Статья "Формирование интереса к чтению через детскую литературу"
статья (средняя группа)

Светлана Александровна Боева

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования интереса к чтению у дошкольников, так как заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, влияют на развитие и становление всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.    

Ключевые слова.  Формирование интереса, книга, ценностные качества, технологии, детский сад, детская литература

 

FORMATION OF INTEREST IN READING THROUGH CHILDREN'S LITERATURE

Boeva S. A.

Datskovska N. N.

Demchenko S. V.

 Belgorod, teachers MBDOU d/s №53

Annotation. The article is devoted to the actual problem of the formation of interest in reading in preschool children, as laid down in preschool educational, ideological, moral, cultural and physical priorities determine the way of life of generations, affect the development and condition of the entire civilization. Now it is necessary to pay as much attention as possible to the formation of the inner world of the child, the education of the creative principle in it.

Keyword. Formation of interest, book, value qualities, technology, kindergarten, children's literature.

Детский сад – первое звено в системе этнического образования. Чтобы стать высокообразованным, человек обязан овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Детская литература раскрывает и разъясняет ребенку жизнь общества и природы, вселенную человеческих чувств, эмоций и взаимоотношений. Она развивает мышление и фантазию дошкольника, обогащает его эмоции и впечатления, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя познания ребенка об окружающем нас мире, она влияет на личность малыша, развивает его умение тонко чувствовать форму и ритмы родного языка.

Книга сопровождает человека с первых лет его жизни. Чтение художественной литературы развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, яркой, красивой, развивает душу человека, учит его состраданию, милосердию, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Для воспитания интереса к книге у детей дошкольного возраста принципиально необходимой становится нравственная (воспитательная) функция художественной литературы, которая содействует становлению духовного мира маленьких читателей. Как раз в дошкольном возрасте ребенок начинает активно постигать мир социальных отношений, стремится разобраться во взаимоотношениях взрослых, оценивает свои поступки и поступки детей. Таким образом, в качестве важнейших факторов воспитания у детей интереса к чтению можно рассматривать усиление эстетической, гедонистической и нравственной функции литературы при помощи отбора произведений и организации процесса литературного становления ребенка в детском саду.

Чем выше интерес к книге и чтению, тем чаще возникает потребность читать, узнавать новое, погружаться в приятное эмоциональное состояние, вызванное содержанием текста. Но в этом случае интерес и потребность должны быть личностно мотивированными. Интерес к чтению проявляется по-разному. Это может быть интерес к произведению, к тексту. Одной из самых важных составляющих интереса к произведению считается наличие тайны, магии. Сам сюжет должен быть неординарным. Необходимо разжигать детское любопытство, способствовать активности восприятия, фантазии, вырабатывать чувство текста, реакцию на слово, поступок, действие героя. Интерес к чтению вызывают книжные иллюстрации. У одних детей - монохромные, черно-белые, у других – только полихромные. Так же к интересу ведет эстетическое удовлетворение от внешнего облика книги.

Исследователи читательского интереса у дошкольников считают, что для формирования читательского интереса необходимо создать ситуацию, при которой читатель в первый раз испытает состояние заинтересованности чтением, а потом путем подбора книг, с учетом сформировавшихся интересов, неоднократно воспроизводить заинтересованность новыми книгами, способствуя ее поддержанию, закреплению, переходу в стойкую черту читательской психологии личности.

Известный российский ученый Д.С. Лихачев отмечает: «В настоящее время каждому педагогу необходимо тщательно продумывать собственные действия, которые могут формировать интерес к книге, сюда входит и просветительская работа с родителями, и организация фронтальной, индивидуальной, групповой, парной работы с книгой. Чтение должно быть интересным, увлекательным и не принужденным».

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка значительную роль играет отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо принимать во внимание то, что художественная литература должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. она должна быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Разработано несколько критериев выбора художественной литературы: 1. Идеологическая направленность детской книги(в книге должна быть четко выражена позиция автора); 2.Высочайший художественный профессионализм, литературная ценность; 3. Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей (Доступным произведением является такое, которое создает условия для возникновения активной работы мысли читателя-ребенка, интенсивных чувств, переживаний, воображения, что ведет к решению литературной задачи – проникновению в замысел писателя); 4. Сюжетная занимательность, простота и четкость композиции; 5. Конкретные педагогические задачи; 6. Время и место для чтения и рассказывания могут быть различными, однако основной материал должен задаваться детям на занятии (Занятие – важная форма работы с книгой в детском саду. От того как воспитатель прочтет детям книгу, зависит, как она будет воспринята. Верное авторскому замыслу, выразительное прочтение «задает» полноценное восприятие, пробуждает у ребенка активные эстетические переживания, вызывает нравственный отклик).

