Сообщение из опыта работы "Экология и музыка в развитии личности ребёнка"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ширнина Светлана Александровна

Развитие у детей умения видеть красоту природы и формирование осознанно - правильного отношения к ней посредством музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 3 города Данкова Липецкой области

                       

 

                      СООБЩЕНИЕ

                ИЗ  ОПЫТА  РАБОТЫ

«ЭКОЛОГИЯ И МУЗЫКА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»

                               Подготовила: Ширнина Светлана Александровна,

                                                        музыкальный руководитель,

                                                     высшая квалификационная категория

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема стала особенно острой и приняла огромные масштабы. Экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. 

Концепция дошкольного воспитания определяет одним из приоритетных направлений в становлении базиса личностной культуры ребенка формирование его отношения к природе.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире.

Через природу ребенок приобщается к широкому кругу общечеловеческих ценностей. Среди них – познавательная ценность: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами неживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, вычисляет простейшие закономерности, осознает их непредложный характер.

Ценности преобразования: возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы.

Ценности переживания: ребенка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникает ее красотою, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с предметами и явлениями окружающего мира и одушевляет их. Условием для этого служит любознательность ребенка, которая направляется взрослым к объектам все более-более сложным и разнообразным. Взрослый вовлекает ребенка в область своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений, создавая зону совместных эмоциональных переживаний.

В результате формируется начало экологического сознания.

Одним из эффективных средств развития экологического сознания дошкольников может стать взаимосвязь природы и музыки. Музыка изобразительна и выразительна, она способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира. Войти в мир музыки и природы — значит научиться понимать особенный «музыкально-экологический язык».

Музыкальные пьесы, песни, инсценировки, в которых выражены настроения, созвучные какой – либо картине природы, времени года, развивают у детей эстетические чувства, музыкальность, образную речь (применение эпитетов, сравнений, характеризующих образы природы, животных, птиц, насекомых).

Услышать в музыке пение птиц, плеск волн, звон бубенцов под дугой, значит мысленно увидеть и лес, и речку, и цветы, ощутить дуновение ветерка, запахи земли.

Чтобы более полно использовать музыку в экологическом воспитании, необходима продуманная система обучения и воспитания, а также создание условий, учитывающих возрастную психологию и педагогику. Работая по данной теме я  придерживалась  следующих педагогических принципов: сезонность, системность, наглядность, доступность.

При выборе материала (как музыкального, так и экологического) для занятий я прежде всего исходила из привлекательности этого материала для ребенка и только потом переходила к его значимости, так как иначе привлечь внимание дошкольников практически невозможно. Весь материал должен быть доступен детскому пониманию и усложняться постепенно.

У дошкольников преимущественно развито наглядно-образное мышление, непроизвольное по характеру и мало по объему запоминания с неустойчивым вниманием. Поэтому наряду со слушанием музыки я использовала  другие виды деятельности, что составило основу комплексных занятий по тематическому принципу.

Вариативность:

слушание – движение

слушание – игра

слушание – пение

слушание – детский оркестр

слушание – рисование

слушание – рассказ

слушание – наблюдение

слушание – стихи

слушание – творчество детей

Выполняя музыкально-ритмические движения, малыши из младших групп представляют себя птичкой, которая летает, клюёт зёрнышки; зайчиком, который прыгает или дрожит; косолапым мишкой; ласковой кошечкой. Таким образом, музыка выступает как эмоциональный помощник, дополняет, уточняет увиденное детьми. В учебную программу включены и другие музыкальные миниатюры, с помощью которых ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа.

Слушание музыки и стихов о природе – полезные элементы экологического воспитания ребенка. Дети более эмоциональны, чем рациональны, а музыка и поэтическое слово непосредственно воздействуют на их эмоции. Следовательно, при помощи музыки маленькому человечку легче объяснить, что все растущее и движущееся вокруг нас – живое, требующее к себе бережное отношение.

Слушание музыки также сопровождается движениями, через которые дети передают эмоциональную окраску музыки. Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием слушают потешки, песенки-прибаутки, считалочки в исполнении педагога, подражают в песенках крику животных и пению птиц.

В старшей группе ребята слушают, музыкальные циклы "Времена года" П. И. ЧайковскогоА. Вивальди и А. К. Глазунова. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтичные картинки природы.     В процессе слушания музыки регулярно предлагаю детям бумагу и краски. «Рисование» музыки помогает ребятам более яркому её восприятию. Дети рисуют солнце, улыбающихся человечков, если музыка весёлая, дождь и тучи – если слышат минорную музыку. Интеграция музыки и рисования помогает детям глубже прочувствовать музыкальные образы, через картины природы выразить эмоции, передаваемые тем или иным музыкальным произведением. Такие задания активизируют творческое воображение детей, даже самые робкие малыши постепенно начинают раскрываться, ведь в рисунке ребёнок может выразить то, что не может сказать словами.

С огромным интересом для детей проходят экскурсии на свежем воздухе (например, «Секреты Осени», «Весенний ручеёк», «Братишки-муравьишки» и др)., когда можно услышать шорох листьев, шум ветра, пение соловья, дружное чириканье воробьев, стук каблуков по асфальту, звон капели и т. д.

