Квест и инициатива детей (20.08.20)
методическая разработка

Пантелеева Евгения Григорьевна

Экспресс-маршрут для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekspress-marshrut_kvest_i_initsiativa_detey.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Экспресс-маршрут для педагогов ДОУ

Квест-игры в развитии активности, инициативности детей

в образовательном пространстве ДОУ

30.10.2019

Воспитатель: Пантелеева Е.Г.

Квест – образовательная технология, которая позволяет педагогам решать комплекс развивающих и обучающих задач, в том числе развивать познавательную активность дошкольников, самостоятельность мышления и деятельности, умение общаться и взаимодействовать в группе сверстников

Одна из наших задач – научить детей проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – задача ФГОС ДО. Ребенок добьется успеха во взрослой жизни, если будет нацелен на активную познавательную деятельность, будет хотеть и уметь учиться самостоятельно.

В определении понятия «детская самостоятельность», которое давали Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Г. А. Цукерман, можно условно выделить три составляющие. Это, во-первых, способность сделать что-то без помощи взрослого; во-вторых, инициативность, в-третьих – готовность обратиться к взрослому с вопросом.

Квест как образовательная технология позволяет ребенку проявить и развить все три составляющие детской самостоятельности. В основе этой игры заложена идея самостоятельной деятельности группы детей в решении интеллектуальных, физических, творческих и коммуникативных задач.

Во время прохождения квеста дети обсуждают предположения друг друга, догадки о найденных подсказках и заданиях и сами принимают решение, куда идти в поисках задания. Им приходится догадываться, в чем состоит задание и как его выполнить. Они выполняют задания и получают промежуточные результаты также самостоятельно. И только когда дети получают конечный результат, они взаимодействуют со взрослым, который «принимает» у них этот результат. На всех этапах дети могут обратиться за помощью к педагогу. Но и в этом случае педагог не решает за детей задания, а помогает наводящими вопросами принять решение самостоятельно.

Как обеспечить самостоятельность детей на каждом этапе квеста

Для того чтобы квест выполнил свою задачу – предоставил детям опыт самостоятельного размышления, принятия решения и действий, обеспечьте специальные условия игры на всех этапах – от подготовки до завершения.

Мотивируйте детей. Заранее расскажите дошкольникам о квесте, заинтересуйте их, в том числе тем обстоятельством, что все задания они будут выполнять в игре самостоятельно. В начале квеста поместите детей в игровую ситуацию: поставьте четкую цель игры, обозначьте причину, почему важно достичь цели. В квесте «Делу время – потехе час» главная цель – найти пропавшие стрелки, чтобы починить часы.

Разучите с детьми правила заранее. Накануне игры познакомьте дошкольников с правилами квеста. Если до начала игры дети хорошо усвоят правила, они смогут самостоятельно проходить квест, будут понимать, что, как и зачем следует делать. В предлагаемом квесте шесть правил, одно из них сопровождает схема для лучшего запоминания.

Включите в квест задания разных типов. Для квеста предлагайте задания на разные виды деятельности и умения детей. Задания должны основываться на опыте дошкольников, являться результирующими для ранее освоенных знаний и умений. Однако формулируйте задания так, чтобы детям требовалось подумать и догадаться о том, что нужно сделать. Например, в задании № 2 предлагаемого квеста дети должны догадаться, что от них требуется не только найти отличия, но и сосчитать их (так как результатом должна стать цифра).

Охватите больше помещений. Задействуйте для квеста групповую, физкультурный зал, кабинет психолога, музыкальный зал. Чем больше помещений детям нужно будет пройти, тем больше азарта вызовет квест.

Разделите детей на команды. Участвовать в квесте может вся детская группа. Однако, если можете привлечь свободного педагога (логопеда, психолога) для сопровождения подгруппы детей, разделите детей на команды. Чем меньше дошкольников в команде, тем больше вероятности, что каждый ребенок проявит себя.

Первую подсказку дайте в расшифрованном виде. В начале квеста предложите игрокам первую подсказку о том, где искать задание, в расшифрованном виде, чтобы они освоились и поняли, в чем суть подсказки. Следующие подсказки дети смогут по аналогии расшифровывать самостоятельно.

Не торопите детей и не решайте за них. Давайте детям достаточно времени, чтобы обдумать, обсудить и принять решение, не торопите их и не подсказывайте. Если дети обращаются за помощью (а эта возможность предоставляется одним из правил), то задавайте наводящие вопросы. Например, если они не догадываются, что нужно сосчитать отличия в задании № 2 предлагаемого квеста, педагог спрашивает: «А что мы ищем в этой игре? Что мы должны найти в результате выполнения задания?». Он не говорит прямо, а намекает на то, что результатом должна быть цифра. При таком подходе вероятность того, что кто-либо из детей догадается о сути задания, увеличивается.

