Консультация для педагогов "Организация взаимодействия с родителями по проблеме формирования экологической культуры дошкольников"
консультация на тему

Дугина Ирина Юрьевна

2017 год объявлен годом экологии. В работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников одной из важных составляющих является работа с родителями воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Организация взаимодействия с родителями по проблеме формирования экологической культуры дошкольников в аспекте системно-деятельностного подхода»

 В наше время проблемы экологического воспитания детей не только потеряли своей актуальности, а наоборот, выходят на первый план. Причиной этого является деятельность человека, который, вмешиваясь в первичный цикл природы, нарушает его экологическое равновесие, чем, сам того не подозревая, губит и без того хрупкий механизм. Такая экологически безграмотная, расточительная, пагубная для природы деятельность человека негативно влияет и на нас самих. Ведь всё то, что необходимо человеку для жизни, для его существования дает ему окружающая среда. Наша планета устроена таким образом, что дает все благоприятные возможности для появления и существования на ней различных форм жизни. Человек, как разновидность живых существ, также имеет возможность жить и развиваться благодаря имеющимся условиям, которые обеспечивает природа. Отсюда вывод -значение природы в жизни человека первостепенна, основополагающая, фундаментальна.

А заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

В работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников одной из важных составляющих является работа с родителями воспитанников. Ведь только опираясь на семью, только совместными усилиями, продвигаясь в едином ритме мы сможем решить нашу главную задачу –воспитать человека экологически грамотного, умеющего просто любить всё живое, бережно относясь к нему и желающего сберечь и сохранить то, что подарила ему мать-природа.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц –уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их общаться с ними. Поэтому, на плечи воспитателей ДОУ ложится огромная ответственность за экологическое воспитание подрастающего поколения. Наша задача –показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, побудить их к содействию на личном примере, а не на словах, демонстрировать ребенку верное поведение в природе.

Что же означает это понятие «экологическая культура»? Экологическая культура –это экологические знания, практические навыки, эстетические переживания (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться её красотой).

Я хочу поделиться своим опытом работы с родителями по экологическому воспитанию и образованию дошкольников, которая базируется на привлечение родителей к проектной деятельности детей по экологическому воспитанию дошкольников.

Цель: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, привлечение родителей к совместной работе по формированию экологической культуры у детей.

Задачи:

1.Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2.Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить её и уметь охранять.

3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды нашего населенного пункта.

5.Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать её.

Проектная деятельность способна систематизировать работу по экологическому воспитанию детей, задействовать различные формы работы, активно привлекать родителей. Итак, о формах работы с родителями, которые можно использовать в рамках реализации проекта «Экологическая тропа». Конечно, никуда не деться без традиционных методов и форм работы, таких как родительские собрания, консультации, беседы, конференции. Но и нетрадиционные формы не уступают в своей эффективности, такие как деловые игры, игры –экскурсии, различные экологические акции, педагогические ширмы, соревнования, домашнее задание, круглый стол, работа на участке, озеленение территории ДОУ, совместная с детьми деятельность.

При выборе той или иной формы работы следует обратить внимание на контингент родителей, их интересы, деятельность, творческие возможности и способности. То есть, как и в работе по воспитанию дошкольников придерживаться индивидуального подхода. Традиционные формы работы рассчитаны на широкий круг лиц, не всегда являются эффективными и результативными. Что касается нетрадиционных форм работы –здесь при помощи дифференцированного подхода к работе с родителями, результативность и эффективность работы возрастает, при том условии, что педагог будет находить и применять, верные способы взаимодействия и работы.

Ещё немаловажно при общении с родителями верно выстраивать диалог. Назидания, четкие инструкции, условность, рамки, конкретика –все то, что наши родители получают ежедневно на работе, ведет к тому, что ответной положительной реакции можно ждать лишь от малой доли родителей. А нам нужен эмоциональный отклик, желание помогать и совместно работать в заданном направлении. Поэтому жесткий диктат «откладываем в дальний ящик». Привлечь же родителей к совместной деятельности, решению важных задач и нахождению общих верных решений, поможет положительный настрой, дифференцированный подход и разнообразие форм работы.

На начальной стадии проектной деятельности, в работе с родителями целесообразно провести обычное родительское собрание на тему «Воспитание экологической культуры дошкольников». При этом, начав его с проведения игры –соревнования между командами детей и родителей. Эта игра продемонстрирует знания в области экологии обеих команд, заставит задуматься родителей об уровне своей экологической культуры. Затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, дать оценку и подвести итог.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями - необходимое условие формирования экологического сознания дошкольников

Презентация для доклада на семинаре по экологическому воспитанию, создане на основе деятельности нашего детского сада....

«Проблема формирования экологической культуры ребёнка»

Конспект мероприятия с родителями (круглый стол)...

Консультация для родителей «Формирование экологической культуры дошкольников»

Консультация для родителей «Формирование экологической культуры дошкольников»...

Консультация для родителей "Формирование экологической культуры дошкольников".

Консультация для родителей "Формирование экологической культуры дошкольников"....

Педагогический проект на тему: "Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности. Мусор – проблема настоящего"

Человечество вступило в новую эпоху взаимодействий с окружающей природой,  и, как следствие, понимание того, что целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина пла...

Консультация для родителей «Формирование экологической культуры дошкольников»

Консультация для родителей «Формирование экологической культуры дошкольников»...

Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников Консультация для родителей

        Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность....