Главные вкладки

    Тема опыта работы: « В мире вежливых слов и добрых поступков» .
    материал (старшая группа) по теме

    Рева Ирина Владимировна

    В  МАТЕРИАЛЕ ОТРАЖЕНЫ ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЗНАЧИМОСТИ  ДАННОЙ ТЕМЫ. РАСКРЫТЫ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ob._opyta_r.i.v.docx42.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Содержание :

    1. Информация об опыте работы по теме: стр. 1-7.

    1. Технология опыта работы:  стр.8-9.

    1. Первый этап - подготовительный стр.10-11.

        4.Второй этап - основной стр. 12.

        5.Третий этап - заключительный стр. 13

       6.Вывод  опыта работы стр. 14.

    7.Библиографический список стр. 15

     Сведения об авторе:

    Рева  Ирина Владимировна.

    Образование -   высшее

    Педагогический университет  г. Ростов  - на - Дону.

    Место работы - МДОУ ДСОВ  №35

    Должность -  Воспитатель

    Педагогический стаж -12 лет

    Стаж работы в занимаемой должности - 9 лет

    Тема опыта работы: « В мире вежливых слов и добрых поступков» .

    Условия формирования опыта.

     На  формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

    изучение методической литературы;

    изучение опыта коллег;

    курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации.

    Становление  опыта работы.

                                                                      

    «Конечная цель разумного воспитания детей    заключается  в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей  окружающего мира.

     Результатом понимания должно стать поведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды».

                                                Н. И. Пирогов.

                                                                                                                                                                             

                                                                                                   

    Самая  большая опасность, подстерегающая  общество сегодня, - не в экономических и политических  проблемах, ни в смене систем, а в разрушении личности, ее  эмоциональной и духовной незрелости.  Материальные  ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии.

    Основой нравственного воспитания является  культура общества,– той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и в детском саду, в котором живут родители и воспитатели – люди, составляющие социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.

    Нравственное  воспитание – одна из важнейших сторон общего развития дошкольника. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности. В процессе нравственного воспитания у ребенка формируются этические представления, навыки культурного поведения, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, справедливо оценивать свои поступки и действия других детей.

    Овладев  правилами  поведения, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.

    Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д.

     Нравственный и творческий потенциал, необходимый для гармоничного и миролюбивого общения, закладывается с детства. Поэтому необходимо сосредоточить усилия на формировании волевых качеств, умении анализировать и оценивать свои поступки и поступки других людей; следует развивать в детях способность к самореализации, умение служить людям и быть счастливыми в этом служении.

    Развитие  и воспитание нравственных качеств, формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения у детей  я считаю  одной из основных задач своей работы. Это определило выбор моей темы.

       

    1. Актуальность и перспективность  опыта работы: 

    В  наши дни, когда, с одной стороны, наблюдается снижение уровня культуры общения, поведения вследствие многих причин, а с другой – общество идет вперед и предъявляет  новые требования к личности – наличие образования и культуры. Перед современным социумом встают проблемы дальнейшего развития  культуры, преодоления острого конфликта между этикетом как поведенческой основой индивидуума и реальной действительностью. Знание норм и правил поведения в обществе расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире.

    Гуманистические преобразования  происходящие во всех сферах нашего общества   актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей.

    Перед  педагогами и родителями в настоящее время стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Поведенческая культура является частью общественной и включает в себя обычаи, традиции, нравы, порядки, этикет, а также связанные с поведением этические и эстетические взгляды. Сколько уже минуло веков, а люди так же ценят и вежливость, и такт, и умение быть приятным собеседником, и уважение чужих обычаев.

    И в наше время, как никогда, следует обращать внимание на умение в любой ситуации посмотреть на себя со стороны и представить, как поведение человека отражается на окружающих, помогает выявить его собственные недостатки.

    Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по нравственному воспитанию детей. Термин «нравственное» говорит о том, что  человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель  нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.

    2. Научность. (Теоретическая база опыта).

    В современной науке нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития дошкольников. Именно в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и действия других людей.

    Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении.

    Дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна и других.

    Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений.

    Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. «В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей» .

    3. Результативность.