Если дети не догадываются, например, что задание № 4 – это шифровка, педагог задает вопросы: «Что вы видите? Как вы думаете, что нужно сделать? Что обозначает каждый значок? Какой букве он может соответствовать?». В этом случае это почти инструкция. Вероятность, что дети сами догадаются, определяется тем, были ли у них в опыте подобные задания.

Поздравьте детей с достижением цели игры. На заключительном этапе проверьте, правильно ли дети выполнили задания, похвалите и поздравьте их с тем, что они достигли цели игры. Важно, чтобы дети завершили игру в праздничном настроении.

Зачем подводить итоги квеста вместе с детьми

Обсуждать квест с детьми, как и любое занятие или игру, важно как для дошкольников, так и для педагогов. Детям это позволяет лучше осознать основные моменты события, научиться делать выводы, высказывать собственное мнение, понять значение различных социальных проявлений людей (например, помощь, внимательность к другим, ответственность).

Педагоги в процессе обсуждения квеста получают обратную связь (информацию): насколько интересным оказался квест для детей, что они думают об игре, ее заданиях, понравилось ли им самостоятельно находить подсказки и выполнять задания в ходе игры.

Поскольку квест – всегда эмоционально емкое событие, лучше обсуждать его через некоторое время в тот же день. Например, если квест – в первую половину дня, то обсуждение – во вторую либо на следующий день.

Один и тот же вопрос либо его разные формулировки следует задать нескольким детям. Это позволит воспитателям увидеть, сходятся или различаются мнения дошкольников в группе, и дать нескольким детям опыт высказывания собственной позиции.

Если дети склонны присоединяться к уже высказанному мнению (что часто бывает, так как это легко), то следует побудить их подумать и высказать другое мнение, которое будет отличаться от предыдущего. Можно сказать, например: «Хорошо, что тебя тоже заинтересовало (понравилось…), но все люди разные, нам часто интересны (нравятся, кажутся трудными или легкими…) разные вещи. Поэтому правило такое: вы можете сказать, что вам тоже (как и Саше) понравилось задание… но потом сказать, какое еще задание понравилось (заинтересовало…)». Можно также спросить, кому понравилось другое задание.

Для обсуждения с детьми квеста используйте несколько вопросов (в их разных формулировках), которые позволят поговорить о разных сторонах игры и сконцентрировать внимание детей на важных для их личностного и социального развития аспектах. Приведем примеры таких вопросов.

Спросите у детей «Что понравилось в квесте?» (Что порадовало тебя? А что развеселило Сашу?). Эти вопросы обращают внимание детей на позитивные составляющие игры, позволяют поговорить о приятных, радостных, веселых моментах. Можно использовать разные формулировки вопросов одного типа, чтобы показать оттенки эмоции радости.

Вопрос: «Что (какое задание) было самым интересным?» («А какое задание заинтересовало тебя, Маша?») – позволит дошкольникам лучше осознать собственную эмоцию интереса и узнать, что заинтересовало других детей. Все это важно для воспитания познавательных интересов и активности ребенка.

Ответ на вопрос: «Какое задание было самым трудным?» («А ты как думаешь?») – позволит оценить индивидуальные различия детей в восприятии трудности заданий. Хотя может быть и так, что дети скажут, что все было легко. В процессе игры, наблюдая за детьми, отметьте для себя, какие задания окажутся для дошкольников более трудными.

Если дети ответят, что все задания были легкими, можно спросить: «Как вы думаете, детям другой группы какие задания могут показаться трудными?». Отвечая на этот вопрос, дети, естественно, укажут на то, что им самим показалось более трудным.

Ответ на вопрос: «А какое задание показалось самым легким?» («А ты как считаешь?») – позволит с другой стороны подойти к детскому восприятию легкости-трудности заданий.

Спросите у детей: «Кто хотел бы сам придумать задание для квест-игры?» Если кто-то из детей захочет, то это будет хороший повод для самостоятельной творческой интеллектуальной деятельности дошкольника. Такие задания можно использовать в мини-квестах, указывая на автора задания.

Вопрос: «Что нужно делать, какими нужно быть людям в команде, чтобы она лучше справлялась с заданиями?» – поможет детям осознать и повторить правила взаимодействия в команде (слушать других, помогать, высказывать свою позицию). Слушая ответы детей, подкрепляйте их позитивными примерами из квеста.

Цель: создание  радостного, веселого, праздничного настроения у детей.

Задачи:

  • закрепить знания у дошкольников о ПДД.
  • развивать коммуникативные качества, владение эмоциями, быстроту реакций.
  • формировать у детей умение самостоятельно принимать решение.

