"Развитие познавательной инициативы детей в исследовательской деятельности через объекты живой и неживой природы"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру по теме

Уваровская Татьяна Владимировна

Развитие познавательной инициативы детей в исследовательской деятельности через объекты живой и неживой природы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

по теме самообразования:

«Развитие  познавательной инициативы через исследовательскую деятельность»

Составитель: Уваровская Т.В., воспитатель

высшей квалификации

МБДОУ д/с №167

Сентябрь

  1. Подбор и изучение  литературы  по теме самообразования:

Цель: повышение профессионально-педагогического уровня  знаний. Учить детей наблюдать, думать, анализировать, делать простейшие умозаключения и выводы. Воспитывать самостоятельность.  Развитие познавательной инициативы у детей.

  1. Приобретение электронного конструктора «Знаток».
  2.  Подбор художественной литературы: сказки, стихи, загадки, проблемные ситуации.
  3. Подготовить оборудование (пополнение  мини-лаборатории).
  4. Написание планов на 2012-2013 учебный год.

Используемая литература:

  1. Тугушева Г.П., ЧистяковаА.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Детство-Пресс,2007г.
  2. Горькова Л.Г. , Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»,Вако, Москва, 2008г.
  3. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес» - опыты и эксперименты  для детей от3 до 7 лет, Речь, Москва, 2007
  4. Корнилова В.М. «Экологическое окно в детском саду»,Сфера, Москва, 2008г.
  5. Колос Г.Г «Сенсорная комната в ДОУ», Аркти, Москва,2007 г.
  6. Ковинько Л.В. «Секреты природы – это так интересно»,Линка – Пресс, Москва, 2004
  7. Рыжова Н.А. программа «Наш дом – природа», 1998 год.
  8. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., 2005 г.,
  9. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г.
  10. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005

Тема: «Волшебная бумага» (1 часть)

Цели:

  1. Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги -  точное копирование рисунка;
  2. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявляя зависимости;
  3. Развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата;
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
  5. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Тема: «Волшебная бумага» (2 часть)

Цели:

  1. Способствовать расширению знаний детей о свойствах копировальной бумаги – возможность получения нескольких копий рисунка;
  2. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
  3. Подвести детей к пониманию зависимости количества копий от силы нажима на карандаш.

Предварительная работа:

    Свободное экспериментирование с копировальной бумагой.

Тема: «Человек»

Занятие: «Наши руки»        

Цель:

  1.  Дать понятия о важности человеческой руки. О тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства (ласка, жалость, брезгливость, успокоение, приветствие, ухаживание). Развивая руку, мы развиваем речь. Рука как орган познания, осязания, ощупывает, совершает действия.
  2. Опытническим путем активизировать внимание детей на функциональной значимости рук человека.        

Дидактическая игра «Поговорим без слов».

Дидактическое упражнение «Кто быстрее сосчитает пуговицы».        

Занятие: «Что можно почувствовать кожей?»        

Цель:

  1. Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности.
  2. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах.
  3. Развивать умения устанавливать связь между состоянием кожи и состоянием организма. Учить детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности. Развивать пытливость, любознательность, находчивость, внимание.        

Беседа: «Наши помощники»

Опыт: «Слушай во все уши»        

Цель: 

  1. Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков.
  2. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.        

Опыт: «Как мы чувствуем запахи?»        

Цель: 

  1. Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными.
  2. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа.
  3. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу  экспериментирования.        

Тема: «В мире электричества»

Занятие: «Как увидеть и услышать электричество» 

Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»        

Цель: 

  1. Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии.
  2. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии.
  3. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.        

Занятие: «Электроприборы»        

Цель:

  1.  Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами.
  2. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа).
  3. Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками).
  4. Развивать любознательность.        

Тема: «Вещество. Камни»

Занятие: «Какими бывают камни?»        

Цель: 

  1. Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.
  2. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней.
  3. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе.
  4. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.        

Беседа: «Живые камни»        

Цель:

  1. Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.        

