Сценарий занятия. Путешествие в заповедные земли.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Хвалько Елена Аркадьевна

данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Занятие по окружающему миру. Имеет экологическую направленность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в заповедные земли»

   Цель:  Формирование экологической культуры и элементарных представлений о заповеднике «Столбы».

   Задачи:

1. Образовательные:

     познакомить с понятием «заповедник»;

     сформировать представление о животном и растительном мире заповедника «Столбы».

2. Развивающие:

    развивать познавательный интерес, экологическое мышление;

     развивать интерес к изучению родного края.

3.Воспитательные:

     воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу;

     воспитывать нравственно-патриотические чувства к Родине через экологическое воспитание;

      воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа с детьми: беседы о животном и растительном мире с рассматриванием  иллюстраций. чтение художественной литературы и заучивание стихов о природе, рассматривание Красной книги Красноярского края.

Сценарий занятия:

     -Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в очень красивое место- это заповедник «Столбы».  Но сначала надо вспомнить правила поведения на природ. Давайте  поиграем в игру «Разрешается - запрещается». Я зачитываю правила. Если вы считаете, что так вести себя на природе можно- хлопаете в ладоши, если нельзя- топаете ногами.

    -Правила:

     -Можно ли:

     -Ломать ветки?

     -Кормить птиц?

     -Кричать?

     -Бросать мусор?

     -Срывать цветы?

     -Разорять птичьи гнезда?

     -Наблюдать за животными?

      -Ловить насекомых?

      -Разорять муравейники?

      -Любоваться природой? 

      Вы все правильно сделали,  но мы с вами  находимся не просто в лесу, а в заповеднике, и здесь запрещается:

     - Повреждать скалы, делать наскальные надписи, сдирать мох и лишайник;

    - Сходить с обозначенных троп;

    - Проезжать на транспорте, в том числе на снегоходном, мотоциклетном и велосипедном;

    - Разводить костры, пользоваться открытым огнем, сжигать мусор;

   - Устанавливать палатки

   - Собирать, повреждать ягоды, грибы, орехи, цветы, травы;

   - Находиться с домашними животными;

    - Нарушать тишину, включать радио- и аудиоаппаратуру.

     - Ребята, а кто-нибудь из вас  знает, что такое заповедник?  Заповедник – это место, где природа живёт по своим законам. Человек не имеет право вмешиваться в них. Здесь охраняется всё: грибы, рыбы, травы, растения, животные. Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов. В заповедник люди приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Кроме того, на территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность человека, то есть здесь нельзя строить дороги, дома.

      В нашей стране много заповедников, но только наш заповедник «Столбы» был образован по желанию жителей города  Красноярска, которые захотели сохранить красоту этих скал и природы  вокруг.

      Мы вошли на территорию заповедника через Восточный вход. Природный заповедник «Столбы»  свое название  получил не случайно. Основной достопримечательностью стали огромные камни - «сиенитовые скалы», по велению природы принявшие облик исполинских великанов, в которых можно разглядеть очертания людей, животных и фантастических существ.

      Сразу за входом  мы  видим Гранитный карьер.   Когда-то здесь находились живописнейшие скалы, которые назывались Кизямы. Их взорвали и по частям использовали для строительства железнодорожного моста через Енисей.  Сиенит  из этих мест использовали и для отделки Коммунального моста, набережной реки Енисей,  различных зданий в нашем городе.

     Почти 20  лет назад Гранитный карьер был передан заповеднику. Была расчищена тропа, убраны камни, мешающие движению. Давайте мы с вами поднимемся по лестнице на  смотровую площадку. Как раз отсюда хорошо видна скала «Такмак»

    В далекие времена существовала легенда о происхождении этих скал.

