

Дидактические игры: «Что не так?», , «Сосчитай до 20», «Умные задачки», «Исправь ошибки», «Собери целое», «Что сначала, что потом?», «Хорошо- плохо», «Пресноводные – морские».

Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций с изображением пресноводных, морских и аквариумных рыб.

ФЭМП (по   методике)

Речевое развитие

Беседы с детьми: «Что мы знаем о рыбах», «Почему рыбы живут в разных водоёмах?». Свободное общение.

Рассказы из личного опыта:  «Как я с папой был на рыбалке».

Рассматривание иллюстраций с изображением различных рыб. Описательные рассказы о внешнем виде рыб.

Д/И «Назови ласково», «Чьи хвосты?», «Назови части тела рыбы». Н.Э.Теремкова «Логопедические  задания для детей 5-7 лет с ОНР»

Наблюдения за аквариумными рыбками, беседы после наблюдений «Кто в аквариуме живёт?», «Как рыбка плавает и дышит?», «Зачем рыбке глаза?».

Чтение художественной литературы

Чтение стихов о рыбах и рассматривание иллюстраций по  теме. Стихотворение И. Токмаковой "Где спит рыбка"

Н.Носов « Карасик», К.Бальмонт «Золотая рыбка»,

Отгадывание и составление описательных загадок самими детьми. Загадки-описания по теме.

 Словарная работа по теме.

Беседы с детьми: «Что мы знаем о рыбах», «Почему рыбы живут в разных водоёмах?». Свободное общение.

Речевые игры, дидактические игры.

 «Хищные- нехищные», «Да-нет»; «Скажи наоборот», «Что лишнее?», «Измени по образцу», «Назови ласково», «Чьи хвосты?»- Н.Э.Теремкова «Логопедические  задания для детей с ОНР»

Разучивание скороговорок.  Н.Нищева стр.575 «Современная система коррекц.работы в логопедической группе дл детей с ОНР».

Беседа: «Мы с папой на рыбалке»

Разучивание стихотворений: (инд). «Рыба-игла», «Дельфины», «Кит», «Скат», «Краб»- Н.Нищева стр.574 «Современная система коррекц.работы в логопедической группе дл детей с ОНР».

Чтение художественной литературы по теме “Рыбы”:

 Б. Заходер «Про сома», Русская народная сказка «По щучьему веленью», А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка». Чтение рассказов «Ёрш» Т.А.Шорыгиной, «Ручей», Э. Шим. «Что рыбы едят и как охотятся?» Н.Сладкова «Сказка про рыбку». Н.Сладкова «Какие бывают рыбы». «Как рыбы движутся?». «Что рыбы едят и как рыбы охотятся?».

Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях «Родная природа» Большая энциклопедия эрудита «Рыбы»

Художественно-эстетическое развитие

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Творческое рассказывание:   «Если бы я был(а) рыбкой».

Продуктивная деятельность

Лепка коллективная «Плавают по морю киты и кашалоты» «И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в д/с. Ст.возраст» стр.180»,

Отгадывание и составление загадок по теме.

Рисование коллективное «Морская азбука» «И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в д/с. Ст.возраст» стр.178», игровое упражнение «Узнай и дорисуй рыбку»

Аппликация «Аквариум»

Конструирование из бумаги в технике оригами «Летучие рыбы»

Музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения).

Прослушивание музыкальных записей: шум моря, плеск воды, крик чаек…

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Лепка «На дне морском»

Аппликация силуэтная «Стайка дельфинов» «И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в д/с. Ст.возраст» стр.182»,

Рисование: «Жизнь морских обитателей»  (свободная деятельность)

Конструирование из бросового материала «Рыбки». Конструирование из бумаги – оригами «Кит, «Рыбки».

Обводки:«Обведи по контуру и раскрась» (рыбы)

Музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения).

