Урок мира. Вежливые слова.
план-конспект занятия (старшая группа)

Бусарова Ольга Сергеевна

Урок мира. Вежливые слова.                                                Старшая группа

 

Цели: учить различать эмоциональное состояние, восполнять потребность в доброжелательном общении.

Задачи: учить правилам ведения диалога; показать разные приемы, средства и методы вежливого общения. Развивать умение употреблять слова приветствия и благодарности; формировать понятия «друг», «дружба»; развивать способность преодолевать застенчивость и скованность. Воспитывать потребность в доброжелательном общении; показать необходимость в общении друг с другом.

Материалы: Буратино, разноцветные круги, клубок ниток.

Предварительная работа: беседы: “Всё начинается со слова “здравствуй”, “Всегда будь вежлив”, “Наши добрые дела”, “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Вежливость в разговоре”; Чтение: О. Дриз “Добрые слова”, В. Осеева “Волшебное сслово”, С. Маршак “Урок вежливости”, А. Кондратьев “Добрый день”, Г. Сапгир “Самые слова”; Дидактические игры и упражнения “Вежливый ручеек”, “У меня зазвонил телефон”, “Кто кому уступит место”; рассматривание картин, иллюстраций.

Интеграция образовательных областей:

- познавательное развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- речевое развитие;

- физическое развитие.

 

Ход

Ребята сидят за столами.

- Ребята, смотрите, кто заглянул к нам в гости.

Высаживаю на стол игрушечного Буратино.

Правильно. А если гость приходит к нам в группу, что делаем мы, вежливые ребята? Хорошо. Давайте поздороваемся с Буратино.

Дети здороваются, а  Буратино  не отвечает на приветствие детей.

- Какой он невежливый! Буратино, ты не хочешь с нами поздороваться? Молчит. наверное, опять поссорился с Мальвиной. Давайте, Буратино сегодня послушает нашу беседу и поиграет с нами, а мы ему напомним вежливые  слова, чтобы он не только помирился с Мальвиной, но и стал хорошим другом.

- Ребята, а вы знаете, что означает слово «здравствуйте»?  (Ответы детей). «Здравствуйте» - очень древнее слово, русские люди в старину при встрече снимали шапку, кланялись в пояс, желали доброго здоровья. Слово «здравствуйте» означает «будь здоров». Приветствовать можно по-разному: привет, доброе утро, добрый вечер, кивком, жестом руки, рукопожатием. 

 

1 «Слова-волшебники».

Воспитатель гово­рит о том, что в нашей речи есть слова, которые определя­ют наше настроение, желание работать, учиться, быть лучше.

- Ребята, давайте попробуем вспомнить их вместе. Я буду немного вам помогать:

 

  1. Растает даже ледяная глыба От слова теплого … (спасибо).
  2. Зазеленеет старый пень, Когда услышит … (добрый день).
  3. Если больше есть не в силах, Скажем маме мы … (спасибо).
  4. Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь … (здравствуйте).
  5. Когда нас бранят за шалости, Говорим … (прости, пожалуйста).
  6. И во Франции, и в Дании На прощанье говорят … (до свидания).

 

2 «Добрые слова».

Скажите, пожалуйста, как вы считаете, можно ли вежливые слова назвать добрыми? Почему?

Они делают людей добрее, радостнее, заставляют улыб­нуться и т. п.

А как называют человека, который пользу­ется такими словами?

Вежливым, культурным.

 

Правил этикета очень много и вы, ребята, будете постигать их постепен­но. Самые главные из них — приветствие и прощание. Как это делать? Что говорить? Что желать? — с этим мы уже поз­накомились. Призывает детей стараться выполнять прави­ла, ибо от этого все будут радостнее, добрее. 

 

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА игра «Пора вставать».

Мои детки, мои детки,

Мои детки крепко спят.

Мои детки, мои детки

Потихонечку сопят.

Вот так!

(Дети имитируют сон.)

Солнце встало! Хватит спать!

Хватит спать! Пора вставать!

(Дети просыпаются и встают на ноги.)

– Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!

 

  1. Игра «Давайте поздороваемся».

А теперь давайте здороваться – желать друг другу здоровья. Дети по сигналу начинают ходить по комнате и здороваются друг с другом, не забывая  называть имя того, с кем  здороваются. А здороваться надо определенным способом: если я покажу красный кружок – друг с другом здороваются ладошками, синий – спинами, желтый – ногами. Во время игры разговаривать нельзя.

 

Дети садятся на ковре в кружок.

 

  1. Стихи о дружбе и игра ПАУТИНА ДРУЗЕЙ

Вы молодцы, мы научились здороваться правильно и красиво. Пришла пора разобраться с друзьями.

