Роль музыкального воспитания в семье
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Параничева Лариса Витальевна

В консультации представлен познавательный материал о роли музыкального воспитания в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol.docx19.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль  музыкального воспитания в  семье.

 

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка постоянный спутник человека во всей его жизни. Она, по выражению Стендаля, «…является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживание его дум».

Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования. Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становится переживания.

Воспитывая всесторонне развитых людей – физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние на дальнейшее музыкальное развитие человека, препятствует образованию дурных навыков и вкусов, устранить или изменить которые значительно труднее, чем воспитать хороший музыкальный вкус.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического воспитания и эмоционально отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т. е. развитие художественно – творческих способностей детей.

Проблема интереса принадлежит к числу наиболее важных для практической педагогике. Исследователи, занимающиеся ею, подчёркивают, что интерес содействует общему психическому и умственному развитию ребёнка, расширению его кругозора. Знания, приобретённые с интересом, оказываются более глубокими и разносторонними, они могут, с большим успехом использованы в самых разнообразных условиях. Увлечённость побуждает к самостоятельному приобретению новых знаний. Под его влиянием заметно изменяется весь характер деятельности. Она становится активной, творческой, радостной, углублённой.

Музыкальная педагогика придаёт пробуждению желания заниматься музыкой огромное значение. Его наличие – это залог подлинного музыкального воспитания, а вместе с тем и формирование творческой личности.

Несомненно, семья может оказать значительную помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения музыкой и подготовить для его формирования. Об этом ярко свидетельствуют результаты различных социально-психологических исследований. Они показывают, что очень многие ребята полюбили её благодаря родителям.

Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и творческих способностей ребёнка подтверждают биографии многих музыкантов. Свои первые впечатления связывают с семьёй М. И. Глинки, А. Г. и Н. Г. Рубенштейны, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. С. Прокофьев, Д.Д.Шостакович. Они отмечают, что домашние музыкальные вечера, царившая на них атмосфера любви и уважения к искусству вызвали в них заинтересованность музыкой, воспитали преданность ей.

Музыкальное воспитание в семье имеет глубокие исторические корни. Возникнув в эпоху Петра I, во второй половине XVIII в., оно вошло в круг воспитания дворянских семей, даже среднего сословия. Более того, умение владеть каким-либо музыкальным инструментом становится почти обязательным. Известный в то время композитор М. И. Бернарди в 1844 г. отмечает, что в России каждая девица учится играть на фортепьяно.

В настоящее время проблема участия семьи воспитании у ребёнка интереса к музыке приобретает особую остроту. Это, прежде всего, связано с бурным развитием средств массовой коммуникации. Никогда ещё музыка не была столь доступна во всём своём многообразии буквально каждому.

Во избежание формирования потребительского отношения к искусству и односторонности развития музыкальных предпочтений подрастающего поколения, семье необходимо активно включатся в воспитание у детей интереса к художественно ценным музыкальным произведениям. Выполнение этой задачи, во многом новой и сложной для современных родителей, требует от них определённой педагогической подготовленности.

Основные усиления в наделении родителей музыкально-педагогическими знаниями должны исходить от школы, ибо она является ведущим воспитательным институтом, в котором работает профессиональные педагогические кадры, владеющие необходимой методикой, способные использовать не только современные научные данные, но и свои ежедневные наблюдения за детьми, опыт работы с ними.

Но привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам тонко чувствует музыку, глубоко воспринимает её. Поэтому возникает вопрос о музыкальном восприятии и самих родителей.

Как показывает анализ особенностей развития воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста, особенности психического развития дошкольников связаны с воображением. При этом воображение выделяется в самостоятельную психическую функцию в процессе кризиса трех лет. К концу дошкольного возраста (к моменту вхождения ребенка в кризис 7 лет) дети приобретают способность в своем воображении ориентироваться на собственную надситуативную позицию. При этом они оказываются более независимы, нежели дети более младшего возраста от предметной среды и прошлого опыта – двух других компонентов воображения.

Следовательно, для реализации развивающего музыкального обучения в условиях семьи необходимо создавать такие условий, при которых ребенок в своем воображении приобретал бы независимость от наглядных впечатлений и представлений, что становится наиболее важным в переходный период между дошкольным и младшим школьным возрастом. То есть другими словами, развивающий характер такого обучения будет непосредственно связан с его ориентацией на развитие воображения.

Поэтому, если родители будут помогать ребенку в развитии его воображения, опираясь при этом на особенности музыки как эффективного средства развития, то они помогут ребенку приобрести независимость от наглядных впечатлений и представлений, а, следовательно, полноценно развить не только синкретическое воображение, но и через него музыкальное.

Говоря о музыкальном воображении применительно к дошкольному возрасту необходимо отметить, что дети этого возраста в очень редких случаях являются инициаторами и организаторами, а тем более и создателями музыкальных игр. Это может свидетельствовать о том, что у детей этого возраста практически нет данного вида воображения. Вместе с тем, дошкольники, как правило, охотно посещают музыкальные занятия, участвуют в музыкальных играх, используют и реализуют разные виды музыкальной деятельности.

Что же касается проблемы развивающего обучения в младшем школьном периоде развития, то оно должно обеспечить непосредственное развитие произвольного внимания как самостоятельного процесса. При этом необходимо учитывать особую роль взрослого, который, должен выстраивать общение с детьми этого возраста так, чтобы различные стороны содержания общения и деятельности выступали в качестве центра ситуации, вокруг которой будет выстраиваться весь процесс действования.

Благодаря тому, что произвольное внимание становится центральной линией развития, в этом возрасте осуществляется переход игровой деятельности в учебную.