Прослушивание музыкальных записей: шум моря, плеск воды, крик чаек…

Физическое развитие

Беседа «Значение рыбы в жизни человека»

Физминутки: «Аквариум» («Картотека подв.игр, пальчиковых игр, физминуток Н.Нищевой стр.39).

Артикуляционные упражнения «В небе солнышко сияло, Море безмятежно спало…». «Парус»

Пальчиковая гимнастика «Рыбка» М.Клокова, «Речные рыбки» Н.Нищева («Картотека подв.игр, пальчиковых игр, физминуток Н.Нищевой стр.60).

п/и: «Удочка», «Весёлая рыбка»,  «Караси и щука», «Кто больше поймает рыбок?»

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Книжный уголок: Иллюстрации к сказкам, рассматривание картин. Набор картинок «Подводные жители». Д/и: «Кто живет в воде». «Где чей дом». «Угадай морское животное». «Кто живет около воды, а кто в воде». Картинки с изображениями птиц, животных, рыб, растений, насекомых, живущих в воде и у воды. Схема строения рыбы – щуки. Дополнительная литература, энциклопедии «Мир вокруг нас».

Центр продуктивной деятельности: Материалы и инструменты для творчества: бумага, карандаши, пластилин. Клей, природный и бросовый материал. Старые иллюстрации из книг и журналов. Алгоритмы рисования, лепки объектов – обитателей водоемов. Заготовка для макета «Обитатели водоемов». Трафареты «Рыбы», «Обитатели водоемов». Раскраски по теме. Раскраска «Щука».

Материал для изготовления поделок – рыбок: еловые и сосновые шишки, бросовый материал – коробочки, баночки, ленты и пр… Алгоритмы изготовления поделок.

Мультимедийная презентация «Река, озеро – пресный водоем».

Взаимодействие с семьей и социальными партнерами

  • Оформление группы работами детского творчества по теме.
  • Привлечение родителей к помощи в изготовлении атрибутов к играм. Оказать помощь в подборе иллюстрированного материала, игр, энциклопедий, книг по теме: «Обитатели водоёмов». Сделать презентацию о пресноводных и морских рыбах (выборочно) Выставка рисунков по теме.
  •  Создание с родителями альбома «Наша семья на рыбалке»
  • Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми

Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей- подготовительной группе с ТНР детского сада по теме

«Космос» (2 неделя апрель месяц)

Образовательные области

Старший возраст

Подготовительный возраст

Виды совместной деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др. виды игр.

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Экскурсии по участку детского сада, игры на площадке «Отправляемся в космос».

Сюжетно-ролевые игры:«Строители космодрома»,«Космическое путешествие»

Моделирование проблемных ситуаций по правилам поведения.

Сюжетно-дидактическая игра: Дидактическое упражнение «Потому что…»:«Наш космический корабль отправляется в полет, потому что…»; «Космический корабль совершил посадку на неизвестной планете, потому что…» и т.д.

Рассматривание иллюстраций, альбомов, картин по теме «Космос»: Рассматривание карты звездного неба, глобуса – макета Земли, модели солнечной системы; иллюстраций с космонавтами, космическими кораблями, космической станцией; фото из космоса.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице):уборка строительного уголка после сооружения ракеты, космической станции. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

 Безопасность . беседа: «Безопасность. Службы спасения»

Игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др. виды игр.

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Экскурсии по участку детского сада, игры на площадке «Отправляемся в космос».

Сюжетно-ролевые игры:«Строители космодрома»,«Космическое путешествие»,«Исследователи новой планеты».

Моделирование проблемных ситуаций по правилам поведения.

Сюжетно-дидактическая игра:Дидактическое упражнение «Потому что…»:«Наш космический корабль отправляется в полет, потому что…»; «Космический корабль совершил посадку на неизвестной планете, потому что…» и т.д.

