Технология музыкально-ритмического воспитания дошкольников (А.И,Буренина)
материал

Мартынова Светлана Михайловна

В данной публикации представлена технология музыкально-ритмического воспитания дошкольников

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

а

ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

(А.И.Буренина)

На современном этапе педагогической науки и практики одним из важных направлений музыкально-эстетического воспитания является организация музыкально-ритмической деятельности дошкольников. Музыка привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная двигательная потребность дошкольников. В отечественной научно-методической литературе положительно оцениваются определенные педагогические технологии музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста. Автором одной из такой технологий является А.И. Буренина.

Данная технология основана на многолетних трудах отечественных и зарубежных специалистов ХХ  века – Э. Ж. Далькроза, Н.Г. Александровой, В.А.Гринер, Е.А.Румер, Н.А. Ветлугиной, А.Н. Зиминой и др.

А.И.Буренина синтезировала знания в области музыкально-ритмического воспитания дошкольников и воплотила их в программу «Ритмическая мозаика», основой которой является данная технология.  

Цель технологии – способствовать формированию средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности ребенка. Таким образом, технология нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие посредством движения.

Задачи технологии:

1. Развитие музыкальности: развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание; развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма; развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков; развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений: развитие ловкости, точности, координации движений; развитие гибкости и пластичности; воспитание выносливости, развитие силы; формирование правильной осанки, красивой походки; развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку: развитие творческого воображения и фантазии; развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове. 4. Развитие и тренировка психических процессов: развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике; тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: воспитание умения сопереживать другим людям и животным; воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми. Конкретизируя содержание каждого направления, выделим самое основное в каждом из них по возрастным группам.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-4 ГОДА)

Приоритетные задачи: воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;

развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки; обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально -игровым образом.

Основное содержание

 1.Развитие музыкальности:

 • воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;

• обогащение слушательского опыта — узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного характера и выражение это в эмоциях, движениях;

• развитие умения передавать в движении характер музыки и ее настроение (контрастное: веселое — грустное, шаловливое — спокойное и т.д.);

• развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно-быстрый — умеренно-медленный), динамику (громко — тихо), регистр (высоко — низко), ритм (сильную долю — как акцент, ритмическую пульсацию мелодии), различать 2-3-частную форму произведения (с контрастными по характеру частями). Развитие двигательных качеств и умений

2.Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные: 

ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках; бег — легкий, ритмичный, птички", "ручейки"и т.д.); прыжковые движения — на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп — "лошадки", подскоки  (4-й год жизни);

общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность), которые даются, как правило, на основе игрового образа;

имитационные движения — разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т.д.);

плясовые движения — простейшие элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой, "выбрасывание" ног и др.

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.

4. Развитие творческих способностей:

 • воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;

• формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку;

 • развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками. 5. Развитие и тренировка психических процессов:

• развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой — развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;

• развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх, и т.д., т.е.. контрастные по характеру настроения, например: "Зайчик испугался", "Мишка радуется меду" и др.;

• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно медленным), формой (двухчастной) и ритмом музыки;

• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — умение выполнять упражнения 1-го уровня сложности (см. прил. 2) от начала до конца, не отвлекаясь — по показу взрослого или старшего ребенка.

6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

• воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа, переданное в музыкальном произведении, и выражать это в пластике (контрастные эмоции, например, "грустный Чебурашка" — "веселый Чебурашка" и др.);

• воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового обшения с детьми и взрослыми: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место.

Рекомендуемый репертуар:

 1-е полугодие: "Плюшевый медвежонок", "Веселые путешественники", "Рыбачок", "Чебурашка", "Маленький танец", игра "Птички и Ворона".

2-е полугодие: "Неваляшки", "Едем к бабушке в деревню", "Кузнечик", "Разноцветная игра", "Лошадки'', "Белочка". Показатели развития:

  • интерес к самому процессу движения под музыку;
  • выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ.
  • Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и двигательного развития ребенка

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (4-5 ЛЕТ)

Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.

Основное содержание

  1. Развитие музыкальности:

• воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх;

• обогащение слушательского опыта - включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков, (например, из "Детского альбома" П.Чайковского: "Баба Яга", "Новая куют", "Марш деревянных солдатиков" или из "Бирюлек" М.Майкапара: "Мотылек", "В садике "и др.);

• развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое— грустное, шаловливое — спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);

• развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: теми (умеренно быстрый — умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение);

регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных); различать 2-3-частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;

• развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соотвествуюших движениях и в слове.