« ДРУЖБА – ЭТО ДАР». Юлия Белоусова

Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.

Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.

Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.

 

"ДРУЗЬЯ"  Елена Стеквашова

Как начну конфеты есть,
У меня «друзей» не счесть.
А закончились конфеты
И «друзей» в помине нету.

За конфету каждый «друг»,
Так и рвёт её из рук.
Ну, зачем мне «дружба» эта?
Я и сам люблю конфеты.

 

ПРО ДРУЖБУ Ю.Энтин

Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!

 

МОЙ ДРУГ А. Барто

У него вагон достоинств,
Недостатков нет почти,
Ничего ему не стоит
Вам улыбку принести.

Давать он хочет, а не брать,
Он сильный, а не слабый,
О нём я толстую тетрадь
Всю исписать могла бы!

Он выигрывать умеет,
Не боится проиграть,
«Очень быстро он умнеет!» –
Записала я в тетрадь.

Починил он клетку птице,
Дал котёнку молоко.
Он умеет извиниться,
Это тоже нелегко!

 

Обсудите с ребёнком:
Кто такие настоящие друзья?
С кем стоит, а с кем не стоит дружить?

А ты часто ссоришься с друзьями? Из-за чего?
Как можно было бы поступить, чтобы избежать ссоры?

Что лучше замечать в друзьях – хорошее или плохое?
А что ты хотел(а) бы, чтобы видели в тебе?
Когда друзья будут хотеть с тобой играть и общаться – если ты хвалишь их или если говоришь, какие они плохие?

 

В ДЕТСКОМ САДИКЕ ДЕТИШКИ...

В детском садике детишки
Все такие шалунишки!
На прогулку вышли дети.
Раз! – несётся с горки Петя.
Два! – за ним летит Ванюша.
Три! – на карусели Ксюша.
А четыре! – в доме Коля.
Пять! – стоит с ведёрком Оля.
Шесть! – с мячом играет Митя.
Семь! – с коня слезает Витя.
Восемь! – с куклою Наташа.
Девять! – рядом скачет Маша.
Десять! – по дорожке Федя
Едет на велосипеде.

А теперь наоборот:
Десять! – на велосипеде
По дорожке едет Федя!
Девять! – бойко скачет Маша.
Восемь! – c куклою Наташа.
Семь! – с коня слезает Витя.
Шесть! – бросает мячик Митя.
Пять! – ведёрком машет Оля.
А четыре! – в доме Коля.
Три! – на карусели Ксюша.
Два! – с горы летит Ванюша.
Раз! – внизу хохочет Петя.
Нет дружней ребят на свете!

 

 

 Обсудите с ребёнком:
Что больше тебе нравится – играть в одиночку или с другими ребятами? Почему?
Хотел бы ты, чтобы другие сторонились тебя, или чтобы предлагали тебе играть вместе?

Вывод: настоящие друзья те, кто заботиться о своем друге или друзьях, помогают им во всем.

 

Паутина

Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное о себе? А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? Я вам сейчас дам клубочек дружбы, который я передам Кирюше. Он возьмет его кончик в ладошку, будет его держать – свободный конец нити, а сам клубок передаст (перекатит) кому-то другому, обязательно сказав про него что-то хорошее, доброе пожелание или комплимент. Принявший клубок, обматывает нить вокруг своей ладони и с добрым словом передает следующему ребенку и т.д.

            А теперь посмотрите, какая у нас паутина добрых  слов получилась!

 

Воспитатель: Подошло к концу наше занятие. Понравилось ли оно вам? А что больше понравилось? А вы запомнили, какими должны быть настоящие друзья? Почему лучше играть вместе? Вот молодцы! А помогли ли мы Буратино запомнить вежливые слова и стать хорошим другом?

Мне хотелось бы пожелать вам добра, внимания к близким, друзьям.  Спасибо вам за приятно проведенное время.

 

 

 

Список литературы:

  1. Книга для чтения в детском саду и дома
  2. Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова,  А.М. Калинина. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  1. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. — М.: Просвещение, 1993.
  2. С.И. Семенака Уроки добра. Коррекционно – развивающая программа для детей 5-7 лет. Армавир 1999.
  3. Е.А. Юзбекова. Ступеньки творчества (место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2006. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 01.09.2015_urok_mira_vezhlivye_slova.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мира. Вежливые слова.                                         Старшая группа

Цели: учить различать эмоциональное состояние, восполнять потребность в доброжелательном общении.

Задачи: учить правилам ведения диалога; показать разные приемы, средства и методы вежливого общения. Развивать умение употреблять слова приветствия и благодарности; формировать понятия «друг», «дружба»; развивать способность преодолевать застенчивость и скованность. Воспитывать потребность в доброжелательном общении; показать необходимость в общении друг с другом.

