Презентация по самообразованию «Технология проблемного обучения дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)
Внедрение проблемного обучения в ДОУ способствует развитию активности, наблюдательности и общительности у воспитанников. Дети сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения.
У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Согласно ФГОС у выпускника ДОУ должны быть сформированы такие интегративные качества как : 1). способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; 2). способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; 3). способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации преобразовывать способы решения задач ( проблем.
Актуальность технологии проблемного обучения - доставляет радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности .
Суть проблемного обучения заключается в том, что педагог создает познавательную задачу, ситуацию или задает проблемный вопрос и предоставляет детям возможность искать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мышление детей, придает ему критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания .
Структурными единицами или формами организации проблемного обучения являются: проблемная ситуация, проблемный вопрос, проблемная задача.
Проблемная ситуация Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта. Пример проблемной ситуации. Металлические предметы, например, монеты, в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Для того, чтобы решить данную проблему, провели опыт: монеты, опущенные в воду, сразу утонули. Рассматривая корабль, дети пришли к выводу, что его подводная часть полая, наполненная воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.
Проблемная ситуация Монеты утонули Корабль на плаву
Алгоритм решения проблемной ситуации : Постановка, формулирование проблемы. Выявление сущности проблемы. Выдвижение гипотез и предположений для решения проблемы. Проверка решения проблемы, обогащение знаний ребенка.
Решили проблему Буратино, помогли перебраться на другой берег реки, вспомнив, что Буратино сделан из дерева, проверили , что деревянные предметы не тонут.
Решили проблемную ситуацию Золушки: чтобы попасть на бал, она должна придти туда в оранжевом платье. В наших красках нет оранжевой, но сделать её можно, смешав две краски другого цвета. Ни сразу, но сделали краску оранжевого цвета, смешав краски красного и желтого цвета, нарядили Золушку в оранжевое платье.
Обсуждали и проверяли, чем лучше накрыть стол перед экспериментированием, чтобы он не промок: бумагой, клеёнкой, тканью? Дети предлагали свои варианты, и мы проверяли эти варианты. Таким образом проходило знакомство со свойствами бумаги, клеёнки, ткани.
Попробовали множество предметов для рисования, решая проблему: нет кисточек, тогда чем можно рисовать? Теперь знаем, поэтому рисуем губкой, ватными палочками, ватным диском, скомканной бумагой, « кляксописание » трубочкой, зубочисткой, пальцами .
Проблемный вопрос Это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. Проблемные вопросы : «Почему?», «Зачем»? Например, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого ?
Проблемная задача Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос. Пример: Буратино уронил ключ в воду, его надо достать. Но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
Долго решали проблемную задачу: как достать ключ Буратино из реки. Использовали и карандаш, и сковороду...
Получалось, да только доставали мы из банки с водой. Нашими предметами невозможно достать ключ из реки. И только Юра предложил использовать магнит, потому что ключ на дне реки – железный .
Итог В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами « видят » проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ творческой деятельности по теме самообразования: «Технология формирования единого педагогического пространства»
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства воспитателей, связующим в единое целое всю систему работы детского сада, является методическая работа. Роль методической работы значительно воз...

Тема по самообразованию «Технология моделирования - неотъемлемая часть в обучающем процессе с дошкольникам»
План по самообазованию на 2017-2018 учебный год...
План по самообразованию «Технология ТРИЗ как средство развития познавательного интереса дошкольников"
В данном плане представлена сетка занятий по месяцам по теме «Технология ТРИЗ как средство развития познавательного интереса дошкольников"...

Самообразование «Технология ТРИЗ в детском саду» Возраст обучающихся: 4-7 лет Срок реализации: 3 года
Развитие таких качеств мышления как гибкость, вариативность, системность, диалектичность.• Развитие поисковой активности.• Развитие речи.&bull...

Программа самообразования "Технологии нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Материал для воспитателей детского сада....

Самообразование ««Технология оригами, как средство развития конструктивных и творческих способностей у детей»
Цель работы по теме сасообразования: повысить свой теоретический, методический и профессиональный уровень путем изучения технологии - Оригами, как средства развития конструктивных способностей у детей...

Презентация по самообразованию «Технология проблемного обучения дошкольников»
Внедрение проблемного обучения в ДОУ способствует развитию активности, наблюдательности и общительности у воспитанников. Дети сами «видят» проблемные ситуации...