В песнях всегда присутствует образ животного или какого-либо природного явления, тем самым продолжается формироваться любовь к природе, к животным, к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всем, что нас окружает. Песни о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, (поясняя заодно про съедобные и несъедобные), про овощи, выращенные на своем огороде и т. д.  Из песен, дети начинают понимать, что все вокруг живое, что и природу, и животных и птиц, нельзя обижать, а нужно любить, защищать и помогать.

Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т. д.). Используя знания об обитателях леса, которые дети получают на занятиях с воспитателями, мы закрепляем их с ребятами на музыкальных занятиях с помощью музицирования, например: песню птиц -  можно озвучить на треугольнике; песню пчелы  – обыграть  на бубне; стук дятла – кастаньеты, а песню соловья колокольчик.  Благодаря этому накоплению, дети смогут проявить свое творчество в музыке, создав шумовой оркестр.

Так же использую в работе:

  • пальчиковые игры, связанные по тематике с природой (например, «Гриб-грибок», «Паучок» и др.).
  • народные подвижные и хороводные игры («Васька-кот», «Ворон», «Репонька-репка» и мн. др.).
  • также музыкально-дидактические игры  («Птица и птенчики», «В лесу» и мн. др.), с помощью которых дети  узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных.

Так мне удаётся решать  задачи не только музыкального плана: развитие звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, но и экологического направления. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.

Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки, хомячок, набивший зерном щечки, котенок, свернувшийся клубочком на коврике, и др.). Представляют себя то бабочкой, то птичкой, то дождинкой или снежинкой, выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных. Ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску, которую даёт музыка. Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе. Важно не только послушать, но и обсудить, как композитор передал данный образ или явление природы с помощью музыки, а мы с помощью движений.

Формируя экологическое сознание своих воспитанников я стараюсь  проводить немало праздников, развлечений, досугов с детьми. В старшем дошкольном возрасте — это различные турниры, конкурсы, посиделки, марафоны, театральные постановки (например, праздник «День Земли», «Птицы — наши друзья», «Как готовятся звери леса к зиме» и мн. др.) При составлении сценариев экологических праздников я часто опираюсь на материал русского-народного творчества, т.е. на фольклор. Русский фольклор отражает поэтический образ природы, воспевает красоту лесов, полей, рек. Все это прекрасно окрашивается музыкой. Через музыку мы учим детей быть добрыми, отзывчивыми, любить и беречь природу; содействовать тому, чтобы дети были любознательными, умели вести себя в природе, наслаждаться богатством ее  проявлений.

Учитывая тот факт, что родители являются основным авторитетом для ребенка, необходимо сделать их своими союзниками и единомышленниками, способными оказать неоценимую помощь в процессе экологического воспитания.

Эффективной формой работы с родителями является праздник, особенно в настоящее время, когда большее количество семей сталкивается с социально – экономическими трудностями и живут в состоянии постоянного стресса, хронического недовольства. На экологическом празднике:

  • встречаются и общаются дети, родители и педагоги;
  • проводятся игры, викторины, конкурсы, сценки с экологическим содержанием, поются песни о природе, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке.

В результате совместной работы музыкального руководителя, коллектива детского сада и родителей диагностика экологического воспитания детей показала, что на конец года детей с низким уровнем экологического сознания нет. Количество же детей с  высоким уровнем экологического сознания – повысилось.

Исходя из опыта работы по теме «Экология и музыка в развитии личности ребёнка», хочется сделать некоторые выводы:

– дошкольное детство - это пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного;

– вводить музыкальные произведения на занятиях по экологическому воспитанию;

 – использовать на занятиях по экологическому воспитанию разные виды музыкальной деятельности;

– разработать методы и приемы использования разных видов музыкальной деятельности на занятиях по экологическому воспитанию дошкольников.

Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть красоту окружающего нас мира.

Таким образом, формы и методы работы с детьми по формированию у детей экологического сознания разнообразны, однако они будут намного эффективнее, если будут подкреплены яркими, положительными чувствами, которые вносит музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народной музыки в развитии личности ребенка (из опыта работы)

В статье обобщается практический опыт музыкального воспитания детей дошкольного возраста.Народная музыка способствует развитию ребенка, формируя у него чувство ритма и воображение, активируя память, м...

Влияние музыки на развитие личности ребёнка

Очень полезная статья для родителей и взрослых  о том,как музыка влияет на ребёнка, как нужно приобщать малыша к звукам...

Статья "Влияние музыки на развитие личности ребёнка"

Статья  "Влияние музыки на развитие личности ребёнка"...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ : «Слушание музыки - как один из видов развития мышления ребенка»

Слушание музыки  является составной частью единой системы слухового развития детей....

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «ЭКОЛОГИЯ И МУЗЫКА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 города Данкова Липецкой области...

Сообщение на родительском собрании на тему: «Взаимодействия детского сада и семьи в развитии личности ребёнка»

Вызвать у родителей позитивные эмоции для дальнейшего развития доверетительных, ответственных и взаимозависимых отношений в семье....