Опыт работы по развитию интереса к чтению и детской книге
консультация по художественной литературе (старшая группа)

Дрожжина Наталья Анатольевна

Обобщение опыта многолетней работы по развитию интереса детей старшего дошкольного возраста к чтению. Описаниие некоторых актуальных, рабочих приемов для педагогов- практиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knigi_1.pptx2.6 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Давайте почитаем» опыт работы по развитию интереса к чтению и детской книге Дрожжина Наталья Анатольевна

Слайд 2

«Как хорошо уметь читать»! Большинство родителей дошкольников стремятся, чтобы ребенок еще в детском саду научился читать, имел интерес к чтению, считая это умение одним из основных показателей его готовности к школе. И это стремление не лишено смысла. Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, об умении и желании работать с книгой, воспитание читательской культуры. К сожалению, сегодня реализовать эту задачу становится все сложнее. Стремительный темп жизни влияет не только на взрослых, но и на детей. Огромное значение оказывает разнообразие мультимедийных развлечений, доступных современному дошкольнику. Целая совокупность различных факторов влияет на снижение интереса ребенка к книге, чтению.

Слайд 3

По моему мнению, низкий интерес детей к книгам — большая трагедия. И в ней есть по крайней мере две составляющие — нейрофизиологическая и культурная. Так, оксфордские ученые и французский нейрофизиолог С. Дегене доказали: во время чтения начинают функционировать те зоны коры головного мозга, которые бывают задействованы в других видах деятельности. Это связано с так называемым эффектом «погружения» в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, строит в воображении образы других персонажей, художественный мир. Этот эффект не возникает при просмотре телевизора или компьютерной игры . В начальной школе педагоги в основном занимаются техникой чтения, тогда как у многих детей вообще нет желания держать книгу в руках (не говоря уже о том, чтобы слушать, познавать или читать самостоятельно).

Слайд 4

Интерес к чтению воспитывается, прежде всего, через развитие познавательной активности ребенка. У ребенка должна быть сформирована потребность познавать окружающий мир и себя, искать ответы на свои «почему» самостоятельно и с помощью взрослого, общаться с людьми, природой, искусством. Задача взрослого — помочь ребенку осознать, что книга является одним из средств познания нового, а художественное слово — высоким искусством. Кроме того, по мнению многих ученых, прежде чем ребенок начнет читать, он должен хорошо овладеть речью и иметь интерес к чтению. Поэтому , интерес к чтению и техника чтения может быть сформирована, а чтение как полноценная деятельность, имеющая статус культурной ценности, не складывается.

Слайд 5

Ребенок должен освоить звуковую культуру речи: иметь развитые артикуляционный аппарат, речевое дыхание и слух; уметь четко и правильно произносить звуки родного языка, понимать. как звуки складываются в слова; «узнавать» фонемы, идентифицировать звуки в окружающей среде (голоса животных, шум транспорта, музыку и т. д). У ребенка должен быть богатый словарный запас; грамматически правильная речь (умение согласовывать слова в роде, числе, падеже, строить различные типы предложений); развита связная речь (способность спросить и ответить на поставленный вопрос, пересказать текст, составить рассказ и др.) согласно возрастным возможностям. Сначала следует научить ребенка слушать, говорить, воспринимать, понимать речь других, а только потом — читать и писать . Только, опираясь на такой фундамент, заложенный в дошкольном детстве, можно вырастить грамотного, заинтересованного читателя.

Слайд 6

Существует огромное число методов, приемов, развивающих интерес к книге и чтению. Я хочу остановиться на некоторых. В первую очередь, это слушание прочитанного взрослым. Ведь лучший способ воспитать активного читателя — собственный пример. Взрослые должны сами читать книги, показывать, как обращаться с ними: рассматривать обложку, читая название и автора, осторожно листать страницы, внимательно рассматривать иллюстрации и тому подобное. На интерес к чтению у ребенка и осознание содержания прочитанного (прослушанного) произведения в значительной степени влияет мастерство чтения взрослым. Выразительное чтение взрослого стимулирует работу воображения детей: они четко представляют персонажей произведения, обстановку действия, картины природы и тому подобное. На основе эмоционального восприятия формируется отношение к поступкам персонажей, адекватная их оценка.

Слайд 7

Чтение произведения становится словесным действием, назначение которой — вызвать эмоциональный отклик, дать импульс мыслям, воображению, творческому мышлению. Не менее важна и эмоциональная поддержка взрослым детского влечения к чтению или ознакомления с книгой. Просматривая вместе со взрослым интересную книгу, уже в раннем возрасте малыш обращает внимание не только на изображение, но и на тексты, а в них слова и буквы. У него возникает желание « читать», подражая взрослому. Малыш может самостоятельно взять книгу, и , водя пальчиком по тексту, -« читать» любимую сказку или стихотворение, воспроизводя их по памяти. В это время важно, чтобы взрослый был рядом, хвалил ребенка, стимулировал его интерес. Важно создать среду, которая будет стимулировать познавательную и творческую активность ребенка.