Круг детского чтения составляют произведения различных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др. это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, оригинальность литературных пристрастий. Особо стоит подчеркнуть роль этнического эпоса, легенд, фольклора – пласта культуры, являющегося хранилищем народной мудрости, традиций, эталонов духовности и нравственности. Чтобы ребенок захотел обращаться к книге, надо формировать мотивацию читательской деятельности. Общаясь с ребенком при чтении художественной литературы нужно выработать модель его поведения. Но в самом начале, необходимо научить ребенка слушать. Это возможно сделать при помощи подбора увлекательной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением, умением почувствовать и принять во внимание эмоциональное состояние малыша. С ранних лет необходимо учить ребенка относиться к книге как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у нее есть автор и название.

Периодически утром, когда дети приходят в детский сад, или же во вторую половину дня воспитатель может прочесть небольшой группе ребят что-либо из книги, привлекшей детское внимание. На прогулке воспитатель, а с ним и дети могут вспомнить знакомое стихотворение, загадку, песенку. Находясь на улице, дети с большим интересом слушают рассказ о природе, о животных, сказку. При чтении рассказа на занятии следует позаботиться о спокойной обстановке. Принципиально также, чтобы дети сидели удобно, непринужденно, чтобы все хорошо видели рассказчика. Еще при рассаживании детей нужно предусмотреть ряд особенностей восприятия литературы, и не научившихся слушать детей посадить, незаметно для них, поближе к себе, на виду. Эти способы несомненно помогут привлечь ребенка к чтению: постепенно вырабатывается сосредоточенность. Не следует, во время слушания препятствовать невольным репликам детей, выражению радости.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе в группах ДОУ имеется уголок книги – спокойное, привлекательное место, где дошкольники с большим интересом знакомятся с книгами, рассматривают картинки, иногда придумывают собственные рассказы, читают наизусть любимые стихи. Такая разнообразная инициативная работа детей, руководимая воспитателем, привлекает ребят в уголок, делает их самостоятельные занятия более продуктивными. Чтобы уголок книги привлекал детей, важно, чтобы в нем было удобно и комфортно.

Крайне необходимым условием в деле приобщения ребенка к книге является сотрудничество работников дошкольных учреждений и родителей. Занятия по детской литературе в дошкольном учреждении всегда должно быть открытым для родителей. Формы общения могут быть различными. Это несомненно поможет родителям понять методику работы по чтению, увидеть способности и возможности своего ребенка. Перечислим основные формы общения с родителями:- Информационно аналитическая (анкетирование, опросы), с помощью которой мы сможем получить информацию о наличии книг в семейных библиотеках, частоте и длительности домашнего чтения, детском интересе к книге и степени начитанности дошкольников; Информационно-просветительская, родительские собрания по теме «Роль книги в жизни ребенка», «Роль домашнего чтения в развитии и воспитания ребенка» и т.д., круглые столы, нацеленные на освоение родителями приемов и методов семейного чтения, методике работы с художественным произведением; Открытые показы – занятия по ознакомлению с художественной литературой, а затем и с обсуждением ее, при помощи которых родители могут адекватно оценить способности и возможности своего ребенка.

Литературные выставки, выставки детского творчества, проведение конкурсов, викторин, литературные встречи с известными поэтами и писателями родного города – эта форма будет являться отличной пропагандой детской книги и литературы в целом.

Внедрение ИКТ технологий на занятиях позволит нам: представить информацию различного характера на экране монитора в игровой форме; ярко, наглядно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, собственно, что соответствует наглядно-образному мышлению дошкольников; заинтересовать внимание детей движением, звуком, мультипликацией; расширить границы творческих возможностей педагогов.

Сотрудничество с социальными институтами, в частности с библиотекой, позволит нам расширить границы познавательного общения. Задача детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, создать детям оптимальные условия для культурного развития, развития ребенка через знакомство с книгой.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой применяются различные способы и приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatya_knigi_beliro_word_1.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ  ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

ЧЕРЕЗ ДЕТСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ

Боева С.А.

Дацковская Н.Н.

Демченко С.В.

г.Белгород, воспитатели МБДОУ д/с №53

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования интереса к чтению у дошкольников, так как заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, влияют на развитие и становление всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.     

Ключевые слова.  Формирование интереса, книга, ценностные качества, технологии, детский сад, детская литература

FORMATION OF INTEREST IN READING THROUGH CHILDREN'S LITERATURE

Boeva S. A.