     ...Было это в глубокой древности. Жил в Сибири своенравный, могучий царь Енисей. На гордо поднятой голове носил он прекрасную ледяную корону Саян.  Много дочерей имел Енисей, но самыми прекрасными были Базаиха и Лалетина. Однажды приехал к царю богатый князь Такмак со свитой, стал сватать Лалетину. А Енисей хотел выдать сперва Базаиху - старшей она была дочерью. Но наотрез отказался Такмак от такой невесты, уж слишком сварливой и капризной слыла она. Рассердился тогда царь Енисей и поднявшись во весь свой богатырский рост, закричал:

   - Коль так - быть тебе, князь Такмак, и всем твоим богатырям каменными столбами. Сделаю я своих дочерей речками, и будете вы стоять подле них веки вечные...

   Сказал - и так свершилось. Но слишком уж высоко к солнцу поднял свою голову гневный царь. Растаял от солнца его ледяной шлем, и сам Енисей превратился в реку...

 -Ребята, вам понравилась легенда? (ответы детей )

От Гранитного карьера по тропам можно  пройти не только к Такмаку, но и к другим скалам: Ермак, Бородок, Воробушки, Цыпа…

     -  Ребята, мы с вами в лесу. Давайте вспомним, какие животные обитают в наших лесах? (ответы детей).  На территории заповедника обитает  56 видов млекопитающих. Из копытных шире других в заповеднике распространен марал – самый крупный подвид благородного оленя. Также обитают косуля, кабарга, лось. Из крупных и средних хищников в заповеднике обитают бурый медведь, волк, рысь, росомаха, лисица, барсук. Все мелкие хищники относятся к семейству куньих. Это ласка, горностай, колонок, норка , выдра, собольСемейство грызунов – самое многочисленное в заповеднике -это лесные полевки, бурундуки, белки, белки-летяги.

    -Сейчас мы с вами спустимся вниз, там на стендах размещены фотографии животных. Многие фото сделаны при помощи фотоловушек. Кто знает, что такое  фотоловушки (ответы детей)

     - Посмотрите,   в Гранитном карьере есть кормушки для птиц. Каких птиц вы видите? (ответы детей). Здесь обитает  более 200 видов, из которых 41 вид птиц, внесенных в красную книгу.

    На территории заповедника распространено около 150 видов растений, подлежащих особой охране.  Много хвойных деревьев – лиственница, сосна, пихта, ель, кедр. А вот лиственных немного- осина и  береза.

  -Давайте подойдем к карте - что это за голубые ниточки на ней нарисованы? (ответы детей). Совершенно верно - это  ручьи и ручейки. Их  много, они необходимы и для жизни  растений и для жизни животных.

     В заповеднике  работает много людей - это государственные инспекторы, которые борются с браконьерами, охраняют заповедную территорию.  В заповедниках проводится научно – исследовательская работа. Там работают ученые-биологи, они  ведут учёт численности животных, наблюдают за погодой и влиянием человека на природу.

     -Как вы думаете, мы с вами  что-то можем сделать для сохранения  природы? Можем помочь работникам заповедника? (Ответ детей).

Наш заповедник «Столбы» по праву являются визитной карточкой, брендом Красноярского края и города Красноярска, любимым местом отдыха красноярцев, которые заряжаются здесь энергией и здоровьем.

Подведение итогов занятия:

    -Но вот подошло к концу наше с вами занятие, скажите мне, ребята, а где мы с вами сегодня  побывали? Что такое заповедник? Почему важно, чтобы животные не исчезали? Каких животных и птиц  вы видели? Только в заповеднике нужно беречь природу?



Предварительный просмотр:

Тема :  «Моя любимая игрушка»

Цель: закреплять умение составлять описательные рассказы с помощью схемы- плана.

Задачи:

   уточнение, активизация и актуализация словаря по лексической теме «Игрушки»: обогащение словарного запаса детей прилагательными, обозначающими признаки предмета (формы, величины, цветовых оттенков и т.д.); образование относительных прилагательных, сложных слов;

    развитие слухового и зрительного внимания, мыслительных процессов (классификации, обобщения);

     воспитание бережного отношения к игрушкам, навыков культурного общения, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я нашла у нас в группе вот такое письмо. Давайте вместе с вами посмотрим, что в нем.  Здесь какие-то картинки и записка от Незнайки. «Ребята,  я знаю, что вы очень умные, знаете буквы и  любите разгадывать загадки и ребусы. У меня никак не получается, помогите мне, пожалуйста! Отправляю вам картинки, если сложить первые буквы от названий-  то получится слово. Желаю вам удачи!»