    В процессе  реализации деятельности по реализации опыта  у детей  будут сформированы:

    • основы ценностного отношения к себе и окружающим людям;  
    • дети освоят этические нормы речевого общения;
    • познакомятся с правилами  культурного  поведения, а также ответственности перед другим человеком;
    • расширят  представления о взаимоотношениях людей;
    • научатся  оценивать поступки персонажей произведений; справедливо разрешать споры и конфликты.
    • развитие игровой деятельности детей;
    • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам  взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

    Родители:

    • овладеют информацией о том, как надо общаться с детьми, какие навыки культуры поведения и общения нужно сформировать у детей  дошкольного возраста;
    • закрепят правила культуры поведения с детьми через беседы, чтение художественной литературы, изобразительную деятельность.

     

     4. Новизна.

    Новизна  заключается:

    • В комбинации элементов известных методик нравственного воспитания дошкольника как социально-педагогического процесса, формирующего в единстве нравственные знания, переживания и опыт поведения личности;

    • Акцентирование  значимости социальных отношений, которые обеспечивают переход внешних нравственных норм в устойчивые личностные ориентиры
    • Использование  информационно-коммуникативных технологий  и  современного оборудования.

    В ходе игровой деятельности, на  материале сказок, песен,  стихотворений учить  детей различать добро и зло, помогаю увидеть красоту нравственных поступков, учить ребенка чувствовать  в себе движения к добру и различать зло, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

    5.Технологичность. (Практическая значимость ).

    Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений ( в особенности старших и средних групп), педагогам дополнительного образования, заинтересованным  родителям, студентам педагогических колледжей.  Многие рекомендации могут применять   и другие участники образовательного процесса.

    1. Задачи :

    В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.

    Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач я выделила следующие:

    • Формировать у детей положительное отношение ко всем людям;
    • Развивать социальные чувства, взаимопомощь.
    • Способствовать усвоению определенных норм и общечеловеческих ценностей;
    • Развивать уверенность в себе и своих возможностях, коммуникативные навыки.
    • Помогать  родителям в возрождении  нравственных традиций семейного воспитания детей;
    • Повышать  познавательную активность;
    • Воспитывать  достойного человека, будущего гражданина России.
    • Развивать  умение радоваться успехам других.

     

    Ведущая педагогическая идея опыта работы: 

     создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками.

    7. Трудоемкость опыта.

    Трудности при применении данного опыта могут заключаться в:

     -планировании и построении системы  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

    - применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

    - разработке критериев отслеживания уровня навыков детьми.

    8.Реализация.

    Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:

    • гуманного отношения взрослых к ребенку;
    • четкой постановки задач нравственного воспитания;
    • организации активной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, формирующей доброжелательные взаимоотношения.

    Опыт  реализуется посредством рассказов, игр, бесед, коллективных и индивидуальных творческих заданий, направленных на глубокое проживание детьми той или иной темы.

    Пословицы, поговорки,  игры, проблемные игровые  ситуации направлены на развитие творческого потенциала ребенка. Задания способствуют формированию у старших дошкольников привычки выполнять общественные правила вежливости, учат культуре общения.

    Беседы проводятся в  доверительной  и дружеской атмосфере, цель их – не навязывать детям ту или иную нравственную ценность, а помочь понять, что нравственные поступки являются основой развития человеческого общества и жизни человека.

    Особое внимание уделяется подбору произведений  для чтения : сказки, рассказы, стихотворения, проблемные задачки. К каждой теме  подбираются примерные вопросы для обсуждения,  задания по данной теме.

    Литературный материал используется только для бесед. Пословицы и поговорки подбираются как воспитателем, так и детьми с помощью родителей с целью закрепить выводы о характере поступков или поведения.

    В инсценировках дети разыгрывают ситуации, связанные с применением правил этикета. Игры, творческие задания направлены на глубокое проживание той или иной темы.

    Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

    1-й этап - подготовительный

    На первом подготовительном этапе своей работы, я изучила, методический материал, предметно-развивающую среду группы детского сада. В ходе этой работы были  сделаны следующие выводы:

        1. Недостаточно методических разработок по организации  мерроприятий, направленных на  воспитание культуры поведения, воспитания вежливости и доброты.

    2. Мало разнообразного наглядного материала,  непосредственно: иллюстраций, книг, современных произведений.

    Я провела анкетирование родителей для того, чтобы выявить проблемы родителей в общении с детьми, их педагогические знания, помогающие в воспитании культуры поведения их детей. (Приложение № 1)

    Проанализировав результаты анкетирования, пришла к выводу, что многие родители затрудняются  в методах воспитания нравственности их детей, они убеждены, что учить их вежливости и доброте не так важно, они сами этим овладеют к  более  старшему возрасту.

