Консультация для педагогов «Основы экологической культуры ребенка дошкольника»
консультация

Терехова Наталия Анатольевна

В последнее время в современном мире особую актуальность приобретает проблема взаимодействия человека с окружающей средой. Существующие глобальные климатические изменения, уменьшение запасов питьевой воды, истощение природных ресурсов, угроза истребления множества видов растений и животных и многие другие экологические проблемы, связанные с потребительским отношением природных ресурсов приводят к проблеме отчуждения человека от природы, его низкого уровня формирования экологической культуры. Сейчас современная экологическая ситуация в мире заставила общество осмыслить ее по-настоящему, значит, и по-настоящему подойти к процессу экологического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Терехова Наталия Анатольевна,

воспитатель МАДОУ№26 «Кораблик»,г.Бердск

Консультация для педагогов

«Основы экологической культуры ребенка дошкольника»

В последнее время в современном мире особую актуальность приобретает проблема взаимодействия человека с окружающей средой. Существующие глобальные климатические изменения, уменьшение запасов питьевой воды, истощение природных ресурсов, угроза истребления множества видов растений и животных и многие другие экологические проблемы, связанные с потребительским отношением природных ресурсов приводят к проблеме отчуждения человека от природы, его низкого уровня формирования экологической культуры. Сейчас современная экологическая ситуация в мире заставила общество осмыслить ее по-настоящему, значит, и по-настоящему подойти к процессу экологического воспитания.

 Под экологической культурой понимается наследуемый и формируемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека

Мы очень часто слышим и произносим слово «экология». Наука сложная, важная и нужная. Наука актуальная.

Воспитание экологической культуры — долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты

Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально - положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Наблюдая на практике, современные дошкольники обладают большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, мультфильмов. Только в процессе целенаправленной работы детского сада и родителей можно сформировать у детей экологическую культуру, экологическое мышление, экологическое сознание.

Мы должны с малых лет воспитывать в детях четкое понимание: человек - часть природы. Не будет зелени, животных - и ему не жить на Земле. И наоборот: чем богаче мир вокруг, тем лучше человеку будет жить в этом мире.

Познание ребенком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств. Поэтому, сообщая детям знания о животном и растительном мире, взрослые одновременно сообщают им правила поведения в природе.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью.

Экологическое образование дошкольника решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства.

Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.

Формирование  экологической культуры дошкольника - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения

В процессе обучения формированию экологической культуры можно использовать следующие формы работы: беседы, дискуссии, часы общения, ролевые игры. В ходе таких мероприятий происходит взаимодействие взрослых и детей, которое дает большие возможности для установления связей между условиями природной среды и ее обитателями, между животными и растениями, между деятельностью человека и состоянием природного окружения.

Среди эффективных способов экологического образования детей важно отметить экскурсии и прогулки. С целью удовлетворить стремление познать как можно больше об окружающем мире и природных явлениях, привлекающих внимание, дети среднего возраста активно включаются в процесс наблюдения. Наблюдение – это главный способ формирования у дошкольников конкретных представлений о природе, основа образного мышления. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе, общения с ней, речевой.

Ознакомление детей с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее, выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды, на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей как сред образующего фактора.

Таким образом, через объединение различных видов деятельности у дошкольников формируется целостное видение картины окружающего мира.

 «Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума »(В А. Сухомлинский).

Мы, взрослые, привлекая детей к познанию мира растений и животных, должны способствовать активному развитию у них таких качеств как трудолюбие, терпение, доброта и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека и станут его основой.

Для примера по работе с детьми в рамках экологического воспитания предлагаю вам дидактические экологические игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Основы природного закаливания ребенка в детском дошкольном учреждении».

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. По...

Консультация для педагогов "Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста"

основы воспитания культуры здоровья у дтей дошкольног овозраста...

Консультация для педагогов «Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их реализации. В этих усло...

Консультация для воспитателей Основы Экологической культуры в дошкольном возрасте

Содержание Введение                                                  ...

Консультация для родителей «Основы экологической культуры ребенка дошкольника»

На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознан...

Консультация для педагогов "Формирование экологической культуры дошкольников"

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные в...