Консультация для педагогов "Формирование экологической культуры дошкольников"
консультация
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование экологической культуры дошкольников»
Слово «экология» происходит от древнегреческого слова «экойс» – дом, обитание, жилище и «логос» - учение, наука.
Впервые этот термин был введен в 1886 году немецким биологом Эрнстом Генрихом Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ с окружающей средой.
Экология - наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания, об организации и функционировании биосистем различных уровней.
Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование и развитие экологической культуры человека.
Экологическая культура – часть общей культуры человека, направленная на гармоничное сосуществование человеческого общества и окружающего природногомира.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саду.
Впервые «направление экологическое воспитание в детском саду» появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и было нацелено на ознакомление ребенка с природой.
В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому, т.е. к природосбережению.
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.; Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-фз «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, экологическое воспитание является одним из приоритетеных направлений развития воспитания в дошкольной организации и ставит перед педагогами следующие задачи:
1. Развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира.
2. Воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
Эффективность развития экологической культуры дошкольников состоит в использовании педагогом разнообразных форм, методов и приемов работы. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.
В экологическом воспитании детей широко используются следующие методы обучения: наглядные, практические, словесные.
Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы – позволяют воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.
Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию:
- непрерывная образовательная деятельность;
- экскурсии, целевые прогулки;
- экологические досуги и праздники;
- экологические акции;
- прогулки;
- трудовая деятельность на прогулке, уголке природы, цветнике (огороде);
- проектная деятельность.
Работа с родителями - одна из важнейших форм экологического воспитания.
Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда детский сад и семья действуют в одном направлении. Поэтому работа с родителями – одна из важнейших форм экологического воспитания.
Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Формы работы с родителями:
- анкетирование, опросы;
- родительские собрания, семинары, мастер-классы, консультации;
- оформление наглядной информации;
- совместные акции, конкурсы, выставки;
- совместные праздники, досуги;
- выпуск газет, плакатов, журналов, фотоальбомов;
- привлечение к субботникам, озеленению территории;
- совместные экскурсии;
- участие в проектной деятельности.
Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.
Педагог при формировании экологической культуры дошкольника всегда должен придерживаться следующих принципов:
- научность;
- доступность;
- целостность;
- деятельность;
- системность.
Формирование экологического сознания, экологической культуры ребенка— это длительный процесс, который требует от педагога личной убежденности, умения заинтересовать и пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу. Ведь только экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
Подготовила:
старший воспитатель
Мещерякова А.Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Формирование основ экологической культуры дошкольников".
Одной из основных целей экологического воспитания является, формирование экологической культуры, под которой мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, де...
Консультация на тему: «Формирование основ экологической культуры дошкольника».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 85» Консультация на тему: «Формирование основ ...
Консультация для педагогов «Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их реализации. В этих усло...
Консультация для педагогов "Организация взаимодействия с родителями по проблеме формирования экологической культуры дошкольников"
2017 год объявлен годом экологии. В работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников одной из важных составляющих является работа с родителями воспитанников....
Консультация для родителей «Формирование экологической культуры дошкольников»
Консультация для родителей «Формирование экологической культуры дошкольников»...
Консультация «Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников»
Консультация «Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников»Понятие экологической культуры старших дошкольников.Экологическая культура – это одно из нов...
Консультация для воспитателей "Экологическая культура дошкольника"
Постигая законы природы, человек становится все более могущественным. Современный человек все в большей мере приобретает власть над силами природы, все шире использует эти силы, богатства природы для ...