    Проведенная работа позволила  мне определить следующие задачи работы:

    1. Формировать нравственные нормы поведения  у своих воспитанников, предусматривая выполнение детьми  правил культурного поведения и  общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, а также вежливое поведение в групповой комнате, в гостях, быту.

    1. Выработать систему воспитательно-образовательной работы с детьми по воспитанию  доброжелательности и культуры общения.

     

    1. Оптимизировать  работу с родителями  по вопросам нравственного воспитания детей.

    Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективный план работы с детьми (Приложение № 2), который включает разнообразные формы работы с детьми и их родителями.

    1.Разработала серию конспектов нод  по темам: «Учимся вежливости», «Урок вежливости в Школе игрушек», «Учимся здороваться и прощаться», «Дарите людям доброту», «Веселое путешествие», «Сказочный денёк», «», «О хороших поступках»,« Доброта, вежливость, дружба»,« Вежливо –невежливо»,«Уроки Доброты», «Чем можно порадовать маму», «Культурный человек»,  «Учимся добру», «Праздник волшебных слов».(П риложение № 3)

    Беседы  по темам: «О дружбе», «Если с другом вышел в путь...»,  «Зачем быть честным?», «Как можно назвать человека по имени», «Как можно пожалеть». «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой», «Как можно узнать настроение человека?», « Совесть», «За что говорят спасибо».( Приложение № 4)

    2. Подобрала серию игр улучшающих взаимоотношения с окружающими, коммуникативных игр («Закончи предложение», «Сделай комплимент», «Придумай сказку», « Наоборот»), помогающим детям в общении друг с другом («Мост дружбы», «Радио», «Секрет», «Добрые и вежливые слова», «Добрые приветствия» и др.),  ситуативных  игр с элементами театрализации,

    подвижных игр( Игры- эстафеты, «Театр теней!», «Волшебный стул»и др.)

    дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Дополни рисунок», «Школа вежливости», «Я не должен - я должен» и др.

    (см. Приложение №5 );

     

    3.Подобрала методический материал для работы с родителями, в виде сценариев родительских собраний по темам: «Воспитываем добротой»,

    «Роль родителей  в нравственном  воспитании своих детей», «Нравственное воспитание  ребёнка в семье», «Роль этикета в воспитании детей».

    Рекомендации : «Вежливость воспитывается вежливостью».

    Консультации:  «Наказывать или прощать?»,  «Ошибки которые совершать нельзя», «Воспитание дружеских отношений в игре», «Социально – нравственное воспитание детей».

      Памятка «Искусство наказывать и прощать».

    (см. Приложение №6)

    4.Подобрала методический материал для педагогического просвещения  воспитателей: «Содержание нравственного воспитания дошкольников», «Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета» и др.

    (см. Приложение №7)

    7) Собрала ряд стихов . сделала подборку пословиц и поговорок по теме «Не ищи красоты, ищи доброты» (См. приложение № 8 )

    2-й этап – основной.

    Для того чтобы добиться положительных результатов в работе с детьми я использовала разнообразные методы и приемы. Эффективный способ — использование игр, решение проблемных ситуаций,. При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при неоднократном их выполнении навык становится прочным. Такие игры в то же время позволяют детям добиваться более рациональных действий во время общения.

    Игровые приемы, используемые мною, во время нод вызывают у дошкольников положительные эмоции, обеспечивающие более высокую восприимчивость ребенком правил поведения. При этом процесс воспитания получается очень естественным, ребенок не ощущает себя его объектом.

    Через игровую деятельность  в увлекательной форме раскрываются  содержание нравственных требований, что дало возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.

    Учитывание  индивидуальных особенностей в работе с детьми обеспечило хорошую активность  и заинтересованность  воспитанников.

    Нравственно  направленные нод, упражнения, инсценировки, я строила  так, чтобы каждое последующее упражнение опиралось на приобретенный ранее опыт детей.

