Консультация "Алгоритм по проблемному обучению дошкольников"
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Алгоритм по проблемному обучению
Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук
За основу построения работы с творческой задачей мы взяли алгоритм, разработанный Н.Н. Хоменко и Т.А. Сидорчук.
Шаг № 1 – обсуждение проблемного поля, из которого формируется задача. Шаг № 2 – формулировка задачи (составляется в занимательной для ребёнка форме), вопросы: «Как быть? Что делать?» (выслушивание вариантов ответов без оценки решения, поощрение самых необычных).
Шаг № 3 – формулировка противоречия.
Шаг № 4 – ИКР (идеальный конечный результат) – сам объект решает задачу, используя свои ресурсы.
Шаг № 5 – обследование ресурсов объектов для решения противоречия. Шаг № 6 – формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.
Шаг № 7 – рефлексия: Что делали? Как? Зачем? На первом этапе мы использовали в работе с детьми проблемные ситуации, составленные Леновой Е.И., Бронниковой Н.С., Смельцовой О.А. Постепенно мы усвоили алгоритм решения творческих задач, последовательность диалога с детьми. В дальнейшем сами составляли проблемные ситуации, привлекая к созданию копилки ситуаций коллег своего дошкольного учреждения и родителей воспитанников. Проблемные ситуации подбирали таким образом, чтобы они были понятны и знакомы детям, связаны с программой и временем года: «Как полить цветы без лейки», «Во что собрать грибы в лесу, если нет корзинки», «Надо расчистить дорожку от снега, а лопатки нет», «Нужно слепить снеговика, а снега мало», «Как построить гараж для машины», «Как играть в песок баз совка?» и др. Сказочные ситуации брали из знакомых ребятам сказок («Как козляткам не пустить волка в дом?», «Как Маше не заблудиться в лесу?»), а также из стихотворений А. Барто, любимых нашими детьми: «Как бычку пройти по доске и не упасть?», «Как зайке не промокнуть под дождем?», «Как девочке быстро найти козленка в саду?». В самом начале работы по решению творческих заданий возникла необходимость проведения предварительной работы, «введения детей в проблему» с целью выявления, закрепления и обогащения имеющихся у детей представлений о той или иной ситуации. От этого в большой степени зависит «успешность» решения проблемы. В предварительную работу мы включали чтение книг, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, беседы с детьми, экспериментирование, рисование, лепку, конструирование, подвижные игры и т.д. Так, например, перед решением проблемной ситуации «Будем рисовать красками, а кисточек нет» проводилась предварительная работа – рисование разными способами; перед решением проблемной ситуации «Нужно слепить снеговика, а снега мало», мы с детьми лепили снежные фигуры разной величины, на занятиях по изобразительной деятельности знакомились со способом налепа («Вазочка»), перед решением творческой задачи «Как Маше не заблудиться в лесу?» проводились игры с лабиринтами и т.п. Мы знаем, что внимание детей в младшем дошкольном возрасте еще неустойчиво, произвольные процессы не развиты, детям часто требуется смена положения. Поэтому для поддержания интереса детей очень важно использовать сюрпризные моменты, «секреты», а также включать каждого ребенка в процессе решения задачи в практическую деятельность (имитация движений, передача эмоционального состояния героев и т.п.). Сам объект или ситуация схематизируются на доске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности дошкольника»
Развитие творческой личности ребенка - цель современного образования.Творчество рассматривается философами, как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего при...
Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике
В науке и практике утвердилось положение о том, что игра — эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в нео...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
«Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения дошкольника»
Консультация для воспитателей (выступление на педсовете)...
Проблемное обучение дошкольников на занятиях с математическим содержанием.
Главной задачей педагогики на современном этапе развития науки является формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в различных типах дошкольных орган...
Технология проблемного обучения дошкольников
В числе современных педагогических технологий рассматривается технология проблемного обучения. Насколько актуальна эта технология сегодня? Попробуем разобраться.В чем проблема...
Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»
Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...