  1. Развитие двигательных качеств и умений.

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные:

 ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках; бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки1 ", "птички", "ручейки" и т.д.), широкий ("волк"), острый (бежим по "'горячему песку"); прыжковые движения — на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп - "лошадки", легкие поскоки; обще развивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на гибкость, плавность движений; имитационные движения - разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние ("веселый" или "трусливый зайчик", "хитрая лиса", "усталая старушка", "бравый солдат" и т.д.). Уметь передавать динамику настроения, например, "обида --прощение — радость"; плясовые движения — элементы народных плясок, доступных по координации -- например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой, "выбрасывание" ног, полуприседания и полуприсядка для мальчиков и др. Упражнения, включающие одновременные движения рук и ног (однонаправленные и симметричные).

  1. Развитие умений ориентироваться в пространстстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
  2. Развитие творческих способностей: 

• воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;

• формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;

• развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.

  1. Развитие и тренировка психических процессов:

 • развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой — развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию;

• развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения, например: "Кошка обиделась", "Девочка удивляется» и др.;

• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;

• развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи — в умении выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании. 6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: 

• воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;

• формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в помещении, если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил во время движения);

• воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

 Рекомендуемый репертуар:

1-е полугодие — повторение репертуара предыдущего года, а также разучивание новых композиций: "Марш", "Кораблики", "Красная шапочка", "Кот Леопольд", "Поросята".

2-е полугодие: "Антошка", "Волшебный цветок", "Мячик", "Кошка и девочка", "Веселая пастушка", "Песенка о лете" и др. (а также повторение всех ранее разученных композиций).

Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5-7 ЛЕТ)

Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки

Основное содержание

  1. Развитие музыкальности:

• воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;

• обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;

• развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;

• развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средни, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3- частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;

• развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.

  1. Развитие двигательных качеств и умений.

 Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

Основные:

ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим,топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением; бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег; прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.;

 общеразвивающие упражнения — на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность);  упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;

имитационные движения - различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды - " в воде", "в воздухе" и т.д.);

плясовые движения - элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

  1. Развитие умений ориентироваться в пространстве:

самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций ("змейка", "воротики", "спираль" и др.)

  1. Развитие творческих способностей:

• развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;

• формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;

• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

  1. Развитие и тренировка психических процессов:

• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов - умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения - по фразам;

• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления - на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);

 • развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: "Рыбки легко и свободно резвятся в воде", "Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной" и др.

  1. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

• воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения);

• воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;

• воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр -например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т.д.);

• воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д. Рекомендуемый репертуар:

1-е полугодие: повторение репертуара, разученного в младших группах; новый репертуар — по выбору педагога (2-й и 3-й уровни сложности): "Упражнения с осенними листьями", "Кремена", "Три поросенка", "Кукляндия", "Упражнение с обручами", "Светит месяц", "Танцуйте сидя", "Крокодил Гена" и др.

2-е полугодие: "Красный сарафан", "Полкис", "Месяц и звезды", "Два Барана", "Птичка польку танцевала", "Птичий двор", "Цирковые лошадки", "Голубая вода", "Мельница" и др. Сюжетные танцы: "Домисолька", "Богатыри", "Танец Троллей". Старинные бальные танцы: "Полонез, "Менуэт", "Старинная полька" и др. Показатели уровня развития детей:

 • выразительность исполнения движений под музыку;

 • умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;

 • освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;

• умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;

 • способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;

• точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.

Этапы работы над технологией:

1 этап. На 1-м этапе (начало использования в работе с детьми музыкально-ритмических композиций) опора на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в дошкольном возрасте. "Вовлекающий показ" (выражение С.Д.Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. Показ должен быть "опережающим", то есть на доли секунды движения опережают музыку, в "зеркальном" отражении. Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. На таких групповых занятиях ритмикой на занимающихся оказывается как бы гипнотическое воздействие, сила которого зависит от музыки и от того, насколько выразителен артистичен показ педагога.

2-й этап обучения (после того, как дети уже приобрели некоторый опыт исполнении по показу и запомнили несколько композиций) - самостоятельное исполнение выученных ранее упражнений, композиций в целом и отдельные движений. Происходит это постепенно, как бы незаметно для занимающихся. Педагог время от времени прекращает показ в процессе совместного исполнения и предлагает детям продолжать исполнять движения самостоятельно. Постепенно детям предлагается исполнить всю композицию самостоятельно от начала до конца (иногда можно подсказывать некоторыми жестами). На этом этапе используются следующие приемы: • показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога — по очереди или по желанию); • показ упражнения условными жестами, мимикой; • словесные указания; • "провокации", то есть специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.