На прогулке:

1.Рассматривание камней (вид, форма, структура, свойства)

2. Выкладывание рисунков из камней

3.Строительные игры (строительство и украшение построек)

Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»        

Занятие: «Вода в природе и в быту».        

Цель:

  1. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести.
  2. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность.
  3. Учить детей делать простейшие умозаключения, активизировать словарный запас: прозрачная, тает, переливается, холодная, горячая.
  4. Соблюдение правил по технике безопасности.        

Беседа: «Вода – помощница»        

Цель:

  1. Обобщить, уточнить знания детей о воде: течет, без цвета, без запаха. Используя модели, закрепить знания о воде, как средство обитания некоторых животных. Рассказать об использовании воды, о том, что воду надо беречь, что можно пить только чистую и кипяченую воду. В
  2. воспитывать у детей желание беречь воду, закрывать плотно кран.        

 «Вода – источник жизни»        

Цель:

  1. Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома.
  2. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует.
  3. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.        

Материалы: 3-х литровая банка с водой, 2 стакана с чистой и грязной водой, поваренная морская соль, поднос, лейка, бумажные цветы, стаканчики с водопроводной водой.        

Литература: Дошкольное воспитание - 2005 г, № 7, с.30.

Зенина Т.Н. конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. – М., 2006 г., с.11.

Опыт: «Вода – растворитель»        

Цель:

  1. Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека.
  2. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации.
  3. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.        

Тема: «Магнитизм»

Занятие «Магнит – фокусник»

Цель:

  1. Познакомить детей с магнитом.
  2. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.        

Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»

На прогулке: находим предметы, к которым притягивается  магнит.

Тема: «Вещество.Песок и глина»

Занятие: «Песок и глина»        

 Цель:

  1. Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру.
  2. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов.        В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
  3. Активизировать словарь : «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п.

Опыты: «Сравнение свойств песка и глины»

Цель: 

  1. Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов.
  2. Воспитывать соблюдение техники безопасности.        

Литература: Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 29

Беседа: «Животные и песок»        

Цель:

  1. Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы.
  2. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.        

Тема: «Вещество. Воздух и его свойства»

Занятие: «Продолжаем  знакомство со свойствами воздуха»        

Цель: 

  1. Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха,  и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.
  2. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.        

Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?»

Цель:

  1. выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх

Материал: Два термометра, посуда с горячей водой

Цель: 

  1. Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду

Цель:

  1.  Обнаружить, что воздух сжимается

Цель:

  1.  Обнаружить атмосферное давление

Занятие: «Неизвестное – рядом»        

Цель:

  1.  Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку.
  2. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ.
  3. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.        

Тема: «Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»

Занятие: «Солнце, Земля и другие планеты»        

Цель: 

  1. Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета.
  2. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.        

Занятие: «Этот загадочный космос»        

Цель: 

  1. Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству.
  2. Расширять представления о профессии космонавта.
  3. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.        

Тема: «Свет и цвет»

Занятие: «Откуда радуга берется?».        

Цель: 

  1. Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления.
  2. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.        

Опыт: «Волшебный круг».        

Цель: 

  1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра.
  2. Развивать интерес к неживой природе.
  3. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.        

Беседа: «Свет вокруг нас».        

Цель: 

  1. Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир.
  2.  Закрепить умение работать в группе.
  3. Обогащать и активизировать словарь детей.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

ГМО Развитие познавательной инициативы детей дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность.

laquo;Проектная технология. Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством реализации познавательно-исследовательского проекта «Мы веселые Матрешки»....

План работы по теме самообразования «Развитие познавательных способностей детей среднего возраста через экологическое воспитание (растительный мир и объекты неживой природы)

План рабоы по самообразоваию в средней группе по теме "Развитие познавателных способностей детей средненго возраста через экологическое воспитание (растителный мир и объекты неживой природы)"...

Формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.

Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности  Введению термина «экспериментирования&raq...

План работы по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами живой и неживой природы»

Активно работаю над самообразованием, повышаю уровень профессионального мастерства, изучая новые методы и технологии в работе с детьми....