РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ
статья

Чустеева Анастасия Никитична

Воспитание познавательного интереса к национальной культуре 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ

Необходимость этнокультурного воспитания ясна всем. Национальная культура — незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку позитивно относиться к природе, семье, Родине, развивает такие духовные ценности, как бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках.

И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Основной задачей работы по этнокультурному компоненту мы считаем формирование познавательного отношения к своей семье, селу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

Огромную роль в воспитании познавательного интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Учитывая это в своей работе, мы замечаем, что действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни. Гармоничное развитие личности представляется нам возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях хакасского народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.

Для решения поставленной задачи мы используем разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе всё методическое разнообразие работы с дошкольниками, мы считаем занятия, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми. Так как именно они позволяют интегрировать различные виды детской деятельности.

Для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создание в группах уголков регионоведения. По мере освоения детьми материала, уголок пополняется и обновляется новым материалом. Оформлены альбомы, папки-передвижки «Растения Хакасии», «Животные Хакасии», «Хакасия – моя малая Родина». Подобрана литература и иллюстрации о столице Республики Хакасия городе Абакан. В познавательной деятельности знакомим с географическим местонахождением республики, особенностями природы, климата, этнографическими и культурными особенностями народов, проживающих на территории региона. Подобраны иллюстрации и фотографии, которые знакомят с растительным и животным миром Хакасии. Обращая внимание ребенка на живописные пейзажи Хакасии, на животный и растительный мир, воспитываем в детях любовь к природе родного края, желание оберегать и охранять его, патриотические чувства и нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

Использование наглядного материала о жизни и труде хакасского народа помогает развивать у детей логическое мышление, познавательный интерес, внимание, память, умение анализировать. Детям предлагаются иллюстрации к сказкам и легендам хакасского народа, куклы в национальных костюмах, народные игрушки и др.

Для изучения хакасской народной одежды в группах имеются дидактические игры. Играя с куклами, дети также знакомятся с национальными костюмами или их деталями (хакасское платье, русский сарафан, рубаха и т. д.), в играх со строительным материалом — с особенностями постройки жилища, например, хакасской юрты или русской избы. Продуктивная деятельность направлена на знакомство и обучение дошкольников традиционным национальным видам искусства: лепка животных и птиц, рисование, роспись деревянных и гипсовых изделий и т.д. Знакомим детей с национальными украшениями, национальной вышивкой. Оформляем альбом и собираем материал по знакомству с декоративно-прикладным искусством хакасского и русского народов.

Подвижные народные игры, также дают представление детям об особенностях той или иной нации, образе жизни, культуре. Творческое направление проявляется в обыгрывании народных сказок, придумывании новых сюжетных линий и т. д. Проводим театрализацию с детьми циклов сказки «Солнечный зайчик» С.П.Ломкиной из программы С.И.Лалетиной, С.П.Ломкиной «И поколения в поколение». Главные герои сказки знакомят детей с обычаями и традициями хакасского и русского народов.

Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе мы планируем беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками. Беседу мы используем, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей.

Беседы проводим на темы: «Народы Республики Хакасия», «Хакасия – мой край родной», «Жители Хакасии», «О природе и жизни людей в Хакасии». Далее, учитывая возросшие возможности детей, вводим новые беседы: «Одежда национальная», «Декоративно-прикладное искусство» и т.д. 

На всех возрастных этапах мы в своей работе используем иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь. Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь.

На занятиях по развитию речи вносим устное народное творчество: сказки, легенды, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными. Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволяет решать в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей возникает устойчивый интерес, они учатся устанавливать простейшие связи между трудом и бытом хакасского народа. Дети называют птиц и животных, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи.

Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий мы используем дидактические игры. Дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре хакасского народа.

В процессе работы над праздником, дети много узнают о хакасских обычаях, традициях. В день осеннего равноденствия проводим праздник Уртун Тойы (праздник Урожая). Это красивый, вкусный праздник, он очень нравится детям. Дети вместе с родителями демонстрируют блюда нового урожая, поделки из овощей и фруктов.

После дня осеннего равноденствия у хакасов особое внимание уделялось старикам, заботились о людях старшего поколения, начинался месяц Хуртуйах ай (месяц стариков). На этот праздник приглашаются бабушки и дедушки ребят. Детишки поют о них, дарят подарки, сделанные своими руками. Этот праздник наполнен общечеловеческим содержанием - уважением к сединам, а также близким прикосновением к истории нашей Родины. Подготовка, в виде бесед и народных игр, проходит в преддверии праздника хакасского народа “Чыл Пазы” (Хакасский новый год). При проведении этого праздника мы включаем ритуалы: Почитания огня, Очищения души, Почитания священной берёзы. После этого праздника мы проводим праздник Земли – “Чир Ине”. “Обрядом Очищения Земли, обрядом Почитания Земли наши предки выражали своё священное отношение к ней.

Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.

Мы хорошо осознаём, что народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. И невозможно переоценить воздействие этнокультуры на формирование личности будущего гражданина.

Современный ребенок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей. Вся эта работа может и должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении — первой ступени развития толерантной и эстетически развитой личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по приобщению детей к традициям и культуре хакасского и других народов, поскольку считаем, что это поможет воспитать у подрастающего поколения чувства любви и уважения к окружающему миру, родному краю, всем народностям, проживающим на ее территории. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой

Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой...

Развитие познавательных интересов дошкольников через организацию игры-путешествия в старших группах ДОУ

Существуют занятия, которые условно можно назвать занятиями-«путешествиями», они обычно бывают заключительными в освоении какой3-либо темы. В ходе таких занятий мы движемся от задания к заданию к назн...

«Развитие познавательного интереса дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми».

Использование в работе новых компьютерных технологий имеет преимущества перед традиционным ведением ОД:- возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;- иллюстраци...

Семинар-практикум «Развитие познавательного интереса дошкольников, через экспериментирование»

Цель: представление опыта работы с детьми разного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.Задачи:- повысить уровень профессиональной компетенц...

Рекомендации: «Развитие познавательного интереса дошкольников через использование ИКТ»

Рекомендации: "Развитие познавательного интереса ребёнка через использование ИКТ"...