Рассматривание иллюстраций, альбомов, картин по теме «Космос»: Рассматривание карты звездного неба, глобуса – макета Земли, модели солнечной системы; иллюстраций с космонавтами, космическими кораблями, космической станцией; фото из космоса.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице):уборка строительного уголка после сооружения ракеты, космической станции. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Безопасность . беседа: «Безопасность. Службы спасения»

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

Опыты и эксперименты, поисковая и исследовательская деятельность: «День-ночь»- объяснить детям почему бывает день и ночь.

Развивающие игры, дидактические игры «Сложи ракету из геометрических фигур», из счётных палочек.

Беседы«Земля – голубая  планета жизни»,  «Планеты солнечной системы», «Сколько звезд на небе?», «Первооткрыватели космоса».

Беседа с детьми на тему: «Что можно увидеть в телескоп»; «Кого берут в космонавты?»; «Планета Земля – какая она?».

Рассматривание сюжетных картинок по теме «Космос» (космические путешествия, животные в космосе, первые космонавты)

Рассматривание и чтение рассказов по теме: «Космос»

Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

Опыты и эксперименты, поисковая и исследовательская деятельность: «Затмение солнца», «Вращение луны»

Развивающие игры, дидактические игры «Сложи узор»  («Ракета- кубики Никитина), «Танграм» (космические корабли, жители неизвесной планеты, «Строим ракеты» из геометрических фигур.

Беседы«Земля – голубая  планета жизни»,  «Планеты солнечной системы», «Сколько звезд на небе?», «Первооткрыватели космоса».

Беседа с детьми на тему: «Что можно увидеть в телескоп»; «Кого берут в космонавты?»; «Планета Земля – какая она?».

Рассматривание сюжетных картинок по теме «Космос» (космические путешествия, животные в космосе, первые космонавты), книги С.Булацкого «Космос».

Рассматривание и чтение рассказов по теме: «Космос»

Викторина для детей «Удивительный мир космоса». 

Речевое развитие

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Чтение литературы по теме «Космос». Чтение книг о звездах и планетах, космонавтах. Стихи: «Космонавт» В.Степанов, «Ракета и я» А.Матутис, «Астроном» В.Степанов, «Космонавт» О.Высоцкая (Н.Нищева стр.406 «Современная система коррекц.работы в логопедической группе дл детей с ОНР»).

Описательные рассказы: Рассказ о профессии космонавта.

Знакомство с пословицами и загадками по теме «Космос» (Н.Нищева стр.409 «Современная система коррекц.работы в логопедической группе дл детей с ОНР»).

Речевые игры, дидактические игры – «Отсчёт взлёта», «Посчитай планеты, спутники».

Рассматривание иллюстраций по теме: «Космос»

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Чтение литературы по теме «Космос». Чтение книг о звездах и планетах, космонавтах. Стихи: «Космонавт» В.Степанов, «Наш спутник» Е.Стюарт, «Ракета и я» А.Матутис, «Астроном» В.Степанов, «Космонавт» О.Высоцкая, «Путешествие с луной» Н.Нищева (Н.Нищева стр.406 «Современная система коррекц.работы в логопедической группе дл детей с ОНР»).

Игры-беседы:Беседы о безопасности (отработка правил поведения в экстремальных условиях космоса).

Описательные рассказы: Рассказ о профессии космонавта.

Знакомство с пословицами и загадками по теме «Космос» (Н.Нищева стр.409 «Современная система коррекц.работы в логопедической группе дл детей с ОНР»).

Совершенствование навыка придумывания продолжения истории «Приземлившись на неизвнстную планету, космонавты вышли….»

Речевые игры, дидактические игры –Рассматривание иллюстраций по теме: «Космос».

Художественно-эстетическое развитие

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Отгадывание и составление загадок по теме «Космос»

Лепка «Веселые инопланетяне»; «Летающая тарелка».

Рисование «Комические корабли»

Аппликация: «Жители неизвестной планеты».

Музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения). Слушание «космической» музыки.

