Роль музыкального воспитания в семье.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Стойка Элина Михайловна

Статья поднимает вопрос формирования в семье всесторонне развитой личности посредством музыкально-эстетического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stoyka_elina_statya.docx18.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБДОУ №115 Фрунзенского района

Статья  музыкального руководителя

Стойка Э.М.

Роль музыкального воспитания в семье.

    Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. В. А. Сухомлинский.

    Музыкальное воспитание – важнейшее средство формирования духовного облика человека, его идеалов. Оно необходимо не только каждому человеку в отдельности, но и обществу в целом.

   Музыка – величайший источник нравственного развития. Она открывает перед ребёнком мир ощущений, переживаний, и позволяет в самой доступной форме знакомиться с окружающими явлениями. Познавательный интерес у ребенка формируется в дошкольные годы. Дети по своей натуре очень любознательны и открыты к миру. Открытия у них возникают каждый день. С раннего детства ребенок  впитывает в себя мелодии и ритмы колыбельных, детских, народных песен. Музыка встречается разнообразная: серьезная, легкая, развлекательная, классическая, народная, духовная. С детства меня волновал вопрос, почему часто многие люди не умеют замечать красоту, выразительность народной, классической музыки, равнодушны к музыке глубокого содержания? И все потому, что в детские годы в семье не сложилось нормального музыкального воспитания ребёнка, не привился дух любви и уважение к музыке, не поддерживался интерес к этому прекрасному источнику радости и вдохновения.

   Многие родители считают, что музыкальные задатки ребенка развиваются сами собой. Но это не так. Задатки переходят в способности только в совместной деятельности взрослого и ребенка. Именно мамы и папы могут заразить ребенка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям, правильно их организовать. Самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители к музыке равнодушны. Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Именно родители закладывают основы его мировоззрения, морали, эстетических вкусов. Естественность и непринужденность обстановки, совместно слушание музыки, та особая атмосфера, которая создается во время занятий с любимым человеком, – все это определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке. Исполнение песен, хороводов, частушек, плясок объединяет всех членов семьи, а если музыкальная деятельность сочетается с другими видами – театрально-игровой, художественно словесной, изобразительной-то решаются важные нравственно- эстетические задачи воспитания.

   В. А. Сухомлинский в своей замечательной книге "Сердце отдаю детям" говорит: " Ребёнок - это зеркало нравственной жизни родителей".
Как это актуально в нашей дни.
В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, наблюдается обращенность к конкретному ребёнку, имеющему определённые привычки, склонности, интересы.
    В семьях, где озабочены музыкальным воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, делает её эмоционально окрашенной.
   Она будет стройной и упорядоченной при условиях, что родители имеют определённую цель музыкального воспитания, проводят её в жизнь, используют различные методы, средства, видят перспективы его музыкального развития.
В нашей стране в образовательных учреждениях и школах эстетического направления, хоровых, музыкальных, духовных, внешкольных учреждениях успешно ведётся музыкально- просветительская деятельность. И помощь семьи велика в музыкальном становлении ребёнка.
 
Дошкольный возраст имеет огромное значение для физического, психического и эмоционального развития ребёнка. В нем выделятся три периода: младший дошкольный (от 3 до 4 лет), средний (от4 до 5 лет), старший (от 5 до 6-7 лет).
Музыкальное воспитание в семье должно быть направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, развивать общую музыкальность.
Каковы же основные признаки музыкальности?
Первый признак - способность чувствовать характер музыки, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение. Музыка волнует маленького слушателя.
Ритмичный марш вызывает у него радость, грустная песня заставляет грустить.
Второй признак - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Дети различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев), простейшие свойства музыкального звука (высокий, низкий, тембровое звучание рояля, скрипки), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный или энергичный, подвижный). Постепенно накапливается запас любимых песен.
Третий признак музыкальности - проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребёнок по своему представляет художественный образ, передовая его в пении, игре, танце.
Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для марша, тяжело ступающего медведя, прыгающего зайчика, летающей птички.
    Родителям необходимо поддерживать стремление детей напевать слышимую мелодию и не только песен, но и инструментальных произведений. Это положительно сказывается на певческих умениях.
Пусть дети почаще делают умственные операции, такие как сравнение характера музыки ( нежная, грустная, колыбельная, весёлая), различение музыки (темп), узнавание музыки ( песня, танец, марш).
Семья и обшеобразовательные учреждения должны быть двумя союзными силами, работающими в одном направлении, причем семье приходиться поневоле уклоняться от прямого пути в пользу детского сада и школы.
    Разумные родители ценят то, что даёт их детям общественно учреждение и расположены помочь ему в благородном влиянии на детей.
На практике семейному воспитанию присущи многие недостатки. Важный недостаток - семейный эгоизм и ограниченность музыкального кругозора.
    Родители не должны развлекать детей теми же удовольствиями, которыми наслаждаются сами, они должны беречь их от пагубного воздействия антикультуры, ведущей к разрушению личности. Хрупкой психике ребёнка, особенно маленького, противопоказаны современные зрелищные шоу с громким музыкальным сопровождением, пиротехническими эффектами. Такие зрелища утомляют не только ребёнка, но и взрослого, возбуждают его, притупляют его восприимчивость к более художественным явлениям жизни.
    Музыка в домашних праздниках и развлечениях, в создании радостного настроения, играет большую роль. Исполнение песен, хороводов, частушек, плясок объединяет всех членов семьи, а если музыкальное деятельность сочетается с другими видами - театрально-игровой, художественно словесной, изобразительной-то решаются важные нравственно- эстетические задачи воспитания. Важно так организовать развлечения, чтобы они не создавали излишних трудностей, не требовали от детей дополнительной нагрузки при подготовке.

