Из опыта работы "Музыка и экология"
консультация

Ольга Владимировна Калугина

Материал из опыта работы музыкального руководителя о влиянии музыки в формировании основ экологической культуры дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_muzyka_i_ekologiya.docx23.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №22» городского округа

город Салават Республики Башкортостан

 «Влияние музыки в формировании основ

экологической культуры дошкольников»

Подготовила: музыкальный руководитель

Калугина О. В.

г. Салават 2019 г.

       Воспитание чувств у детей является одной из наиболее важных педагогических задач, не менее важной, чем развитие умственных способностей. От чувств и эмоций зависит отношение ребенка к окружающему миру. В. Сухомлинский говорил: «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца»

     Экологическое воспитание дошкольников без “воспитания сердца” невозможно. На помощь здесь приходит музыка. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее. Дети должны слушать красивую музыку. Музыка способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Это породит красоту человеческого духа, человеческих чувств, мыслей. Да и сама музыка рождается благодаря великой природе. Доказательством этого может послужить высказывание великого немецкого композитора Бетховена: “Вы меня спросите, откуда я беру свои идеи?- Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тиши ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не встанут предо мной в виде нот”.

      В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из основных условий построения воспитательно-образовательного процесса является интеграция образовательных областей, которая способствует воссозданию целостной картины мира. Например, давая детям полное представление о животных, педагог знакомит их с образом жизни, ролью животных в жизни человека, а во время организации музыкально-художественной, продуктивной деятельности и чтения — с образами животных в произведениях писателей, поэтов, народного фольклора, а также с передачей этих образов в творчестве композиторов, художников.

     Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость. Одним словом, музыка оказывает огромное влияние на формирование основ общей культуры человека.     

     Чтобы более полно использовать музыку в экологическом воспитании, необходима продуманная система обучения и воспитания, различные формы и методы, а также создание условий, учитывающих возрастную психологию и педагогику.

      Для формирования у воспитанников экологической культуры (или иначе говоря, развития у детей умения видеть красоту природы и формирование осознанно-правильного отношения к ней) посредством музыки мною решались следующие задачи:

- Обогащать представления детей о природном мире;

- Воспитывать осознанно-бережное отношение к природе;

- Развивать у детей чувственное восприятие красоты природы и эмоциональную отзывчивость.

     В своей работе я использую разные виды музыкальных занятий: обычные, комплексные, тематические, доминантные. Занятия (часть занятий) часто проводятся в виде путешествий, сказки.  

     При организации занятий важно учитывать следующие моменты:

  1. Познание объекта природы начинается с наблюдения (на прогулке, в семье, на других занятиях). Эти наблюдения  на музыкальных занятиях дополняются прослушиванием музыки, художественным словом, картинами, образными движениями («Падают снежинки», «Ходит котик», «Прыгает зайка»). Таким образом, музыка выступает как эмоциональный помощник, дополняет, уточняет увиденное детьми.
  2. К одной и той же теме необходимо обращаться несколько раз. Это способствует развитию детского внимания и сохранению устойчивого интереса к одной теме. Сформировать внимательность у детей за один раз невозможно.
  3. Сезонные явления в природе ярче, образнее воспринимаются на музыкальных занятиях. Слушание музыки и стихов о природе – полезные элементы экологического воспитания ребенка. Дети более эмоциональны, чем рациональны, а музыка и поэтическое слово непосредственно воздействуют на их эмоции. Следовательно, при помощи музыки маленькому человечку легче объяснить, что все растущее и движущееся вокруг нас – живое, требующее к себе бережного отношения.
  4. При выборе материала (как музыкального, так и экологического) для занятий я, прежде всего, исхожу из привлекательности этого материала для ребенка и только потом перехожу к его значимости, так как иначе привлечь внимание дошкольников практически невозможно. Весь материал должен быть доступен детскому пониманию и усложняться постепенно. 