Подвижные игры с имитацией движений «Невесомость»

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Отгадывание и составление загадок по теме «Космос»

Лепка «Веселые инопланетяне»; «Летающая тарелка».

Рисование«Что я видел на другой планете»,«Животные, птицы и растения других планет», «Земля – голубая планета», «Лунный пейзаж», «Звезды и созвездия».

Аппликация: «Жители неизвестной планеты».

Музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения). Слушание «космической» музыки. Песни «Трава у дома» (В.Мигуля, А.Поперечный), «К дальним планетам» (С.Туликов, Ю.Полухин)

Подвижные игры с имитацией движений «Невесомость».

Физическое развитие

Двигательная деятельность (овладение основными движениями), формы активности ребёнка.

Утренняя оздоровительная гимнастика.

Подвижные игра для развитии чувства ритма «Луна» (Н.Нищева стр.409 «Современная система коррекц. работы в логопедической группе дл детей с ОНР»). «Кто быстрее соберёт все звёздочки»

Пальчиковые игра «Мы космический отряд», «Космонавт».

Двигательные, игровые упражнения: имитация движений полета в космос.

Физкультминутки «Подготовка к полёту», «Космонавт».

Рассматривание альбомов.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Книжный уголок: Книги для чтения и рассматривания (на выбор): К Булычев «Тайна третьей планеты».В. Калашников  “О звездах и планетах”; “Мифы звездного неба”. Е.Левитан «Малышам о звездах и планетах».А.Леонов «Я выхожу в космос», «Шаги над планетой».Н.Носов «Незнайка на Луне».

Центр продуктивной деятельности: создание мини-выставки «Космические корабли».

Взаимодействие с семьей и социальными партнерами

Привлечение родителей к беседам с детьми на тему «Космос» (беседа о Ю.Гагарине, В. Терешковой)

Выставка игрушек и творческих работ детей по теме «Ракета летит в космос» (аппликация с элементами оригами)

Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей- подготовительной группе с ТНР детского сада по теме

«Комнатные растения» (3 неделя апрель месяц)

Старший возраст

Подготовительный возраст

Образовательные области

Виды совместной деятельности

Виды совместной деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др. виды игр.

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Экскурсии в цветочный магазин.

Сюжетно-ролевые игры: «Цветочный магазин».

Моделирование проблемных ситуаций по правилам поведения. «Как, мы общаемся друг с другом»

Настольно-печатные игры:

«Выложи цветы» (мозаика),«Собери комнатное растение»,

«Собери букет»,«Цветочное лото»,Домино – «Цветы».

Рассматривание иллюстраций, альбомов, картин по теме «Комнатные растения»- альбом «Живая природа» выпуск №2,

Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице): Уход за комнатными растениями: поливка и мытье комнатных растений, рыхление. Трудовые поручения по наведению порядка в группе. Трудовые поручения по труду на участке: уборка участка от упавших веток.

Безопасность «Опасные ситуации на улице и во дворе» 

Игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др. виды игр.

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Экскурсии в цветочный магазин.

Сюжетно- ролевые игры: «Цветочный магазин».

Моделирование проблемных ситуаций по правилам поведения. «Как, мы общаемся друг с другом»

Настольно-печатные игры:

«Выложи цветы» (мозаика),«Собери комнатное растение»,

«Собери букет»,«Цветочное лото»,Домино – «Цветы».

Рассматривание иллюстраций, альбомов, картин по теме «Комнатные растения»- альбом «Живая природа» выпуск №2,

Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице): Труд в уголке природы: посадка гороха и укропа

Трудовые поручения по наведению порядка в группе. Трудовые поручения по труду на участке: уборка участка от упавших веток.

Безопасность «Опасные ситуации на улице и во дворе» 

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

Опыты и эксперименты, поисковая и исследовательская деятельность: заготовка талой воды для поливки комнатных растений, различная потребность комнатных растений во влаге, свете, тепле.