Оборудование:

мегафон, ящик-посылка, кисти, краски, письмо написанное воском, тазик с водой, конверты, буквы (жезл), 4 картинки (лиса, лук, лыжи, лес), книга, внутри с карточкой-схемой, кубик с буквой Е, карточка с вопросительным знаком и вопросами, кубик с буквой 3, конверт с разрезанной картинкой жука, жезл, три малых обруча, кубики красного, желтого, зеленого цвета, запрещающие дорожные знаки, предупреждающие дорожные знаки, 2 самоката, кегли, костюм инспектора ГИБДД.

Ход образовательной деятельности:

Команда детей (8-10 чел.) заходит в специально подготовленное помещение. В помещении разложены различные предметы, не имеющие отношения к ПДД и ничем не связанные по смыслу друг с другом.

Произносится текст через мегафон:

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам поучаствовать в игре «Дорожный квест». Послушайте внимательно инструкцию о том, как себя вести во время квеста.

Квест – это командная игра. Вашей команде нужно за 10 минут, не выходя из музыкального зала, найти один предмет. Этот предмет принадлежит сотруднику ГИБДД.

Выполняя разные задания, вы будете находить те буквы, из которых сложите слово. Прочитайте слово. Оно и будет обозначать предмет сотрудника ГИБДД. После этого ищите этот предмет. На выполнение каждого задания у вас будет 1 минута.

Вы имеете право на 5 подсказок. Задать вопросы можно организатору.

Будьте внимательны! Удачи вам! Время пошло.

Педагоги расходятся по залу, рассматривают предметы, обмениваются мнениями и предложениями.

Организатор:

- Коллеги, обратите внимание! Здесь посылка. На ней адрес: «Для педагогов МКДОУ «Детский сад № 24» от сотрудника ГИБДД. Давайте быстрее откроем!

(В посылке лежит письмо, краски, кисти, баночка с водой, салфетка. Педагоги высказывают свои предположения.)

- Ничего не пойму! Зачем –то краски, кисти.

- Может, письмо прочитаем и все поймем?

Вскрывается конверт, но в нем белый лист бумаги. Педагоги недоумевают, предлагают свои решения.

 «Дорогие педагоги!»

Я сотрудник ГИББД, попал в неприятную ситуацию, у меня пропал очень важный предмет. Без него я не могу работать. Помогите мне найти его! Надеюсь на вашу смекалку!»

Организатор:

- Ну что, поможем? С чего начнем? Помните, нам подсказывал организатор, что нужно сложить слово. Значит, что будем искать? Буквы!

Участники могут искать буквы произвольно, но чтобы потом догадались, какое слово получится из этих букв.

Задание 1

В коробке участники находят картинки: лиса, лыжи, лес, лук и карточку с вопросом: «что объединяет эти картинки?»

Ответ: все слова, обозначающие эти предметы, начинаются с буквы «Л».

Значит надо искать букву «Л».

После того, как она найдена, выставляют ее в специально подготовленное место.

Задание 2

Черный ящик

Участвует один человек. Ему предоставляется несколько банок с разными наполнителями. В одной из них находится подсказка. Он на ощупь должен найти её.

За правильный ответ выпадает (откуда-то) кубик с буквой «Е».

Задание 3

Снайпер

Задание 4

Находят разрезанную карточку с изображением жука. Складывают. Думаю, что это означает.

Ответ: жук по внешнему виду напоминает букву «Ж». Значит, надо искать букву «Ж».

Из букв складывается слово «ЖЕЗЛ».

Организатор:

-Теперь ясно, что надо найти. А что такое «жезл»? (участники объясняют).

Давайте спросим ведущего, что нам делать дальше.

Ведущий (через мегафон):

- Да, вы правильно отгадали слово. Это жезл. Но чтобы его найти, необходимо выполнить  ещё задания.

Рефлексия.

Ведущий. В завершении нашей встречи хочу поделиться с вами одним мудрым высказыванием: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи» (Б.Шоу). Поэтому,  в качестве рефлексии хочу предложить вам метод «Чемодан наших успехов и достижений»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательной инициативы детей в исследовательской деятельности через объекты живой и неживой природы"

Развитие познавательной инициативы детей в исследовательской деятельности через объекты живой и неживой природы...

Творческая инициатива детей в игре

консультация для воспитателей...

Фотоотчет "Игры возникающие по инициативе детей"

В играх, возникающих по инициативе самих детей, отражаются умения приобретенные дошкольниками в совместных со взрослыми играми....

О технологиях, развивающих активность и инициативу детей в в образовательном процессе

Обновление содержания образования требует от нас  развития таких компетенций, которые помогли бы  строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями. А значит, использов...

"Сюжетно-ролевая игра, как важный фактор развития познавательной активности и инициативы детей старшего дошкольного возраста.

Статья о развитии инициативы и активности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру....

Консультация для педагогов «Квест-игра как средство развития инициативы детей в ДОУ»

Квест- игра – современная образовательная технологияКвест является разновидностью игровой технологии и обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелен на развитие...