     Я думаю, что представления о природе, полученные в повседневной жизни, могут быть расширены, углублены, систематизированы не только во время организации познавательно-исследовательской деятельности, но и в процессе музыкально-художественной. При совместном восприятии музыки я широко применяю методы наглядности, такие как рассматривание иллюстраций, детских рисунков, фотоэтюдов, репродукций картин художников, а также найти путь к детскому сердцу помогает метод художественного слова. Наглядность, поэтическое слово в совокупности с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых музыкальных образов, связанных с явлениями природы, ее сезонными изменениями, и обеспечивают успешный результат.

     На музыкальных занятиях в младшей, средней группах, часто использую игровые моменты, сюрпризы, в процессе которых дети встречаются с игрушками-зверятами, оказавшимися в затруднительном положении. Ребятишки с удовольствием помогают зверятам спрятаться от дождя под зонтом, глупому птенчику найти свою маму, показывают зайчонку, как нужно греться зимой, поют для своих новых друзей песни, танцуют, играют с ними.

      Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки, летящая птичка, медвежонок с бочкой меда, котенок, свернувшийся клубочком на коврике, и др.). Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе.

     Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Народные подвижные и хороводные игры («Васька-кот», «Ворон», «Урожай» и мн.др.), а также музыкально-дидактические игры («Птица и птенчики», «В лесу», «Сороконожка», «Кто вышел погулять» и мн.др.) помогают мне в решении задач не только музыкального плана (развитие звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма), но и экологического направления.

      Значение праздников и развлечений, как одной из форм экологического воспитания трудно переоценить. Как показывают многие исследования, гармоничное становление личности ребенка невозможно без эмоционального отношения к окружающему миру. Эмоциональное развитие, «воспитание чувств» детей осуществляется под воздействием взрослых, которые задают ребенку эталон эмоционального отношения к природе. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.

     Я продумываю сценарии таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя и зрителем и участником совместной деятельности.  На чувства детей в комплексе оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и т.д. Важным в таких праздниках является не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений о природе, сколько включенность детей в переживание событий, осознании экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сказки, отдельного ее эпизода дети переживают, сочувствуют, испытывают острое желание помочь героям, стараются решить возникшую проблемную ситуацию.

     Содействуя воспитанию экологической культуры дошкольников, мы проводим немало праздников, развлечений, досугов с детьми  с элементами экологической направленности (например, осенний праздник «Под зонтом», «Пчелки - добрые подружки», «Осень в родном городе» и мн.др.), вместе с детьми участвовали в подготовке и поведении городского совета по экологии.

    На праздниках ребенок действует в коллективе сверстников. Здесь он проявляет свои способности, самоутверждается, совершает поступки в соответствии с нравственными эталонами. Проживание ребенком событий является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных ситуациях.  Красота природы, воспетая в музыке, задевает самые тонкие струны души, оставляя в сердце неизгладимый след. Все это формирует в дальнейшем бережное отношение к окружающему нас миру, способствует формированию экологической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар, обобщение опыта работы по теме "Экология"

В семинаре: актуальность работы по теме "Экология", цели и задачи работы, используемые формы работы и их положительные стороны....

Сообщение из опыта работы "музыка и патриотическое воспитание"

Патриотическое воспитание дошкольников должно сопровождаться музыкой, а «Музыка-необходимый душевный атрибут человеческого существования», так говорил еще Аристотель....

Из опыта работы «Детям об экологии»

  Ежегодно 5 июня в нашей стране отмечается День эколога. Всем известно, что экология – очень важная наука, наука о природе, о взаимосвязи человека и природы. Первые основы экологиче...

Сообщение из опыта работы "Экология и музыка в развитии личности ребёнка"

Развитие у детей умения видеть красоту природы и формирование осознанно - правильного отношения к ней посредством музыки....

Сообщение из опыта работы "Организация работы по формированию интереса у детей к классической и народной музыке"

Первым звеном в приобщении детей к музыкальной культуре является восприятие музыки. В сообщении рассказываю, как проходит работа по формированию интереса детей к классической и народной музыке в проце...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «ЭКОЛОГИЯ И МУЗЫКА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 города Данкова Липецкой области...