Развивающие игры  «Четвёртый лишний», «Назови части»,  «Назови признак»,  «Назови действие»,  «Один много»,  «Весёлый счёт», «Скажи наоборот» (на выбор)

Дидактические игры: "Угадай растение","Найди растение по названию «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений)

«Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок).

 «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты).

Беседы«Что растёт на окошке».

Беседа с детьми на тему: «Как ухаживать за комнатными растениями» (картотека в уголке природы).

Рассматривание сюжетных картинок с изображением комнатных растений - альбом «Живая природа» выпуск №2.

Наблюдение за работой воспитателя по подготовке теплицы к посадке растений. Наблюдения за пробуждением земли, первых ростков, первоцветов.

Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

Опыты и эксперименты, поисковая и исследовательская деятельность Опыт:  «Дыхание листа» - с какой стороны листа в растение проникает воздух. определить свойство проникновения воздуха.

Экологическая игра:

«Если бы ты был комнатным цветком».

Дидактические игры: "Угадай растение","Найди растение по названию",«За покупками  в цветочный магазин», «Что сначала, что потом» (порядок посадки растений). «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений)

«Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок).

 «Узнай по части», «Что перепутал художник?», « Отгадай по описанию».

«Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты).

Беседы«Что растёт на окошке».

Беседа с детьми на тему: «Как ухаживать за комнатными растениями» (картотека в уголке природы).

Рассматривание сюжетных картинок с изображением комнатных растений - альбом «Живая природа» выпуск №2.

Наблюдение за работой воспитателя по подготовке теплицы к посадке растений. Наблюдения за пробуждением земли, первых ростков, первоцветов.

Речевое развитие

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Чтение литературы по теме Чтение художественной литературы. Г. Охапкина «История одного растения». Стихи: «Гортензия», «Колеус», «Филокактус», «Зимний сад» - Н.Нищева(Н.Нищева стр.569 «Современная система коррекционной работы в логопедической группе дл детей с ОНР»).

Игры-беседы: «Когда это бывает?», «Мы идём в  цветочный  магазин». Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах.

Описательные рассказы: по предложенной теме «Любимое комнатное растение».

Знакомство с  загадками по теме комнатные растения  (Н.Нищева стр.570 «Современная система коррекционной работы в логопедической группе дл детей с ОНР»).

 

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Чтение литературы по теме Чтение художественной литературы. Г. Охапкина «История одного растения». Стихи: «Шефлера», «Гортензия», «Колеус», «Филокактус», «Зимний сад» - Н.Нищева(Н.Нищева стр.569 «Современная система коррекционной работы в логопедической группе дл детей с ОНР»). Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка»,стихотворения Е.Благинина «Бальзамин»,Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др., Л. Пилипенко «Аспарагус», «Каланхоэ», «Алоэ», «Камнеломка» и др.,

Игры-беседы:: Какая польза от алоэ?

Какие растения нельзя выращивать в доме?

Какие съедобные растения можно вырастить дома?

Ситуативный разговор и речевая ситуация по ситуации

Составление описательного рассказа «« Фикус», «хлорофитум»

Составление творческих  рассказов: «Какие комнатные растения живут у вас дома?»,

Беседа-рассуждение: Для чего цветку горшочек?; Может ли растение жить без воды?, Почему растению легче дышится -если его полить?

Разбор высказываний:  «Чесать языком».

 (фразиалогизмы)

Речевая игра: «Посмотри и назови», «Вспомни слова с помощью картинок», «Найди по описанию растение»,«Опиши, а мы отгадаем»,. 