 -Вот так задание! Поможем Незнайке?

Дети отгадывают слово «Игрушки.»

-Давайте мы с вами вспомним, из каких материалов могут быть сделаны игрушки .

 Игра с мячом «Игрушка какая?»

Игрушка из дерева какая? (деревянная)

Игрушка из железа какая?

Игрушка из резины какая?

Игрушка из глины какая?

Игрушка из кожи какая?

Игрушка из железа какая?

Игрушка из пластмассы какая?

Игрушка из плюша какая?

Игрушка из стекла какая?

Игрушка из олова какая?

Воспитатель: Игрушки бывают очень разные. Как можно сказать одним словом.

Игра «Какие игрушки?» (образование сложных прилагательных).

Кукла с длинными волосами – длинноволосая

Клоун с рыжими волосами – …

Буратино с длинным носом – …

Велосипед с двумя колёсами – …

Машина с 4-мя колёсами – …

Лошадка с белой гривой – …

Солдатик с длинными ногами – …

Карандаши разных цветов – …

Птица с сизыми крыльями – …

Заяц с длинными ушами – …

Сова с большими глазами – …

Мишка с толстыми пятками – …

- Вот, какие разные бывают наши игрушки.

Воспитатель:  Ребята, а откуда игрушки появляются? (Из магазина). Предлагаю вам отправиться в игрушечный магазин.

Слайд  – полки магазина игрушек.

Открываем магазин,

Продаем игрушки.

Покупает Михаил

Самолет и пушки.

А Марина и Ирина

Увидали у витрины

Буратино и Мальвину.

В магазин пришли с работы

Мамы, папы, дяди, тети,

Покупают для детишек

Игры, мячики и мишек.

-Сколько стоит сундучок?

-Сундучок? Пятачок.

-Дайте два сундучка.

-Дайте два пятачка.

Воспитатель: Посмотрите, как много игрушек продается в магазине! Как бы нам не запутаться! Разглядим все игрушки внимательно.

 Игра «Где стоят игрушки?».

- Что стоит на верхней полке справа?

- Какая игрушка стоит слева от кораблика?

- Какая игрушка стоит между матрёшкой и мишкой?

-Какая игрушка стоит справа от мячика?

  -Какая игрушка стоит на нижней полке слева? И т. д. 

Воспитатель: Все игрушки разглядели.

Ф\м:

Есть у нас игрушки                                        хлопки.

Пластмассовые погремушки,                    встряхивают кулачки

Мишка мягкий меховой,                            сжимают и разжимают пальцы

Мяч резиновый цветной,                           делают шар из пальцев

Кубик деревянный,                                      постучали по столу

Солдатик оловянный,                                  руки прижать к бокам

Шарик легкий надувной-                            руки сложить в круг перед собой

Я люблю играть с тобой.                             хлопают в ладоши.

Игра «Цепочка слов». 

Воспитатель: Я говорю  название игрушки, на какой звук заканчивается слово, на такой звук начинается  следующее название игрушки. Например: Кубик - конструктор - робот - трактор – рыбка.

Воспитатель: Ребята, а вы любите играть в игрушки? (Ответы детей). Я уверена, что у каждого из вас есть своя любимая игрушка. Предлагаю  сейчас рассказать всем друзьям о ней .

А  поможет нам в этом схема описания игрушек. (Рассматривание схемы и объяснение всех ее элементов).

1. Название игрушки.

2. Цвет.

3. Форма.

4. Строение (составные части).

5. Какая на ощупь.

6. Из какого материала сделана.

7. Размер.

8. Способ использования.

Воспитатель: Вот  как вы любите свои игрушки! Как здорово вы про них рассказали!

А послушайте небольшое стихотворение.

Пусть игрушки дружат с нами,

Обижать мы их не станем!

Поиграем, а потом

Все на место уберем

Сами мы себе поможем

По местам мы их разложим.