Материалы: Буратино, разноцветные круги, клубок ниток.

Предварительная работа: беседы: “Всё начинается со слова “здравствуй”, “Всегда будь вежлив”, “Наши добрые дела”, “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Вежливость в разговоре”; Чтение: О. Дриз “Добрые слова”, В. Осеева “Волшебное сслово”, С. Маршак “Урок вежливости”, А. Кондратьев “Добрый день”, Г. Сапгир “Самые слова”; Дидактические игры и упражнения “Вежливый ручеек”, “У меня зазвонил телефон”, “Кто кому уступит место”; рассматривание картин, иллюстраций.

Интеграция образовательных областей:

- познавательное развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- речевое развитие;

- физическое развитие.

Ход

Ребята сидят за столами.

- Ребята, смотрите, кто заглянул к нам в гости.

Высаживаю на стол игрушечного Буратино.

- Правильно. А если гость приходит к нам в группу, что делаем мы, вежливые ребята? Хорошо. Давайте поздороваемся с Буратино.

Дети здороваются, а  Буратино  не отвечает на приветствие детей.

- Какой он невежливый! Буратино, ты не хочешь с нами поздороваться? Молчит. наверное, опять поссорился с Мальвиной. Давайте, Буратино сегодня послушает нашу беседу и поиграет с нами, а мы ему напомним вежливые  слова, чтобы он не только помирился с Мальвиной, но и стал хорошим другом.

- Ребята, а вы знаете, что означает слово «здравствуйте»?  (Ответы детей). «Здравствуйте» - очень древнее слово, русские люди в старину при встрече снимали шапку, кланялись в пояс, желали доброго здоровья. Слово «здравствуйте» означает «будь здоров». Приветствовать можно по-разному: привет, доброе утро, добрый вечер, кивком, жестом руки, рукопожатием. 

1 «Слова-волшебники».

Воспитатель говорит о том, что в нашей речи есть слова, которые определяют наше настроение, желание работать, учиться, быть лучше.

- Ребята, давайте попробуем вспомнить их вместе. Я буду немного вам помогать:

1.  Растает даже ледяная глыба От слова теплого … (спасибо).

2.  Зазеленеет старый пень, Когда услышит … (добрый день).

3.  Если больше есть не в силах, Скажем маме мы … (спасибо).

4.  Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь … (здравствуйте).

5.  Когда нас бранят за шалости, Говорим … (прости, пожалуйста).

6.  И во Франции, и в Дании На прощанье говорят … (до свидания).

 

2 «Добрые слова».

Скажите, пожалуйста, как вы считаете, можно ли вежливые слова назвать добрыми? Почему?

Они делают людей добрее, радостнее, заставляют улыбнуться и т. п.

А как называют человека, который пользуется такими словами?

Вежливым, культурным.

 

Правил этикета очень много и вы, ребята, будете постигать их постепенно. Самые главные из них — приветствие и прощание. Как это делать? Что говорить? Что желать? — с этим мы уже познакомились. Призывает детей стараться выполнять правила, ибо от этого все будут радостнее, добрее. 

3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА игра «Пора вставать».

Мои детки, мои детки,

Мои детки крепко спят.

Мои детки, мои детки

Потихонечку сопят.

Вот так!

(Дети имитируют сон.)

Солнце встало! Хватит спать!

Хватит спать! Пора вставать!

(Дети просыпаются и встают на ноги.)

– Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!

4. Игра «Давайте поздороваемся».

А теперь давайте здороваться – желать друг другу здоровья. Дети по сигналу начинают ходить по комнате и здороваются друг с другом, не забывая  называть имя того, с кем  здороваются. А здороваться надо определенным способом: если я покажу красный кружок – друг с другом здороваются ладошками, синий – спинами, желтый – ногами. Во время игры разговаривать нельзя.

Дети садятся на ковре в кружок.

4. Стихи о дружбе и игра ПАУТИНА ДРУЗЕЙ

Вы молодцы, мы научились здороваться правильно и красиво. Пришла пора разобраться с друзьями.

« ДРУЖБА – ЭТО ДАР». Юлия Белоусова

Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.

Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.

Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.

"ДРУЗЬЯ"  Елена Стеквашова

Как начну конфеты есть,
У меня «друзей» не счесть.
А закончились конфеты
И «друзей» в помине нету.

За конфету каждый «друг»,
Так и рвёт её из рук.
Ну, зачем мне «дружба» эта?
Я и сам люблю конфеты.

ПРО ДРУЖБУ Ю.Энтин

Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!

МОЙ ДРУГ А. Барто

У него вагон достоинств,
Недостатков нет почти,
Ничего ему не стоит
Вам улыбку принести.

Давать он хочет, а не брать,
Он сильный, а не слабый,
О нём я толстую тетрадь
Всю исписать могла бы!