Художественно-эстетическое развитие

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Рисование: ««Фикус» (рисование цветными карандашами);

Рисование по трафарету и шаблону «Комнатные растения»

Лепка: «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу» (фиалка),

Аппликация: «Кактус»

Конструирование из бумаги: «Цветок»

Музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения).Музыкальная релаксация П. Чайковский «Вальс цветов»,

Муз/д игра. «Угадай, кто позвал»

Хороводные игры: «Мы на луг ходили»,

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Рисование: «Хлорофитум» (рисование цветными карандашами);

Рисование по трафарету и шаблону «Комнатные растения»

Изотерапия: «Цветочное царство» коллаж

Лепка: «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу» (фиалка),

Аппликация: «Кактус»

Конструирование из бумаги: «Цветок»

Музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения).Музыкальная релаксация П. Чайковский «Вальс цветов»,

Муз/д игра. «Угадай, кто позвал»

Хороводные игры: «Мы на луг ходили»,

Физическое развитие

Двигательная деятельность (овладение основными движениями), формы активности ребёнка.

Утренняя оздоровительная гимнастика.

Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Караси и щука».

Пальчиковая гимнастика «Зимний сад» Н.Нищева (Н.Нищева стр.571 «Современная система коррекционной работы в логопедической группе дл детей с ОНР»).

Двигательные, игровые упражнения. «Пустое место» Цель: закрепление  умение быстро бегать.

Физкультминутки.

Рассматривание альбомов.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Книжный уголок: поместить книги для чтения, для рассматривания: альбом «Живая природа» выпуск №2.

Создать условия для игровой деятельности по желанию воспитанников - вынос атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Цветочный магазин». Центр продуктивной деятельности: Материалы и инструменты для творчества: бумага, карандаши, пластилин. Клей, природный и бросовый материал. Старые иллюстрации из книг и журналов. Алгоритмы рисования, лепки объектов – комнатных растений.

Взаимодействие с семьей и социальными партнерами

Привлечение родителей к совместному чтению  с  детьми  по вечерам: В. Верзилин «Путешествие с комнатными растениями» (главы)

Привлечь родителей к фотовыставке «Любимые цветы нашего дома».

Выставка  творческих работ детей по теме «Цветы нашего уголка природы»

Выпуск буклетов «Любимые цветы нашей семьи»

Обновление  информационных стендов «Для вас, родители!» и «Советы специалистов» рекомендациями по изучению темы недели и плана работы на неделю.

Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей- подготовительной группе с ТНР детского сада по теме

«Школа. Выпускной бал» (4 неделя апрель месяц)

Образовательные области

Старший возраст

Подготовительный возраст

Виды совместной деятельности

Виды совместной деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др. виды игр.

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Экскурсии к зданию школы № 390, с целью знакомства с ее территорией, помещениями. Экскурсия на школьный стадион.

Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад»,

Моделирование проблемных ситуаций по правилам поведения. «Поведение в театре» - закреплять правила культурного поведение я в общественных местах

Сюжетно-дидактическая игра:

Рассматривание иллюстраций, альбомов, картин по теме

Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице): Уход за растениями (поливать, рыхлить, протирать, мыть). Цель: совершенствовать навыки ухода за растениями различных видов. Знать способы полива. Выяснить влияние тепла на продолжительность жизни растений.

Дежурство в уголке природы, по столовой, по занятиям (формирование умения работать в паре)

Безопасность: Беседа «Как надо играть на участке, чтобы не пораниться» Цель: закладывать основы безопасного поведения, закреплять правила поведения на участке

Игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др. виды игр.

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Экскурсии к зданию школы № 390, с целью знакомства с ее территорией, помещениями. Экскурсия на школьный стадион.

Сюжетно-ролевые игры: «Школа»

Моделирование проблемных ситуаций по правилам поведения. «Поведение в театре» - закреплять правила культурного поведение я в общественных местах

Сюжетно-дидактическая игра:

Рассматривание иллюстраций, альбомов, картин по теме

Безопасность .Разыгрывание ситуаций по правилам поведения в школе (на перемене, товарищ забыл дома ручку и т.д.) Цель: закрепление правил поведения

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице): Уход за растениями (поливать, рыхлить, протирать, мыть). Цель: совершенствовать навыки ухода за растениями различных видов. Знать способы полива. Выяснить влияние тепла на продолжительность жизни растений.