Игрушки не люди, но все понимают

И очень не любят, когда их ломают!

- О чём это стихотворение?

          - Как нужно относиться к игрушкам? (беречь, не ломать, не бросать, прибирать, убирать на свое    место и т.д.).

Воспитатель: Ребята,  вы сегодня большие молодцы- помогли Незнайке разгадать ребус, очень интересно рассказали о своих любимых игрушках. Я очень надеюсь, что вы будете бережно относится к игрушкам и убирать их на место, чтобы они долго радовали нас.



Предварительный просмотр:

Тема: Народные праздники (Масленица)

Цель: формировать представления об этнических особенностях российского  народа.

Задачи:

- продолжать знакомить с народными традициями и обычаями;

-развивать  любознательность

-воспитывать чувство  гордости, патриотизма  

Сценарий занятия:

 Все любят праздники. А за что? Зачем нужны праздники людям?  

Праздники  семьи - какие? (семейные -  Дни рождения, День свадьбы…)

Слайд 1 (семья)

Праздники страны - какие? (государственные - День Победы, День космонавтики, День защитника Отечества)

Слайд 2 ()

Праздники профессиональные - День воспитателя, День учителя, День Медиков, День Шахтеров, День Строителя и т.д.

Слайд 3  ()

 Праздники международные – какие? (День Земли, Международный женский день, Новый год.)

Есть праздники народные. В древние времена население нашей страны занималось сельским хозяйством. Труд крестьянина очень тяжелый, результат зависел не только от усилий людей, но и от природы. Поэтому в народе  отмечалось много праздников, связанных с разными временами года.

Один из таких праздников отмечают на пороге весны - веселый праздник Масленица.

Слайд 4 ()

С древних времен на Руси существует обычай - провожать зиму и встречать весну.

-Как вы думаете, почему праздник называют Масленица? На какое слово похоже? (ответы детей). Верно, похоже на слово масло. На Масленицу пекут блины - это главное блюдо, их обильно поливают маслом.

-На что похож блин? Блин-символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей.

«Блин красен и горяч, как горячее все прогревающее солнце»

Слайд 5 (блины)

Масленицу называют широкая.

-Как вы думаете, почему? (ответы детей). Веселый и  разгульный, праздник длится целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали его в народе широкой Масленицей. Каждый день имеет свое название.

Масленицу начинали отмечать с понедельника, первый день называется - Встреча.

Слайд 6 (чучело)

Детвора и взрослые мастерили соломенное чучело, похожее на человека. Надевали на него старую одежду, лапти, шапку, подпоясывали поясом. Чучело, олицетворяющее Масленицу, возили на санях, пели песни:

Душа ль ты, наша Масленица,

Приезжай к нам в гости

На широкий двор-

На горках покататься,

В блинах поваляться.

Сердцем потешаться.

Масленица Прасковея,

Приди к нам поскорее!

Встретим мы тебя блинами,

И мягкими пирогами!

Давайте мы тоже напечем блинов.

Физ\мин:

Брынцы-брынцы,        ладушки

Пеките блинцы!        хлопки ладонь о ладонь (горизонтально)

Мажьте масленее        поглаживать ладошки

Будет повкуснее!

Трын-трынца,         ладушки

Подайте блинца!        протягивают руки ладонями вверх 

Второй день назывался Заигрыш.

На рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место, вокруг него устраивались хороводы. Парни и девушки катались с ледяных гор, на санях. Сани по этому случаю наряжались цветными лоскутами, увешивались бубенчиками, колокольчиками. Парни хвастались, демонстрировали перед девушками свою удаль, лихо запрыгивали в несущиеся сани, показывали, какие они ловкие, сильные.

Было такое развлечение «Взятие снежного городка».

Слайд 7  (картина)

Сначала взрослые и дети стоили из снега и льда крепость с башнями, стенами и воротами. Внутри крепости помещалась «стража». Потом конные и пешие «атаковали» крепость: пешие лезли по ледяным стенам, а конные  пытались ворваться через ворота. А стража крепости оборонялась метлами. Есть такая знаменитая картина, которая так и называется «Взятие снежного городка», написал ее наш земляк, который жил и работал в Красноярске - Суриков Василий Иванович

Еще одна традиционная русская забава - кулачные бои.