Datskovska N. N.

Demchenko S. V.

 Belgorod, teachers MBDOU d/s №53

Annotation. The article is devoted to the actual problem of the formation of interest in reading in preschool children, as laid down in preschool educational, ideological, moral, cultural and physical priorities determine the way of life of generations, affect the development and condition of the entire civilization. Now it is necessary to pay as much attention as possible to the formation of the inner world of the child, the education of the creative principle in it.

Keyword. Formation of interest, book, value qualities, technology, kindergarten, children's literature.

Детский сад – первое звено в системе этнического образования. Чтобы стать высокообразованным, человек обязан овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Детская литература раскрывает и разъясняет ребенку жизнь общества и природы, вселенную человеческих чувств, эмоций и взаимоотношений. Она развивает мышление и фантазию дошкольника, обогащает его эмоции и впечатления, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя познания ребенка об окружающем нас мире, она влияет на личность малыша, развивает его умение тонко чувствовать форму и ритмы родного языка.

Книга сопровождает человека с первых лет его жизни. Чтение художественной литературы развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, яркой, красивой, развивает душу человека, учит его состраданию, милосердию, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Для воспитания интереса к книге у детей дошкольного возраста принципиально необходимой становится нравственная (воспитательная) функция художественной литературы, которая содействует становлению духовного мира маленьких читателей. Как раз в дошкольном возрасте ребенок начинает активно постигать мир социальных отношений, стремится разобраться во взаимоотношениях взрослых, оценивает свои поступки и поступки детей. Таким образом, в качестве важнейших факторов воспитания у детей интереса к чтению можно рассматривать усиление эстетической, гедонистической и нравственной функции литературы при помощи отбора произведений и организации процесса литературного становления ребенка в детском саду.

Чем выше интерес к книге и чтению, тем чаще возникает потребность читать, узнавать новое, погружаться в приятное эмоциональное состояние, вызванное содержанием текста. Но в этом случае интерес и потребность должны быть личностно мотивированными. Интерес к чтению проявляется по-разному. Это может быть интерес к произведению, к тексту. Одной из самых важных составляющих интереса к произведению считается наличие тайны, магии. Сам сюжет должен быть неординарным. Необходимо разжигать детское любопытство, способствовать активности восприятия, фантазии, вырабатывать чувство текста, реакцию на слово, поступок, действие героя. Интерес к чтению вызывают книжные иллюстрации. У одних детей - монохромные, черно-белые, у других – только полихромные. Так же к интересу ведет эстетическое удовлетворение от внешнего облика книги.

Исследователи читательского интереса у дошкольников считают, что для формирования читательского интереса необходимо создать ситуацию, при которой читатель в первый раз испытает состояние заинтересованности чтением, а потом путем подбора книг, с учетом сформировавшихся интересов, неоднократно воспроизводить заинтересованность новыми книгами, способствуя ее поддержанию, закреплению, переходу в стойкую черту читательской психологии личности.

Известный российский ученый Д.С. Лихачев отмечает: «В настоящее время каждому педагогу необходимо тщательно продумывать собственные действия, которые могут формировать интерес к книге, сюда входит и просветительская работа с родителями, и организация фронтальной, индивидуальной, групповой, парной работы с книгой. Чтение должно быть интересным, увлекательным и не принужденным».

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка значительную роль играет отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо принимать во внимание то, что художественная литература должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. она должна быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Разработано несколько критериев выбора художественной литературы: 1. Идеологическая направленность детской книги(в книге должна быть четко выражена позиция автора); 2.Высочайший художественный профессионализм, литературная ценность; 3. Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей (Доступным произведением является такое, которое создает условия для возникновения активной работы мысли читателя-ребенка, интенсивных чувств, переживаний, воображения, что ведет к решению литературной задачи – проникновению в замысел писателя); 4. Сюжетная занимательность, простота и четкость композиции; 5. Конкретные педагогические задачи; 6. Время и место для чтения и рассказывания могут быть различными, однако основной материал должен задаваться детям на занятии (Занятие – важная форма работы с книгой в детском саду. От того как воспитатель прочтет детям книгу, зависит, как она будет воспринята. Верное авторскому замыслу, выразительное прочтение «задает» полноценное восприятие, пробуждает у ребенка активные эстетические переживания, вызывает нравственный отклик).