Дежурство в уголке природы, по столовой, по занятиям (формирование умения работать в паре)

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

Опыты и эксперименты, поисковая и исследовательская деятельность:

Развивающие игры, дидактические игры:  Лото «Ассоциации», Лото «Цифры и буквы», «Кому что принадлежит»;  альбом «Профессии»

 «Собери портфель»,

«Для чего нужен предмет», «Кому что? «Узнай по описанию», «Можно - нельзя»;

Беседы «Хочу все знать» Цель: дать первоначальные знания о праве на образование; уточнить знания о дне знаний; приучать проявлять инициативу с целью получения новых знаний

Беседа с детьми на тему: «Для чего нужно учиться?»,

Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

Опыты и эксперименты, поисковая и исследовательская деятельность:

Развивающие игры, дидактические игры:  Лото «Ассоциации», Лото «Цифры и буквы», «Кому что принадлежит»; альбом «Профессии»

Д/и «Кто больше назовет школьных принадлежностей». «Собери портфель»,

«Для чего нужен предмет», «Кому что? «Узнай по описанию», «Можно - нельзя»;

Беседы «Хочу все знать» Цель: дать первоначальные знания о праве на образование; уточнить знания о дне знаний; приучать проявлять инициативу с целью получения новых знаний

Беседа с детьми на тему: «Для чего нужно учиться?»,

Рассматривание сюжетных картинок с изображением школьных будней.

Речевое развитие

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Чтение литературы по теме : «В школу» З.Александрова, «Как хорошо уметь читать»  В.Берестов, «Я спряталя кукол» Н.Найденова, «Скоро в школу» И.Токмакова (Н.Нищева стр.607 «Современная система коррекц.работы в логопедической группе дл детей с ОНР»).

Знакомство с  загадками по теме «Школа»

Речевые игры, дидактические игры «Кто больше назовет школьных принадлежностей».

Рассматривание иллюстраций по теме: «Школа».

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Чтение литературы по теме В. Драгунский, В.Медведев, Ю. Коваль «Смешные рассказы о школе», В. Моруга «Что ждёт меня в школе», А. Барто «В школу», «Первый урок»,Л.Н. Толстой «Филиппок» . «Первокласникам» Л.Дьяконов (Н.Нищева стр.609 «Современная система коррекц.работы в логопедической группе дл детей с ОНР»).  

Знакомство с пословицами и загадками по теме (Н.Нищева стр.610 «Современная система коррекц.работы в логопедической группе дл детей с ОНР»).  

Составление рассказа по картине «В школу» , «После школы» (Н.Нищева стр.609 «Современная система коррекц.работы в логопедической группе дл детей с ОНР»).  

Речевые игры, дидактические игры «Кто работает в школе», «Школьные принадлежности», «Мой путь в школу»

Рассматривание иллюстраций по теме: «Откуда ручка пришла…»

Художественно-эстетическое развитие

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Отгадывание и составление загадок по теме

Лепка «Цветные карандаши» 

Аппликация /Конструирование «Школа» Цель: активизировать конструктивные умении, полученные в старшей группезакреплять умение конструировать здания различного назначения, воспитывать художественный вкус;

Рисование «Школьный букет» Цель: учить детей рисовать цветы с натуры, располагая букет в центре листа; воспитывать художественный вкус.

Восприятие музыки / песенно-игровое и песенно-инструментальное творчество/ музыкально-ритмическая деятельность. - слушание песен о школе.

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения).