Слайд 8 (бои)

Мужики разбивались на две команды. По общему сигналу сходились стенка на стенку. Бой обычно начинали мальчишки, затем выходили парни и только в разгар «сражения» выходили опытные бойцы и решали исход боя.  Существовали свои правила - запрещалось использовать оружие, нельзя бить лежачего, преследовать спасающегося бегством.

Обязательным атрибутом Масленицы являлся медведь — живой, закованный в цепи, или ряженый человек. Нередкой забавой русских людей была борьба с медведем. Дети, также наряженные животными, ходили по дворам и колядовали, собирая себе угощение на праздничный вечер.

Слайд (коладки)

Третий день, среда — Лакомка.  В этот день нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка «Не житье, а масленица». 

Слайд 9 (стол)

Четверг — Перелом, то есть половина праздника уже прошла.

Пятница Тещины блины,

Суббота —  Золовкины посиделки, 

Эти дни считались всегда семейными, когда собирались вместе большой семьей.

Итак, главное угощение праздника - блины. Хозяйки начинали печь их с понедельника и пекли всю неделю.

-Как пекут блины? Из чего делают тесто для блинов? (ответы детей)

-А вы с  чем блины есть любите? (ответы детей)

Напекали блинов горы, так как съедали их неимоверное количество. «Блин не клин, живот не расколет»- так говорили в народе.  К блинам подавались сметана, яйца, рыба и разные сладости.

Воскресенье — Целовальник,  Прощеное воскресенье.

В воскресенье устраивали проводы Масленицы.

Слайд 10

 Последний день самый веселый, несмотря на то, что его называли «Прощеный день». Люди ходили от двора ко  двору, просили друг у друга прощения. Если в течение года  чем-то оскорбили, обидели  друг друга, то, встретившись в «прощеное воскресенье», они непременно приветствовали друг друга поцелуем и  обязательно просили прощения.

Давайте мы с вами встанем в кружок и обнимем друг друга, скажем

Снова на санях возили соломенное чучело в сопровождении ряженых и детворы. Потом его торжественно сжигали. На этом праздник, который длился целую неделю, заканчивался.

-Кто запомнил, как назывались дни на праздничной неделе? (ответы детей)

А после масленицы начинался Великий пост. В это время нельзя было есть мясные блюда, молочные продукты, рыбу, яйца. Можно было потреблять соленья, картошку, каши, грибы.

- Как вы думаете, чем отличалась еда, положенная во время поста, от еды, запрещенной на это время? (Разрешалась пища растительная).

Мы с вами тоже будем колядовать, поэтому нам нужно подготовиться- разучить колядки и песенки, а так же сделать маски. Этим мы сейчас и займемся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Путешествие по планете Земля"

Интегрированное занятие "Путешествие по планете Земля", включающее в себя работу по речевому, познавательному,  социально-коммуникативному, художественно-эстетическому развитию. ...

Открытое занятие "Путешествие по планете Земля"

Цель.1.Расширять кругозор и эрудицию детей.2 Развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление.3 Формировать языковые навыки, связную речь, обогащать словарь.4 Воспитывать любовь к родной зем...

Конспект занятия "Путешествуя по планете Земля, совершаем добрые дела"

Развивать у детей старшего дошкольного возраста поисково-познавательные способности в процессе разрешения специально моделируемой ситуации....

Сценарий развлечения "Путешествие по заповедным местам"

Цель. Создать условия для повышения уровня экологической культуры дошкольника. Расширить кругозор в области охраны природы.Задачи:1.Дать знания о заповедных местах ХМАО и о проблемах  сохранения ...

Открытое занятие "Путешествие на планету "Земля""

Закрепление представлений детей о характерных признаках весны....

Занятие "Путешествие по планете Земля"

Занятие для подготовительной группы...