план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
консультация по развитию речи (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masha_idet_v_shkolu.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи "Маша идет в школу»
Задачи:
- Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление), творческих способностей.
- Развивать речь, коммуникативность, память. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию; умение составлять предложения и схемы к ним.
- Воспитывать стремление к знаниям, умение работать в команде, оказывать помощь товарищу, самоконтроль и саморегуляцию; рефлексию. Воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.
Оборудование: Кукла Маша, аудиозапись, схемы предложения, компьютер, интерактивная доска, игрушка-заяц,
Ход занятия
Звучит аудиозапись из мульфильма “Маша и медведь”.
Ребята, вы узнали из какого мультфильма эта музыка? (слайд 1).
Какие мульфильмы про Машу вы смотрели? А давайте сами придумаем новую серию про Машу и назовём её, например, так “Маша идёт в школу”.(слайд 2)
А вот и наша героиня. Какой у нее характер? (Она весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная…)
В.: Маша решила, что ей уже пора идти в школу. Она собрала в портфель все школьные принадлежности и отправилась в путь. А дорога шла через лес. Вдруг Маша увидела зайца. Он был мокрый и грустный.
В.: Ребята, почему заяц мокрый? (Он купался, в лужу упал, попал под дождь.)
В.: Как вы думаете, дождь – это хорошо или плохо? Что хорошего в дожде? Что плохого? (Ответы детей).
В.: Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое.
В.:А солнце-это хорошо или плохо? (Ответы детей).
В.: Как мы можем помочь зайцу? (Дети согревают зайца одеяльцем).
В.: Зашла Маша в класс и увидела на доске какие-то “кирпичики”. Что же это такое? Подскажите Маше. Правильно, это схема предложения. Наша речь состоит из предложений. С помощью предложений мы общаемся, выражаем свои мысли, чувства.
Из чего состоят предложения? Сколько слов в этом предложении? Какое это может быть предложение? Придумайте предложение ,в котором есть слово медведь. Если мы добавим ещё одно слово в предложение, сколько тогда будет в предложении слов? Попробуйте придумать такое предложение.
В.: Ребята, а какие школьные принадлежности Маша должна была положить в портфель, когда собиралась в школу? Правильно. Посмотрите на экран, мы будем называть слова и считать в них слоги. (слайд 3-6) Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.
В.: Ребята, вы знаете, что в школе надо быть внимательным, чтобы правильно выполнять все задания. Давайте вместе с Машей будем определять количество слогов в осенних словах (лист, осень. ветер, листопад, погода).
В.: Ребята, вы знаете, что в школе между уроками есть перемены. У Маши тоже сейчас перемена. Вышла она из класса и увидела ежа.
( Физкультминутка.)
Жил в лесу колючий ёжик. - Да-да-да
Был клубочком и без ножек.- Да-да-да
Не умел он хлопать (дети стоят в кругу, движения по тексту) Хлоп-хлоп-хлоп
Не умел он топать. - Топ - топ-топ
Не умел он прыгать.- Прыг-прыг-прыг
Только носом шмыгал .-Шмыг-шмыг-шмыг
А ребята в лес пошли .-Да-да-да
Ёжика в лесу нашли .-Да-да-да
Научили хлопать .-Хлоп-хлоп-хлоп
Научили топать .-Топ-топ-топ
Научили прыгать .-Прыг-прыг-прыг
Научили бегать .-Шмыг-шмыг-шмыг.
В.: Перемена окончена, начинается урок. Расскажите Маше
из чего состоят слова? ( Из звуков.)
На какие две группы делятся все звуки русского языка? (На гласные и согласные.)
В.: Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.
Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э.
А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?
Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие.)
Поиграем в игру “Ты мне – я тебе”. Я “кидаю” вам твёрдый звук, вы мне назад “мягкий”
А сейчас посмотрите на экран, перечислите предметы, которые вы видите. Определите, какой звук повторяется во всех словах?
- рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.
- Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.
- Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.
В.: Маша любит разные игры. И предлагает поиграть в игру “Наоборот».
- дождик вымочит, а солнышко...( высушит);
- один теряет, а другой...( находит);
- подушка мягкая, а скамейка …( жесткая);
- если ты что-нибудь забудешь, то потом...( вспомнишь);
- пуговица оторвётся, а мама … ( пришьёт);
- входя в комнату свет зажжешь, а уходя ...( погасишь);
- ручей мелкий, а река ...( глубокая);
- кашу варят густую, а суп ...( жидкий);
- у смородины ягоды мелкие, а у клубники ...( крупные);
- в пасмурную погоду настроение грустное, а в солнечную ...( весёлое);
Помогите мне найти ответы на разные вопросы!»
В.: Ребята, Маша очень любознательная. Она хочет все знать, поможем ей! Ведь мы много знаем! (Да)
( Воспитатель задаёт вопрос – ребёнок должен со слов «потому что», полным ответом ответить на вопрос).
Игра « Почемучки».
- Почему зимой нельзя купаться?
- Почему засыхают цветы?
- Почему весной тает снег?
- Почему летом не носят шубы?
- Почему улетают птицы?
- Почему люди берут зонты?
- Почему пришел врач?
- Почему деревья мокрые?
- Почему мяч катится?
9) Игра “Четвёртый лишний”
- Помидор, картофель, морковь, яблоко.
- Ложка, вилка, нож, стул.
- Осина, берёза, клён, одуванчик.
- Андрей, Степан, Антон, Светлана.
В.:– Ребята, Маша любит пироги с разной вкусной начинкой, а как они называются – не знает. Она просит нас помочь.
(Игра « С чем пекут пироги?»)
( Воспитатель задаёт детям вопросы, а дети образовывают однокоренные слова).
- Пирог с капустой – какой? ( капустный);
- Пирог с вишней - …( вишнёвый);
- С рисом - …(рисовый);
- С мясом -…( мясной);
- С луком …( луковый);
- С яблоком …( яблочный);
- С морковью …( морковный);
- С картошкой …( картофельный);
- С земляникой ..( земляничный).
- С тыквой …( тыквенный).
В.: Ребята, Маша благодарит нас за то, что мы помогли ей многое узнать и угощает нас своими пирожками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект комплексного занятия по развитию речи в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет.
Тема: « Мы потешки распеваем и немного поиграем». Программное содержание:Закрепить с детьми знание потешек. Учить проговаривать их не торопясь, выразительно. Продолжать учить детей составля...
План- конспект интегрированного занятия( аппликация, развитие речи) младшая группа "Ночь за окном".
Открытое интегрированное занятие (развитие речи и аппликация) для младшей группы ...
План-конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ(1) и РТВ(2) для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»
(1) ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. (2) РТВ – развитие творческого воображения. ...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».
План-конспект занятия по развитию речи(подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».Цели:· познакомить дете...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....