Отгадывание и составление загадок по теме

Лепка «Учитель и ученик» Цель: упражнять в лепке человека раной формы – девочка и конуса, мальчик из цилиндра; учить передавать не сложные движения

Аппликация«Школа» 

Рисование «Школьный букет» Цель: учить детей рисовать цветы с натуры, располагая букет в центре листа; воспитывать художественный вкус

Конструирование  Цель: активизировать конструктивные умении, полученные в старшей группезакреплять умение конструировать здания различного назначения, воспитывать художественный вкус;

Восприятие музыки / песенно-игровое и песенно-инструментальное творчество/ музыкально-ритмическая деятельность. - слушание песен о школе.

Физическое развитие

Двигательная деятельность (овладение основными движениями), формы активности ребёнка.

Утренняя оздоровительная гимнастика.

Подвижные игры: П/и «Смелые ребята». Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость

П/и «Пройди бесшумно». Цель: использовать ходьбу как средство воспитания выносливости

П/и «Назови меня».Цель: развивать способность создавать образ животного, используя мимику и жесты

Пальчиковые игра «Я выросла» («Картотека подвижных игр, пальчиковых игр, физминуток Н.Нищевой стр.61). «В школу» (Н.Нищева стр.612 «Современная система коррекц.работы в логопедической группе дл детей с ОНР»).  

Двигательные, игровые упражнения « Переменка» («Картотека подвижных игр, пальчиковых игр, физминуток Н.Нищевой стр.42).

Физкультминутки.

 Рассматривание альбомов «Для чего нужен режим дня?» Цель: развивать представления о составляющих здорового образа жизни: питание, прогулка, труд. деятельность, сон

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Книжный уголок: поместить для рассматривания книги о школе, школьных принадлежностях, празднике «День знаний», (Э. Успенский «Чебурашка идёт в школу», Ю.Мориц «Первое сентября», С.Маршак «Первый день календаря», Л.Петрушевская «Сказка про Азбуку»); фотографии выпускников детского сада прежних лет.

Пополнить с/р. игру «Школа»: внести портфель со школьными принадлежностями; карту-схему маршрута от детского сада до школы, кукольная школьная парта.

Центр продуктивной деятельности:Пополнить изо уголок материалом для работы в разукрашках на школьную тематику, альбом с подбором репродукций картин Ф. Решетников «Опять двойка», Кустодиев Б.М. «Земская школа в Московской Руси. 1907», Альфред Ранклей «Деревенская школа», Беноццо Гоццоли «Школа в Тагасте», Богданов-Бельский Н.П. «В школу», «Портрет моей самой первой учительницы в школе» Каменская Л.Н

Взаимодействие с семьей и социальными партнерами

Привлечение родителей к празднику, посвященному «Выпуску в школу»

 Предложить родителям ребенку рассказать о прошедшем празднике в д/саду. Рассказать детям о своих школьных годах, учителях, о своих школьных друзьях, рассмотреть фотографии. Принести свои фотографии для организации фотовыставки «Мои родители - школьники»

Отрабатывать безопасный путь до детского сада (С детьми подготовительного возраста).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Комплексно-тематическое планирование образовательной работы в старшей группе детского сада по теме "В царстве здоровья"

Методическая разработка  Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей  группе детского сада по  теме:  «В царстве здоровья »...

Методическая разработка "Комплексно-тематический план образовательной работы в средней группе детского сада по теме: «Сказочный мир цветов»"

Задачи: Дать понятие, что такое цветок, его строение.  Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом). Познако-мить детей с особенностями жизни и развития раст...

Методическая разработка комплексно - тематического планирования воспитательно - образовательной работы группы компенсирующей направленности № для детей со сложным дефектом

Методическая разработка комплексно - тематического планирования воспитательно - образовательной работы группы компенсирующей направленности №  для детей со сложным дефектом  в возрасте ...

Методическая разработка : "Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей-подготовительной группе детского сада" (март)

Комплексно-тематический план по лексическим темам : "Мамин праздник", "Весна.Признаки весны", "Перелетные птицы","Животные жарких стран и севера"....

Методическая разработка .Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми старшей группы «Радуга»

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности.Тема: «Сад. Фрукты»...