    Большое влияние на формирование нравственных навыков оказал  соответствующий наглядный материал, художественные произведения  (Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; ненецкие сказки «Айога», «Три сына», Осеева «Добрые слова», стихи А. Кузнецова «Подружки»,  Е.Серова «Нехорошая история», Е.Благинина «Подарок», сказка «Как светлячок друга искал» и др.), фольклор(сказки,  потешки, пословицы) просмотр мультфильмов(«Кот Леопольд», «Сказка про доброго носорога», «Как ослик счастье искал»и др.), рассматривание картин, иллюстрации из детских книг, разучивание мирилок,  проведение праздника «День добра».

    3-й этап - заключительный. По окончании основного этапа, было проведено  повторное наблюдение за поведением детей .

    Результаты первого исследования:        

    Варианты ответов: + — усвоено;

    —  — отсутствует;

    0 — при напоминании.

    Выводы, %:

    1)  высокий уровень —__-________                     _____42_________

    2)  средний уровень —__66_________                    ____58__________

    3)  низкий уровень —___34.4_________                    ______________

    Результаты повторного наблюдения:

    Варианты ответов: + — усвоено;

    —  — отсутствует;

    0 — при напоминании.

    Выводы, %:

    1)  высокий уровень —__31________                             _____57_________

    2)  средний уровень —__52_________                            _____43_________

    3)  низкий уровень —___17_________                             _____-_________

    Повторное  наблюдение за поведением детей показало, что  после проведенной работы дети намного лучше стали ориентированы в правилах культуры поведения, замечают ярко выраженное эмоциональное состояние сверстников, близких, проявляют сочувствие.  Стали проявлять самостоятельность в  выполнении  правил общения со взрослыми (здороваются, прощаются, обращаются на «Вы», по имени и отчеству).  Понимают, что такое друг, дружба. Очевидны эмоциональные отклики  на переживания близких.

    Вывод:

    Дошкольный   возраст является  периодом начальной социализации ребенка, приобщения его  культуре, время установления начальных отношений с миром людей, предметов, природы.

     И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного восприятия окружающего мира – это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом и позволит ребенку адаптироваться в условиях современного мира.

    Подводя итоги работы, я могу сделать вывод, что нравственное развитие детей во многом зависит от средств и методов  воспитания, от условий в которых ребенок живет и развивается (в семье и детском саду).  Нравственное  развитие и воспитание детей должны быть интегрированы в основные виды деятельности:  в нод, развлечениях и праздниках, работу с родителями. Основной принцип  это:  сочетание  обучения и  нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в музыкальное, эстетическое, интеллектуальное воспитание.


       Литературный обзор.

    1.   «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильева, В.В.Гербова,  Т.С.Комарова. 2009г.

    2.   «Методические рекомендации к программе воспитания и обуыения в детском саду» М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова. 2008г.

    3..    Нравственно – этические беседы и игры дошкольников. М. 2004 г Алябьева Е. Л.

    4.   «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. 2010г.

    5.   «Дошкольное воспитание» № 5 2004 год Издательский дом «Воспитание дошкольника

    6.   «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» Феоктистова Т.Г.,     Шитякова Н.П.

    7.    Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина          России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации -  www.vestnik.edu.ru/proect.html

    8. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет.

    И.Ф.Мулько.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация педагогического проекта на тему: «В мире вежливых слов и добрых поступков»

    Название проекта: «В стране вежливых слов и добрых поступков».Тип проекта: познавательный.Возраст детей: младший и средний дошкольный.Продолжительность проекта: 2 недели.Цель проекта: расшир...

    Презентация проекта "В мире вежливых слов и добрых поступков»

    Цель проекта: расширять знания детей о  вежливых словах, приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений, совершенствовать речевой этикет детей, культуру общения....

    Проект "Вежливые слова и добрые поступки"

    Расширять знание детьми вежливых слов, приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений, совершенствовать речевой этикет детей, культуру общения....

    «Вежливые слова и добрые поступки»,

    Краткосрочный проект в средней группе....

    Педагогический проект на тему: «В мире вежливых слов и добрых поступков»

    Этот проект я подготовила с целью расширить знание детьми вежливых слов, приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений, совершенствовать речевой этикет детей, культуру общения....

    Проект на тему"В стране вежливых слов и добрых поступков"

    В стране вежливых слов и добрых поступков...


     

    Комментарии

    клочко наталья валерьевна

    тема опыта работы "Вмире вежливых слов и поступков" Ревы Ирины Владимировны .Спасибо большое вам за очень интересный материал и авторские находки. очень пригодится в работе. удачи.