3-й этап – этап творческого самовыражения. Происходит это тоже постепенно. Так, в некоторых композициях сразу заложена вопросно-ответная форма исполнения, где предполагается импровизация на определенный музыкальный фрагмент — проигрыш, припев и т.

Календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Месяц

Содержание

Репертуар

Сентябрь-декабрь

Развитие умения начинать и заканчивать движения вместе с музыкой, двигаться в соответствии с образом характером музыки, ее темпераментом.

"Маленький танец", Игра "Птички и Ворона", Композиция "Разноцветная игра"

Январь-май

Формировать умение выполнять простейшие перестроения: становиться в круг, врассыпную, поворачиваясь лицом к зрителям. Развитие умений самостоятельно находить выразительные позы и движения в пластических этюдах, изображающих птиц, знакомых зверей, транспорт, игрушки, а также коммуникативные жесты ("Иди ко мне", "До свидания", "Нельзя"), жесты, выражающие состояния: "Жарко-холодно", "Обиделись-помирились" и др.

"Веселые путешественники", "Чебрашка", "Рыбачок" "Неваляшки", "Едем к бабушке в деревню"

Календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Месяц

Содержание

Репертуар

Сентябрь-декабрь

Развивать умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой. Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ

"Марш", "Кораблики", "Красная шапочка", "Кот Леопольд", "Поросята"

Январь-май

Продолжать формировать умение самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов., умение выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения, например: "Кошка обиделась", "Девочка удивляется» и др

"Антошка", "Волшебный цветок", "Мячик", "Кошка и девочка", "Веселая пастушка", "Песенка о лете" и др. (а также повторение всех ранее разученных композиций)

Календарно-тематическое планирование (старшая и подготовительная к школе группы)

Месяц

Содержание

Репертуар

Сентябрь-декабрь

Развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3- частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо.  развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.

"Упражнения с осенними листьями", "Кремена", "Три поросенка", "Кукляндия", "Упражнение с обручами", "Светит месяц", "Танцуйте сидя", "Крокодил Гена" и др.

Сюжетные танцы: "Домисолька", "Богатыри", "Танец Троллей".

Январь-май

Закреплять умение самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций ("змейка", "воротики", "спираль" и др.)

"Красный сарафан", "Полкис", "Месяц и звезды", "Два Барана", "Птичка польку танцевала", "Птичий двор", "Цирковые лошадки", "Голубая вода", "Мельница" и др.

Старинные бальные танцы: "Полонез, "Менуэт", "Старинная полька" и др.

Список литературных источников

1. «Хореография, ребенок и природа», Г.Н. Давыдова, г.Волгоград, издательство «Учитель», 2011г.

2. «Наша Родина – Россия», Шорыгина Т.А., ООО «ТЦ Сфера», 2013 г.

3. «Играем, рисуем и поем» М.Ю. Картушина (интегрированные занятия для детей 5 – 7 лет), г.Москва, 2010 г.

4. Методическое пособие «Формирование этнокультурной осведомленности дошкольников посредством проектной деятельности», г. Ставрополь, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмические движения по методике А.И. Бурениной

Методика  А.И. Бурениной совершенствует пролфессионализм самого педагога в области ритмопластических движений; преобщает детей к музыке, пропуская её "через себя", обыгрывая своим телом музыкальн...

Конспект по разделу музыкально - ритмических движений по методике А. И. Бурениной: «В волшебной стране детства». .

Программное содержание:- Развивать способность передавать в пластике музыкальный образ.- Развивать динамическую сторону общения, лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовность к общению.- Ф...

Проект по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза

Проект  по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза...

Педагогическая технология музыкально-ритмического развития старших дошкольников в хороводных играх

Педагогическая технология музыкально-ритмического развития старших дошкольников в хороводных играх...

Развитие музыкально – ритмических способностей старших дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности

В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, имеют обучающий характер ...

Выступление на тему "Использование технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

МАСТЕР-КЛАССЦель мероприятия: Обмен опытом педагогической деятельности по использованию технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяж...

Мастер - класс "Музыкально - дидактические игры как ресурс совершенствования музыкально - ритмических способностей старших дошкольников"

Музыкально - дидактические игры должны быть яркими и красочными, простыми и достуаными. Ведь в результате их использования у детей появляется желание активно участвовать в процессе обучения....