Круг детского чтения составляют произведения различных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др. это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, оригинальность литературных пристрастий. Особо стоит подчеркнуть роль этнического эпоса, легенд, фольклора – пласта культуры, являющегося хранилищем народной мудрости, традиций, эталонов духовности и нравственности. Чтобы ребенок захотел обращаться к книге, надо формировать мотивацию читательской деятельности. Общаясь с ребенком при чтении художественной литературы нужно выработать модель его поведения. Но в самом начале, необходимо научить ребенка слушать. Это возможно сделать при помощи подбора увлекательной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением, умением почувствовать и принять во внимание эмоциональное состояние малыша. С ранних лет необходимо учить ребенка относиться к книге как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у нее есть автор и название.

Периодически утром, когда дети приходят в детский сад, или же во вторую половину дня воспитатель может прочесть небольшой группе ребят что-либо из книги, привлекшей детское внимание. На прогулке воспитатель, а с ним и дети могут вспомнить знакомое стихотворение, загадку, песенку. Находясь на улице, дети с большим интересом слушают рассказ о природе, о животных, сказку. При чтении рассказа на занятии следует позаботиться о спокойной обстановке. Принципиально также, чтобы дети сидели удобно, непринужденно, чтобы все хорошо видели рассказчика. Еще при рассаживании детей нужно предусмотреть ряд особенностей восприятия литературы, и не научившихся слушать детей посадить, незаметно для них, поближе к себе, на виду. Эти способы несомненно помогут привлечь ребенка к чтению: постепенно вырабатывается сосредоточенность. Не следует, во время слушания препятствовать невольным репликам детей, выражению радости.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе в группах ДОУ имеется уголок книги – спокойное, привлекательное место, где дошкольники с большим интересом знакомятся с книгами, рассматривают картинки, иногда придумывают собственные рассказы, читают наизусть любимые стихи. Такая разнообразная инициативная работа детей, руководимая воспитателем, привлекает ребят в уголок, делает их самостоятельные занятия более продуктивными. Чтобы уголок книги привлекал детей, важно, чтобы в нем было удобно и комфортно.

Крайне необходимым условием в деле приобщения ребенка к книге является сотрудничество работников дошкольных учреждений и родителей. Занятия по детской литературе в дошкольном учреждении всегда должно быть открытым для родителей. Формы общения могут быть различными. Это несомненно поможет родителям понять методику работы по чтению, увидеть способности и возможности своего ребенка. Перечислим основные формы общения с родителями:- Информационно аналитическая (анкетирование, опросы), с помощью которой мы сможем получить информацию о наличии книг в семейных библиотеках, частоте и длительности домашнего чтения, детском интересе к книге и степени начитанности дошкольников; Информационно-просветительская, родительские собрания по теме «Роль книги в жизни ребенка», «Роль домашнего чтения в развитии и воспитания ребенка» и т.д., круглые столы, нацеленные на освоение родителями приемов и методов семейного чтения, методике работы с художественным произведением; Открытые показы – занятия по ознакомлению с художественной литературой, а затем и с обсуждением ее, при помощи которых родители могут адекватно оценить способности и возможности своего ребенка.

Литературные выставки, выставки детского творчества, проведение конкурсов, викторин, литературные встречи с известными поэтами и писателями родного города – эта форма будет являться отличной пропагандой детской книги и литературы в целом.

Внедрение ИКТ технологий на занятиях позволит нам: представить информацию различного характера на экране монитора в игровой форме; ярко, наглядно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, собственно, что соответствует наглядно-образному мышлению дошкольников; заинтересовать внимание детей движением, звуком, мультипликацией; расширить границы творческих возможностей педагогов.

Сотрудничество с социальными институтами, в частности с библиотекой, позволит нам расширить границы познавательного общения. Задача детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, создать детям оптимальные условия для культурного развития, развития ребенка через знакомство с книгой.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой применяются различные способы и приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для родителей немного о чтении зарубежной детской литературы

О чтении зарубежной детской литературы. Перечень некоторых произведений....

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу...

формирование у детей интереса к чтению через игру

консултация для родителей будет ажна доя тех, кто хочет в игровой форме привить пебенку любовь к чтению кнмг. Книга вводит малыша в мир художественных образов, дает первые и потому наиболее сильные вп...

Опыт работы по развитию интереса к чтению и детской книге

Обобщение опыта многолетней работы по развитию интереса детей старшего дошкольного возраста к чтению. Описаниие некоторых актуальных, рабочих приемов для педагогов- практиков....

Опыт работы по развитию интереса к чтению и детской книге

Раннее обучение детей чтению. Что это, дань моде или необходимость, диктуемая современным темпом жизни? Попробуем разобраться. К современному дошкольнику, стоящему на пороге школьного обучения, предъя...