Реклама 0

     В повседневной жизни ребёнка музыке придаётся большое значение. В утренней гимнастике она используется более планомерно. Здесь могут звучать марши, песни и другие произведения. Дома нужно иметь детский музыкальный инструмент бубен, на котором звучат своеобразные ритмы ( путем встряхивания, скользирующих ударов, ударов "свободной кистью, пальцами"). Все это помогает развитию ходьбы и бега, улучшает осанку, координацию движений.
Необходимо определить место в детской комнате, где ребёнок может музицировать, непринуждённо действовать. Купите ребёнку достаточное количество детских музыкальных инструментов: металлофон, скрипку, музыкальный молоточек, бубен.
Самостоятельная музыкальная деятельность является результатом музыкальных знаний, умений, впечатлений, приобретённых на занятиях, праздниках, развлечениях. У ребенка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность.

Заключение

     Очень важно сохранить в детях эту свежесть и непосредственность чувств. Одним из важнейших средств эмоционального развития ребенка становится музыка, для которого язык эмоций родной. Музыка, понятая и прочувствованная ребенком, становится важным средством нравственного воспитания. Музыка учит добру. Наша задача привлечь детей к красоте музыки, помочь ощутить ее в полной мере. Постигая красоту в музыке, ребенок учится ценить ее и в жизни, и в человеческих отношениях. Только совместно с семьей педагог сможет привить детям любовь к музыке и главная задача музыкальной педагогики – духовное раскрытие и обогащение детей, формирование их как высококультурных и нравственных членов общества, станет реальностью.

Список литературы 1. Искусство и школа. Книга для учителя / Сост. А.К Василевский – М.: Просвещение, 1991. – 288с. 2. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / сост. О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с. 3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 1989. – 191с. 4. Музыкальное развитие детей (1, 2 часть) Радынова О.П.  Москва «Гуманитарный издательский центр 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкального воспитания в семье

В консультации представлен познавательный материал о роли музыкального воспитания в семье....

Методические рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию "Музыкальное воспитание в семье"

Здесь описаны рекомендации для родителей по поводу начала музыкального воспитания малышей....

Статья на тему "Роль музыкального воспитания в семье дошкольника"

Статья для родителей о том,как можно в домашних условиях разнообразить досуг с ребёнком....

Анкеты для родителей за 2018-2019 уч.год "Изучение музыкальных предпочтений в семьях, настроение детей после музыкальных занятий". "Роль музыкального воспитания в детском саду"

Анкеты: "Изучение музыкальных предпочтений в семьях, настроение детей после музыкальных занятий".                "Роль музыкального воспитан...

Роль музыкального воспитания детей в семье

Небольшое сообщение о роли музыки в жизни ребенка с раннего детства, о том, как слушать музыку с ребенком дома, какую музыку....

Роль музыкального воспитания в семье

Аннотация: статья посвящена проблемам формирования в семье всесторонне развитой личности посредством музыкальноэстетического воспитания. Автором затронуты аспекты социального духовного здоровья ребенк...

Роль музыкального воспитания в семье

Аннотация: статья посвящена проблемам формирования в семье всесторонне развитой личности посредством музыкальноэстетического воспитания. Автором затронуты аспекты социального духовного здоровья ребенк...