Он выигрывать умеет,
Не боится проиграть,
«Очень быстро он умнеет!» –
Записала я в тетрадь.

Починил он клетку птице,
Дал котёнку молоко.
Он умеет извиниться,
Это тоже нелегко!

Обсудите с ребёнком:
Кто такие настоящие друзья?
С кем стоит, а с кем не стоит дружить?

А ты часто ссоришься с друзьями? Из-за чего?
Как можно было бы поступить, чтобы избежать ссоры?

Что лучше замечать в друзьях – хорошее или плохое?
А что ты хотел(а) бы, чтобы видели в тебе?
Когда друзья будут хотеть с тобой играть и общаться – если ты хвалишь их или если говоришь, какие они плохие?

В ДЕТСКОМ САДИКЕ ДЕТИШКИ...

В детском садике детишки
Все такие шалунишки!
На прогулку вышли дети.
Раз! – несётся с горки Петя.
Два! – за ним летит Ванюша.
Три! – на карусели Ксюша.
А четыре! – в доме Коля.
Пять! – стоит с ведёрком Оля.
Шесть! – с мячом играет Митя.
Семь! – с коня слезает Витя.
Восемь! – с куклою Наташа.
Девять! – рядом скачет Маша.
Десять! – по дорожке Федя
Едет на велосипеде.

А теперь наоборот:
Десять! – на велосипеде
По дорожке едет Федя!
Девять! – бойко скачет Маша.
Восемь! – c куклою Наташа.
Семь! – с коня слезает Витя.
Шесть! – бросает мячик Митя.
Пять! – ведёрком машет Оля.
А четыре! – в доме Коля.
Три! – на карусели Ксюша.
Два! – с горы летит Ванюша.
Раз! – внизу хохочет Петя.
Нет дружней ребят на свете!

 Обсудите с ребёнком:
Что больше тебе нравится – играть в одиночку или с другими ребятами? Почему?
Хотел бы ты, чтобы другие сторонились тебя, или чтобы предлагали тебе играть вместе?

Вывод: настоящие друзья те, кто заботиться о своем друге или друзьях, помогают им во всем.

Паутина

Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное о себе? А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? Я вам сейчас дам клубочек дружбы, который я передам Кирюше. Он возьмет его кончик в ладошку, будет его держать – свободный конец нити, а сам клубок передаст (перекатит) кому-то другому, обязательно сказав про него что-то хорошее, доброе пожелание или комплимент. Принявший клубок, обматывает нить вокруг своей ладони и с добрым словом передает следующему ребенку и т.д.

        А теперь посмотрите, какая у нас паутина добрых  слов получилась!

Воспитатель: Подошло к концу наше занятие. Понравилось ли оно вам? А что больше понравилось? А вы запомнили, какими должны быть настоящие друзья? Почему лучше играть вместе? Вот молодцы! А помогли ли мы Буратино запомнить вежливые слова и стать хорошим другом?

Мне хотелось бы пожелать вам добра, внимания к близким, друзьям.  Спасибо вам за приятно проведенное время.

Список литературы:

  1. Книга для чтения в детском саду и дома
  2. Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова,  А.М. Калинина. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. — М.: Просвещение, 1993.
  4. С.И. Семенака Уроки добра. Коррекционно – развивающая программа для детей 5-7 лет. Армавир 1999.
  5. Е.А. Юзбекова. Ступеньки творчества (место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2006. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В мире вежливых слов"

Конспект образовательной деятельности  на тему: "В мире вежливых слов"...

Тема опыта работы: « В мире вежливых слов и добрых поступков» .

В  МАТЕРИАЛЕ ОТРАЖЕНЫ ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЗНАЧИМОСТИ  ДАННОЙ ТЕМЫ. РАСКРЫТЫ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ....

Вечер-развлечения: "В мире вежливых слов"

Формировать навыки культурного поведение в повседневной жизни;-видеть недостатки в поведении и уметь их исправлять; избавляется от дурных привычек и способствовать формированию полезных;-научить относ...

Презентация педагогического проекта на тему: «В мире вежливых слов и добрых поступков»

Название проекта: «В стране вежливых слов и добрых поступков».Тип проекта: познавательный.Возраст детей: младший и средний дошкольный.Продолжительность проекта: 2 недели.Цель проекта: расшир...

Презентация проекта "В мире вежливых слов и добрых поступков»

Цель проекта: расширять знания детей о  вежливых словах, приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений, совершенствовать речевой этикет детей, культуру общения....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей. "В мире вежливых слов"

Учить детей выражать свои мысли, чувства в речи, используя                   слова связанные с этикетом общени...

В мире вежливых слов

Мероприятие для детей младшего возраста...