Применительно к развивающему музыкальному образованию это означает, что данный процесс необходимо ориентировать на развитие произвольного внимания как самостоятельного процесса и психологического новообразования в младшем школьном возрасте. При этом необходимо учитывать то, что произвольное внимание непосредственно связано с музыкальным воображением младшего школьника, которое в этом возрасте можно рассматривать как независимый процесс.

Учитывая эти особенности младшего школьного возраста при рассмотрении проблемы развивающего музыкального обучения, можно отметить следующие моменты.

Во-первых, ребенок этого возраста выходит на новый уровень осознания музыкальных терминов (например, мелодия, темп, ритм, тембр, мажорный или минорный лад), музыкальных произведений и их характеристик, связанных не только с внешней стороной восприятия, но и с теми оттенками, которые закладывал композитор.

Во-вторых, у него меняется восприятие музыки, становясь более осознанным и целенаправленным. Теперь он старается выслушать музыкальное произведение до конца, чтобы сложилось общее впечатление, в отличие от детей дошкольного возраста, которые практически сразу после звучания начинают давать оценку внешним качествам: нравится – не нравится, красивая, страшная и т. д.

Также ребенок с легкостью может вычленить мелодии не только в музыкальных произведениях, но и в окружающей среде, а также использовать эти знания, например, в музыкально-ритмической деятельности.

Дети младшего школьного возраста по иному оценивают возможности своего голоса, стараются прислушиваться к тому, что поют, могут оценить себя со стороны, понимая, что есть кто-то, кто поет лучше и правильнее, чем сам ребенок.

Таким образом, дети этого возраста могут не только творчески использовать прошлый музыкальный опыт, подстраивая его под собственный музыкальный замысел, но и на этой основе создавать и реализовывать музыкальные игры, подключая в данном случае сверстников и взрослых.

Этому в большей степени способствует развивающаяся внеситуативная позиция, благодаря которой ребенок может самостоятельно использовать свои музыкальные образы, а также подключать все необходимое для их реализации. Младший школьник способен с легкостью принять на себя определенную роль (режиссер или дирижер), поэтому он полностью руководит ситуацией.

В основном, именно в младшем школьном возрасте дети начинают посещать музыкальные школы, причем ходят туда с удовольствием и по собственному желанию, так как очень часто могут представить себя не только, например, дирижером оркестра или хора, но и исполнителем какого-нибудь произведения на большом концерте.

При этом, выучив небольшое произведение, дети с удовольствием его играют родителям, «как будто мы на концерте».

Если же способности ребенка позволяют ему выступать на реальных концертах, например, в детском саду на каком-либо празднике, то и в данном случае ребенок принимает на себя определенную роль, связанную либо с сюжетом праздника, либо с собственным замыслом ребенка. То есть дети легко могут представить воображаемую ситуацию, реализовать свой музыкальный замысел при помощи доступных ему средств.

Родителям в данном случае необходимо всячески поддерживать такого рода творческие начинания своего ребенка для того, чтобы и в дальнейшем ему было интересно заниматься музыкой. В противовес этому, если ребенок будет видеть, что его родителям неинтересно, как и что происходит в музыкальной школе, то соответственно, он через некоторое время также потеряет всякий интерес к процессу обучения в музыкальной школе, а, следовательно, просто бросит заниматься музыкой.

Таким образом, в процессе, построенного на принципах музыкального образования, ребенок научается осмыслять ситуации, так или иначе связанные с музыкой. Одновременно с этим он вычленяет и осознает те различия, которые отличают музыкальную деятельность от любой другой.

Итак, как отмечает ряд исследователей, занимающиеся построением музыкального обучения дошкольников, оно накладывают свой отпечаток, как непосредственно на музыкальное развитие ребенка, так и на общий ход развития в дошкольном периоде развития. Прежде всего, ребенок приобретает способность, хоть и не в широком понимании этого слова, эмоционально отзываться на музыку, быть восприимчивым к ее ладу, характеру, направленности.

Постепенно с накапливанием опыта у ребенка расширяются не только общие представления, но и музыкально слуховые, благодаря которым ребенок узнает знакомые ему мелодии и познает новые, а по возможности придумывает и свои.

Исходя из этого, реализовывая принципы развивающего музыкального воспитания в условиях семьи, родители должны прежде всего основываться на том, что такое обучение будет полноценно реализовываться через общение ребенка не только с взрослыми, но и со сверстниками, через взаимодействие ребенка с музыкой, через погружение ребенка в музыкальную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Роль музыкального воспитания в семье дошкольника"

Статья для родителей о том,как можно в домашних условиях разнообразить досуг с ребёнком....

Роль музыкального воспитания в семье.

Статья поднимает вопрос формирования в семье всесторонне развитой личности посредством музыкально-эстетического воспитания....

Анкеты для родителей за 2018-2019 уч.год "Изучение музыкальных предпочтений в семьях, настроение детей после музыкальных занятий". "Роль музыкального воспитания в детском саду"

Анкеты: "Изучение музыкальных предпочтений в семьях, настроение детей после музыкальных занятий".                "Роль музыкального воспитан...

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье. Виды музыкальной деятельности в семье»

Предложенный материал дает возможность родителям понять значение и необходимость музыкального воспитания....

Роль музыкального воспитания детей в семье

Небольшое сообщение о роли музыки в жизни ребенка с раннего детства, о том, как слушать музыку с ребенком дома, какую музыку....

Роль музыкального воспитания в семье

Аннотация: статья посвящена проблемам формирования в семье всесторонне развитой личности посредством музыкальноэстетического воспитания. Автором затронуты аспекты социального духовного здоровья ребенк...

Роль музыкального воспитания в семье

Аннотация: статья посвящена проблемам формирования в семье всесторонне развитой личности посредством музыкальноэстетического воспитания. Автором затронуты аспекты социального духовного здоровья ребенк...