Слайд 8

В стенах детского сада мы стремимся к созданию такой благоприятной среды. В группе оборудована детская библиотека, книги в которой подобраны согласно возрасту и интересам детей. Периодически экспозиция выставленных книг обновляется, привлекая ребенка, вызывая интерес рассматривать и читать книги. Для родителей размещается информация о том, какие произведения рекомендуются для чтения по изучаемой теме, предлагаются стихотворения и малые жанры фольклора для разучивания дома. Кроме этого наш детский сад сотрудничает с детской библиотекой, проводятся экскурсии и развивающие программы совместно с сотрудниками библиотеки. В начале этого учебного года мы с ребятами посетили экскурсию «Знакомство с библиотекой». Могу сказать, что эта экскурсия впечатлила ребят, они с интересом рассматривали понравившиеся книги, у многих появилось желание стать абонентами детской библиотеки .

Слайд 11

Еще одним действенным методом по воспитанию любви к книге является создание книжек-малышек. Эта деятельность не оставляет равнодушной старшего дошкольника. Ни с чем не сравнимое удовольствие они получают, держа в руках собственную книгу, рассказывая о ней сверстникам. С большим желанием дети не только знакомят со своей книгой, но и рассматривают книги других ребят. Можно с уверенностью сказать, что книжки-малышки – это действенный стимул для не читающего ребенка учиться читать, а для читающих ребят – практиковаться в чтении. Огромная роль в этой деятельности принадлежит родителям. Такие книжки-малышки пополняют нашу групповую детскую библиотеку. А ребята становятся не только читателями, но и авторами, иллюстраторами, издателями. Что, безусловно, способствует развитию интереса к книге, желанию научиться читать.

Слайд 12

.

Слайд 15

Так же, хочу рассказать о технологии скрайбинг , способствующей развитию читательской грамотности детей дошкольного возраста. Известно, что мышление дошкольника наглядно-образное, любой педагог понимает о необходимости наглядности в любой деятельности. В детстве все немного « скрайберы ». Ребенок сначала учится рисовать, и лишь затем - писать. Каждый ребенок через свои рисунки пытается донести информацию до взрослых. Не даром, рисование – это один из самых любимых видов деятельности в дошкольном возрасте. Через простые рисунки, сопровождающие текст можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить определенный материал. Данный метод получил название скрайбинг — процесс визуализации содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации.

Слайд 16

Особенность скрайбинга , по сравнению с другими способами донесения сложной информации, в том, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение человека. Когда отрисовка простых образов происходит в процессе донесения информации, человек её не только лучше понимает, но и запоминает. Именно эти особенности делают скрайбинг одной из современных технологий, которая помогает доступно и легко объяснять сложный материал, способствует развитию умения структурировть материал, соверешенствовать технику пересказа, облегчить процесс заучивания наизусть. Стоит отметить доступность скрайбинга , ведь использовать эту технологию может каждый педагог, не прибегая к серьезным материальным, трудовым и организационным затратам.

Слайд 18

Разновидности скрайбинга . Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов: 1. Р исованный . Рука человека рисует картинки, схемы, записывает ключевые слова параллельно с текстом. 2. Аппликация . На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту. 3. Магнитный . Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску. 4. Компьютерный . При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн - сервисы.

Слайд 19

М ожно сделать вывод, что использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников. В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников, и таких психических процессов как память, внимание, образное мышление .

Слайд 20

Следствием решения указанных задач становится повышение читательской грамотности ребенка, поэтические, художественные, естественно-научные тексты становятся более доступны ребенку. Не вызывают у него страха и отторжения. Так как любой текст при помощи взрослого и рисунков скрайбинга можно наглядно структурировать, «разложить по полочкам» и запомнить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению, любви к книге путем организации уголка «Наш книжный калейдоскоп».

Если еще 10 лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то в настоящее время  наблюдается негативная  тенденция - заметно снижается интерес к чтению у детей из-...

Эффективные формы работы с воспитанниками, направленные на развитие интереса к чтению художественной литературы

Консультация для воспитателейРоль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы с детьми в этом направлении....

Материал на xv Бушелевские чтения по теме: " Инклюзия. Опыт работы , творческое развитие " особенных детей "

Из личного опыта работы с детьми ,требующими коррекции , как я работаю с " особеннымит детьми...

Статья "Формирование интереса к чтению через детскую литературу"

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования интереса к чтению у дошкольников, так как заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и фи...

Рекомендации для родителей "Развитие интереса к чтению книги"

Рекомендации для родителей "Развитие интереса к чтению книги"...

Опыт работы по развитию интереса к чтению и детской книге

Раннее обучение детей чтению. Что это, дань моде или необходимость, диктуемая современным темпом жизни? Попробуем разобраться. К современному дошкольнику, стоящему на пороге школьного обучения, предъя...

Взаимодействие детского сада и семьи в контексте развития интереса к чтению

В данной статье кратко представлены основные элементы авторской технологии ТРИТАЧ, способствующие более эффективному  взаимодействию детского сада и семьи в контексте развития интереса к чтению....